ИА REGNUM публикует мнения российских исламоведов о ситуации в российском исламе и перспективах ее изменения в 2013 году. На вопросы агентства ответил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов.

ИА REGNUM: Можно ли говорить о существовании в России единого мусульманского информационного, идейного, политического пространства, и какие тенденции в нем будут преобладать в 2013 году?

В России исторически было разделение исламской уммы по национально-региональному признаку: условно на "татарское" и "кавказское" сообщества. Единственная попытка такое деление прекратить было предпринято Российской ассоциацией исламского согласия (РАИС) и Советом муфтиев России: в оба федеральных муфтията входят как поволжские регионы, так и кавказские. Однако подобные факты не позволяют говорить, что ситуация с дроблением будет преодолена. Практически в каждом регионе действует один или более муфтиятов (больше всего ДУМов находится в Пензенской области - их там целых четыре).

При этом муфтиятов, имеющих межрегиональный и, соответственно, федеральный характер, уже пять: Координационный центр мусульман Северного Кавказа (2200 приходов), Духовное управление мусульман Татарстана (1300 мечетей, из которых еще 18 - за пределами Татарстана, входящих в Казанский муфтият), Центральное духовное управление мусульман (1050 приходов), Совет муфтиев России (750 приходов), Российская ассоциация исламского согласия (120 приходов) и Исламский конгресс России (50 приходов). Поэтому когда представители власти встречаются, например, с председателем СМР Равилем Гайнутдином, они должны понимать, что перед ними человек, представляющий всего лишь 15% от всех мусульман России.

Тенденция к региональному дроблению, в основном, свойственна Совету муфтиев России. Эта структура искусственно создает в регионах, где уже существует ДУМы, альтернативные муфтияты. Такое мы наблюдаем, в частности, в Ленинградской области, когда наряду с уже много лет существующей мусульманской организацией во главе с Равилем Пончаевым (в подчинении ЦДУМ), придерживающегося традиционного для России ислама, СМР создает организацию "Азан". Это делается для того, чтобы в перспективе создать на ее базе альтернативный муфтият. Это означает организационный раскол уммы этого региона. То есть мы видим, что дробление будет продолжено и дальше. И цифра в 80 с лишним муфтиятов по стране - это не предел.

ИА REGNUM: Весь 2012 год приходили сообщения об убийствах мусульманских лидеров - заместителей муфтиев Татарстана и Северной Осетии, шейха Саида Афанди и имама мечети Каримуллы Ибрагимова в Дагестане. Чем вызвано увеличение таких преступлений?

Ответ очевиден: ваххабизм от пропаганды перешел к милитаристской стадии развития, причем это стало происходить не только на Северном Кавказе, где в некоторых республиках власти капитулировали перед фундаменталистами, пойдя по пути диалога с ваххабитами, но и в Поволжье. Более того, мы видим, что сейчас образовался единый ваххабитский фронт от Дагестана до Татарстана. Между террористическим подпольем регионов есть координация действий, взаимоконтакты, а власти демонстрируют слабость и непоследовательность по отношению к ним.

В Дагестане фактически легализован ваххабизм в лице так называемых "умеренных салафитов" (что в итоге завершилось серией терактов, в ходе которых погиб Саид Чиркейский), а в Татарстане на действия радикалов из "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" смотрели сквозь пальцы. Только сейчас в Казани начались какие-то подвижки...

Всем должно быть понятна простая истина: любые уступки исламским радикалам в их глазах выглядят проявлением слабости. В Дагестане стали договариваться с салафитами типа Абу Умара Саситлинского. В Татарстане пошли на поводу у проповедника Рамиля Юнусова, получили в итоге убийство Валиуллы Якупова и покушение на муфтия Ильдуса Фаизова. Ваххабиты не понимают уговоров и переговоров. У них это даже вызывает своеобразный энтузиазм: раз власти идут на уступки, значит, мы - на верном пути.

Тот факт, что именно 2012 год стал годом террора против идеологов традиционного ислама, объясняется тем, что, с одной стороны, выросло поколение молодежи, воспитанное на ваххабитской идеологии и готовое к активным действиям, с другой, - влиянием "арабских революций" с Ближнего Востока. С третьей стороны, это активизация накануне Универсиады-2013 в Казани и Олимпиады-2014 в Сочи - самых крупных международных событий в России. Попытаться их сорвать - одна из целей ваххабитов.

ИА REGNUM: В конце 2012 года громко обсуждалось ношение хиджабов школьницами в Ставропольском крае. Будет ли это иметь последствия для российского ислама в целом?

Если внимательно проанализировать "хиджабный скандал", то будет ясно, что его раздули именно исламистские ресурсы. Цель понятна - "прозондировать почву", проверить, получится ли навязать свои ценности немусульманскому населению? Не случайно, что этот скандал разогрелся на Ставрополье. Подобная ситуация возникала и в Дагестане, и в Татарстане, однако ее никто не раздувал до федерального масштаба, причем так, чтобы даже глава страны вынужден был обратить на нее внимание.

Сейчас, чтобы унять визги, что "нашим дочерям запрещают носить хиджаб", государству нужно действовать спокойно и твердо. Другой же стороне нужно понять, что пока мусульмане не научатся действовать цивилизованно, отношение к ним в России не изменится.

На память приходят события 2002 года в Казани, когда женская организация "Муслима" попросила разрешить мусульманкам фотографироваться для паспортов в хиджабах. Через суд они получили такое право, т.е. пошли цивилизованным путем, сделав все по закону. Причем происходило это без угроз физической расправы в отношении паспортистов. Может уже, наконец, мусульманам на юге России следует начать брать с мусульман Татарстана пример?