"Гармонизация приднестровского законодательства с российским выведет Приднестровскую Молдавскую Республику на магистральный путь развития государственности", - заявил, как сообщили 7 февраля корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Верховного совета ПМР, в ходе состоявшейся накануне в Тирасполе международной конференции "Гармонизация законодательства с российским - магистральный путь развития приднестровской государственности" президент российского фонда развития гражданского общества "Народная дипломатия" Алексей Кочетков.

По его словам, инициатива по проведению конференции поступила от гражданского общества Приднестровья и России. "Очень важно, что импульс идет именно из гущи народных масс, для того чтобы вывести приднестровское государство на магистральный путь обретения признанной государственности", - отметил Кочетков. "Мы решили привлечь к работе именно общественные неправительственные структуры, - продолжил эксперт. - Это дает возможность посадить если не за стол переговоров, то за рабочий стол представителей различных политических течений и лагерей, что само по себе уже позитивно. Нужны конкретные модераторы, которые это дело могли бы осуществить. В силу определенных обстоятельств российские официальные лица не могут выступать в этой роли. Для этого нужны неправительственные структуры. Ни на Украине, ни в Молдавии таких структур, которые были бы готовы взять на себя эту ответственность, нет. Поэтому именно российские общественные неправительственные негосударственные организации взяли на себя эту ответственную работу и обязанность - осуществить мероприятия по подготовке и проведению гармонизации".

"Наша цель - собрать экспертное сообщество, собрать рабочие группы из экспертов как с одной, так и с другой стороны, помочь им определить и согласовать между собой задачи. После того, как эта задача будет решена, вопрос будет вынесен дальше на рассмотрение. Вот и весь механизм. Все, что идет через бюрократические структуры, затягивает, усложняет и удлиняет процесс. Что касается общественных, неправительственных, негосударственных структур, то расходы тут минимизированы и длина забюрократизированной цепочки максимально сокращается. Поэтому путь от заявки до решения минимален", - отметил Кочетков.

В свою очередь профессор кафедры конституционного права МГУ, член Общественной палаты РФ Елена Лукьянова заявила, что "нет ничего сильнее идеи, время которой пришло". "Поэтому пора вступать в решающую фазу и переходить от слов к работе. У нас намечены некоторые основные направления, на которых строилась бы эта работа", - отметила эксперт. По ее словам, сегодня "все больше и больше функций переходит к обществу, для контроля за государством". "Именно поэтому вот эти вопросы гармонизации законодательства сегодня переданы не государству, не чиновникам, не депутатам, а именно некоммерческим организациям, фондам, ученым. Поэтому предлагаем создать рабочую группу по синхронизации, гармонизации законодательства и начать уже работать. Мы привезли предложения российской части специалистов. Мы выбирали наиболее сильных, известных, знающих специалистов, которые могут быть гибкими... Было бы здорово, если бы мы в самое ближайшее время получили бы предложение от приднестровской стороны, договорились бы о том, кто и как вырабатывает те самые неприкосновенные позиции, принципиальные для государства", - отметила Лукьянова.

Со своей стороны российский парламентарий, координатор парламентской группы по взаимодействию с Верховным советом ПМР Сергей Гаврилов заявил, что "отношение России к Приднестровью носит системный, а не случайный характер". "Мы, безусловно, оказываем помощь в реализации социальных и благотворительных задач, модернизации, прежде всего, социальной инфраструктуры Приднестровья. Но мы хотели бы, чтобы в основе этих задач лежали фундаментальные проекты, которые были озвучены сегодня. Важно, чтобы приднестровское законодательство соответствовало общеевропейским задачам XXI века, чтобы оно модернизировалось прежде всего в области защиты прав человека, решении социальных программ, программ материнства и детства, экономики", - отметил депутат.

По его словам, все фракции Госдумы РФ "понимают проблемы приднестровско-молдавских отношений". "Я должен сказать, что этот подход предельно прагматичный, предельно ответственный. Мы не хотим форсировать события и делать скоропалительных выводов. Мы хотим вывести ситуацию в цивилизованное русло, уйти от недопонимания, особенно в таможенном регулировании, хотим, чтобы ситуация была максимально понятна с точки зрения интересов поставщиков, в том числе газа, чтобы наши взаимоотношения были максимально цивилизованными. Мы не торопимся в принятии наших решений. Все обязательства России, которые она брала на себя по поводу миротворчества и безопасности, поддержки пенсионеров и социальных программ, мы выдерживаем. Мы считаем, что мы не можем оставить наших соотечественников. Надеемся, что мы сможем урегулировать вопросы консульских служб, вопросы взаимодействия экономических векторов, участия предприятий, в том числе и Молдавии, в модернизации экономики в рамках российских программ, в том числе в рамках гособоронзаказа, что, собственно, и предлагал председатель военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин", - отметил Гаврилов.

Участники конференции с приднестровской стороны в свою очередь отмечали, что работа по гармонизации законодательств Приднестровья и России ведется давно. По словам депутата Верховного совета ПМР Галины Антюфеевой, "была проведена огромная работа, поэтому у этой группы есть возможность не начинать с нуля, а воспользоваться теми документами, которые уже были отработаны, и перспективный план такой гармонизации уже составлен". "Сегодня намечен новый этап в развитии взаимоотношений с Россией в плане гармонизации нашего законодательства с российским. Я рада этому", - заявила депутат. По ее словам, "совместная работа по гармонизации законодательства дает уверенность в том, что у нас появится больше возможностей быть ближе к России". "Мы надеемся, что по завершении этой большой работы у нас будет больше шансов на признание нашей республики. И это нас вдохновляет. Думаю, что это консолидирует все ветви власти и делает нас ближе к нашей общей цели - признанию нашей республики", - подчеркнула Антюфеева.

Другой приднестровский парламентарий Владимир Боднар выразил мнение, что подобные мероприятия очень значимы "и для наших людей, и для нашей государственности". "К нам приехали люди, которые занимаются государственным строительством в РФ, которые занимаются общественными движениями в РФ, которые занимаются тем, что называется гражданское общество. Такой сплав ради дальнейшей судьбы Приднестровья - это уже позитив. Второе, это то, что подобную работу мы не начинаем с чистого листа. Она уже проводилась в 2006-2007 годах, но, к сожалению, не была завершена. Поэтому справедливо, что мы вернулись к теме гармонизации законодательства. Это позитивно для развития приднестровской экономики, самого гражданского общества в ПМР, взаимосвязи с подобными структурами в РФ. Естественно, главная цель - признание Приднестровья как государства международного уровня", - отметил депутат.

"Почему мы говорим о гармонизации с Россией? - продолжил Боднар. - Потому что мы видим движение в определенных направлениях, нет стагнации, нет какой-то остановки. Есть спорные моменты, законы, с которыми мы не согласны частично или полностью. Но в то же время мы видим интересную работу. Если хотят с нами совместно работать, если приводят в пример и наше приднестровское законодательство, которое в ряде случаев давно обогнало российское, то что тут плохого?"

В свою очередь глава приднестровской парламентской комиссии по внешней политике Дмитрий Соин выразил мнение, что стратегические для Приднестровья законопроекты могли бы направляться на экспертизу в профильные комитеты Госдумы. "В этом случае профильные комитеты Госдумы могли бы играть роль экспертных центров, которые давали бы четкую оценку: насколько те или иные законопроекты соответствуют международному праву, насколько они будут нас приближать или отдалять от РФ", - отметил депутат.

Вице-спикер приднестровского парламента Сергей Чебан отметил, что процесс гармонизации еще далек от логического завершения:"Уверен, что дискуссия государственных деятелей, ученых, экспертов из России в рамках этой конференции будет иметь практический результат в выработке комплексного подхода к дальнейшему процессу гармонизации законодательства. Эта работа не только обогатит теорию, но и на практике позволит выработать конкретные формы и пути адаптации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации, а гармонизированное законодательство позволит создать основу для последующей интеграции Приднестровья в правовое пространство России".

По окончании работы конференции российский депутат Сергей Гаврилов выразил уверенность в том, что эта встреча станет "проводником при переходе на новый, более цивилизованный уровень развития взаимоотношения двух государств". В свою очередь председательствовавший на конференции Алексей Кочетков подчеркнул: "Сама идея включения гражданского общества в этот процесс ведет к установлению гражданского согласия между различными политическими и общественными силами. Это гражданское согласие должно быть установлено через открытую дискуссию. И эта дискуссия должна длиться ровно столько, сколько понадобится для установления гражданского согласия и внутреннего мира".