В 2013 году Польша и Литва торжественно отмечают юбилей "январского восстания" 1863 года, когда часть дворянства Царства Польского выступила за отделение от Российской Империи и восстановление независимости польского государства - Речи Посполитой в границах 1772 года, т.е. включая земли современных Белоруссии, Украины и Литвы. Власти Белоруссии не проводят масштабных торжественных мероприятий, однако и не оставляют 150-летний юбилей без внимания. О современном восприятии событий 1863-1864 годов в белорусском обществе в интервью корреспонденту ИА REGNUM 30 января рассказал белорусский писатель, председатель витебской общественной организации "Русский дом" Андрей Геращенко.

ИА REGNUM: Является ли восстание 1863 года "национально-освободительным", как утверждают представители белорусской прозападной оппозиции и официальные издания?

Восстание 1863 года было сословным восстанием польской шляхты, которое затем подхватили разного рода польские разночинцы. Началось оно именно в Варшаве, а уже затем перекинулось на белорусские, литовские и украинские земли, поскольку там поляки составляли подавляющее большинство помещиков. При этом было деление на "белых" и "красных". Первые хотели восстановления Речи Посполитой с сохранением привилегий шляхты, а вторые, в частности - Викентий Константин Калиновский, того же, но только с различного рода социальными реформами, ограничивающими привилегии шляхты. Ни о каких белорусах тогда речи не было. В прокламациях, изданных в Вильно при непосредственном авторстве и участии Викентия Калиновского, так и говорилось: "Боже, спаси Польшу!".

ИА REGNUM: Насколько обосновано именование данных событий как "национально-освободительное восстание под руководством Кастуся Калиновского"?

Сам Калиновский, наверное, очень бы удивился, узнав, что он - Кастусь. Даже своим вторым именем - Константин, он подписывался редко, а Кастусь - никогда. Кастусь, Андрусь, Юрась - это полонизированные уменьшительные имена, используемые в просторечии. По большому счёту Кастусь Калиновский то же самое, что в аналогичном русском варианте - Емелька Пугачёв (а не Емельян Пугачёв). Но невежество толкает наших отдельных деятелей на то, чтобы пойти даже на некое уничижительное искажение имени Калиновского по принципу "лишь бы было не по-русски".

Калиновский был ярким человеком, с революционными настроениями. Он пытался подстрекать к восстанию крестьян, но неудачно. Судьба его сложилась трагически - он был казнён в Вильно. Из этих его действий и нескольких прокламаций, написанных на местных говорах, впоследствии создали миф о его "белорусскости" - это было выгодно в годы СССР, так как нужен был "национальный герой-борец с царизмом". На самом деле никакого отношения к белорусскому национализму и вообще белорусским идеям Викентий Констатин Калиновский не имел. А человека под именем Кастусь Калиновский вообще никогда не существовало.

Восстание 1863 года сложно назвать даже польским национально-освободительным, так как польские крестьяне в массе не поддержали шляхту и действовали в поддержку царского правительства - как и белорусские, украинские, литовские и латышские. На мой взгляд, это было типичное сословное восстание шляхты, которая в условиях наступающего капитализма вообще не видела для себя места под солнцем в изменяющемся новом мире.

ИА REGNUM: Исходя из сказанного, как следует понимать действия министерства связи и информатизации Белоруссии, которое выпустило в обращение карточку с оригинальной маркой "175 лет со дня рождения Кастуся Калиновского"?

Идея с гашением марки на Белпочтампе, как инициатива проведения 2 февраля (в день рождения Калиновского) диктанта на тему "Письма из-под виселицы" выглядят странно. Не зря с таким воодушевлением о диктанте говорил писатель Владимир Орлов. На его взгляд, идеи Калиновского ныне очень актуальны. Согласен с этим и один из лидеров оппозиции Александр Милинкевич. "Актуальность" здесь очевидна: они пытаются поднять Калиновского на щит в качестве символа борьбы "за волю и долю", а если более конкретно - против Александра Лукашенко. Думаю, что Калиновский постепенно будет в идеологическом плане выдвигаться на место Василия Быкова, так как у оппозиции просто нет никого из ныне живущих, чтобы занять это место.

Понятно, что выделенные из-за рубежа деньги надо отрабатывать. Но зачем "Белпочте", Минсвязи и другим министерствам подключаться к раздуванию всех этих идей "польщинизации" Белоруссии и, по крайней мере, на данном этапе, к расшатыванию позиций Лукашенко - это уже вопрос. Скорее всего, просто там не ориентируются в ситуации, так как наша идеология вообще слабовата в таких вопросах. Но не исключён и вариант, что таким образом постепенно готовится реванш националистов, проигравших в девяностых - им в помощь и то, что сам Лукашенко, вероятно, не успевает следить за положением дел в идеологии и культурной политике, сосредоточившись на экономических проблемах.