"Группа компаний "Конрад", когда в 2006 году на торгах Фонда имущества Санкт-Петербурга выкупила участок бывшего Фарфоровского кладбища, идет законным путем шаг за шагом, чтобы получить разрешение на строительство семейно-досугового комплекса на месте бывшего кинотеатра "Спутник"". Об этом сегодня, 29 января, на пресс-конференции в Санкт-Петербурге заявил генеральный директор ЗАО "Петровский строитель" (входит в ГК "Конрад") Алексей Каекин. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Каекина, на данный момент "Петровский строитель" имеет "полный набор разрешительной документации, сейчас мы получаем ордер Государственной административно-технической инспекции на оборудование временного забора, наш проект проходит государственную экспертизу".

Как рассказала заместитель генерального директора ЗАО "Петровский строитель" Юлия Зимнухова, комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) выдал "справку о том, что исторических захоронений на этом месте нет".

"Земельный участок по адресу: улица Бабушкина, 40, лит А, находится за пределами зоны охраны объектов культурного наследия. Участок располагается вне границ археологического и культурного слоя", - процитировала положения справки КГИОП Юлия Зимнухова. Как оказалось, в документе КГИОП ни слова о судьбе или хотя бы наличии захоронений на этом участке нет.

По данным руководителя информационно-аналитического центра "Помним всех поименно" Александра Несмеянова, на территории бывшего Спасо-Преображенского кладбища Императорского Фарфорового завода в течение длительного периода - с 1831 года по 1927 год, а затем с 1941 года по 1945 год - производились массовые захоронения жителей и защитников города. Об этом, отметил эксперт, говорит "исчерпывающее количество документов".

"Пытаются затереть главное: есть могилы или нет. Вот в чем вопрос, - сказал Несмеянов. - Деяния собственника можно оценить как приготовление к надругательству над умершими и местами захоронения".

Эксперт указал на два федеральных закона "О похоронном деле" и "Об увековечивании памяти защитников Отечества". Но эти законы будут иметь действие, если захоронения будут документально признаны. А разрешительные документу ГК "Конрад" Несмеянов назвал "филькиными грамотами".

Как рассказал историк-краевед, начальник отдела мемориальной скульптуры Музея городской скульптуры Юрий Пирютко, в 1930-е годы кладбище было "приговорено" к исключению из списков кладбищ Санкт-Петербурга и стерто с последующих градостроительных документов города. Его территории были отданы под другие цели. Однако, как не раз подчеркивал Пирютко, никаких перезахоронений произведено не было.

Юлия Зимнухова призналась: "Мы не знаем, что там находится в земле. Сохранилось там что-то или не сохранилось..." Экспертиза, которая бы показала наличие захоронений, не делалась, так как, как уточнила Зимнухова, КГИОП не выдает соответствующее техническое задание. А без технического задания экспертиза будет признана "несанкционированной копкой".

Также Юлия Зимнухова сообщила, что было проведено заседание в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ, который с 1 января 2013 года ведомство должно разделиться на четыре независимые структуры - прим. ИА REGNUM). В комитете представителям инвестора сказали, что захоронения на данной территории "мало вероятны". "Нам сказали, чтобы при строительных работах были очень внимательными, - продолжила Зимнухина. - Если в процессе работы что-то из останков будет выявлено, работа сразу остановится. Останки изымаются и производится перезахоронение".

Представители инвестора привели еще один довод со своей стороны. "Согласно топографической съемке, около 40% территории участка ГК "Конрад" уже "перекопано на 2-2,5 метра и проложено коммунальными сетями", - заявил Алексей Каекин.

В итоге участники дискуссии так и не смогли прийти к какому-либо компромиссу. Инвестор не планируется отказываться от планов на территории, а градозащитники ждут ответов на свои письма к чиновникам правительства страны и города.

Директор Центра изучения военной истории, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Евгений Ильин назвал всю ситуацию вокруг бывшего погоста "войной за памятью". "Если мы являемся культурной столицей и если мы видим, что творится безобразие, мы должны сказать, что это преступление. Мы не желаем, чтобы какое-либо строительство на костях наших предков", - бескомпромиссно заключил Ильин.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, кинотеатр "Спутник" был в свое время построен на территории разоренного Фарфоровского (Спасо-Преображенского) кладбища. Перезахоронения останков практически не производилось. Согласно законодательству, на месте захоронений могут быть устроены только зеленые насаждения.

Вырубка деревьев в сквере около метро "Ломоносовская" за зданием бывшего кинотеатра "Спутник" началась с 8 января 2013 года. По информации общественного движения "Живой город", несколько лет назад эта территория, бывшая общедоступным сквером, оказалась в собственности компании "Конрад", анонсировавшей планы по сносу кинотеатра "Спутник" и застройке всего участка 12-этажным многофункциональным комплексом.

Уже отправлены обращения президенту РФ Владимиру Путину, губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко и в городскую прокуратуру. Также к губернатору города обратилась группа художников Императорского фарфорового завода и сотрудники Государственного Эрмитажа с просьбой становить строительство.

Напомним, что последняя попытка застроить бывшее кладбище, вызвавшая широкий общественный резонанс, предпринималась инвестором в августе-сентябре 2011 года. Тогда планировалось строительство автозаправки на месте исторического Митрофаньевского кладбища на Митрофаньевском шоссе. Верующие петербуржцы, вставшие на защиту кладбища, на протяжении нескольких недель проводили круглосуточные молитвенные стояния у поклонного креста, установленного на кладбище.

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко посетил Митрофаньевское кладбище, после чего работы по строительству автозаправки были приостановлены. Затем один из защитников кладбища добился запрета на строительство на Митрофаньевском кладбище через суд, так как доказал с помощью архивных материалов, что там были похоронены его родственники.