7-8 февраля 2013 года в Брюсселе прошел первый за этот год саммит лидеров ЕС. Он посвящен вопросу принятия бюджета Евросоюза на семилетку 2014-2020 годов. Нынешний саммит являлся саммитом-продолжением, поскольку предшествующее мероприятие от 22/23 ноября 2012 года с данной повесткой дня закончилось провалом. Участникам ноябрьского саммита не удалось договориться ни по общей сумме бюджета, ни по конкретному наполнению отдельных статей. Обычно на саммитах-продолжениях лидеры ЕС находят компромисс. Так случилось и на этот раз. Промежуток между саммитами используется для согласования позиций.

Новый цикл евробюджета начинается 1 января 2014 года. Принятый на февральском саммите лидеров ЕС бюджет теперь должен получить одобрение Европейского парламента. Это означает, что у европейцев имеется еще 11 месяцев для окончательного согласования бюджета. В 1999 году бюджет ЕС был согласован за 9 месяцев до вступления его в силу. В 2005 году - за 12 месяцев. Принципиально различные позиции национальных лидеров на стратегию бюджетных расходов в условиях финансового кризиса затрудняют компромисс по бюджету 2014-2020 годов. До нынешнего февральского саммита 2013 года было безрезультатно рассмотрено три варианта бюджета ЕС с разными вариациями по статьям, каждый раз с уменьшением общей суммы. Первый проект бюджета, подготовленный Еврокомиссией и председателем Европейского совета Ван Ромпеем, предусматривал общую сумму на семь лет в €1053 млрд. Следующее предложение Европейской комиссии предполагало бюджет ЕС уже в размере €1012 млрд., что примерно на 5,5% больше, чем в предшествующую семилетку. Разницу в пять с лишним процентов можно списать на инфляцию. Последнее предложение Ромпея, прозвучавшее на ноябрьском саммите, предусматривало сумму в €972 млрд. Она не устроила немцев, которые стали ориентироваться на €960 млрд. Дэвид Кэмерон выдвигал более амбициозный проект сокращения бюджетной программы Евросоюза до €890 млрд.

Страны-доноры - Великобритания, Германия, Швеция и Нидерланды, которые дают в бюджет Евросоюза больше, чем получают, посчитали предложенные Брюсселем варианты излишне большими по общей сумме. Требование сокращения бюджета они маскируют лозунгом его "лучшего использования" и необходимостью соотносить бюджет ЕС с политикой экономии в странах-членах. Германия хотела бы сокращения дотаций на сельское хозяйство и фонды сплочения. Главный евроскептик - Великобритания хочет обрезать все и сделать общую сумму бюджета, как можно меньше. Франция отстаивает статью аграрных субсидий и выступает защитником субсидий стран новой Европы. Олланд призвал Европейский парламент на этой неделе не соглашаться на любое сокращение фондов сплочения, т. е. Франция поддержала Польшу - главного получателя субсидий в Центральной Европе.

Предметом наиболее принципиальных споров являются две самые крупные статьи бюджета: аграрные субсидии (40% бюджета) и субсидии бедным странам-членам ЕС, т. н. структурные фонды и фонды сплочения (36%). Против уменьшения общей суммы бюджета из крупных государств членов ЕС выступают Франция, Италия и Испания, которые получают главную выгоду от сельскохозяйственных субсидий ЕС. Великобритания особенно яростно атакует статью административных расходов, которая, на самом деле, не составляет большую величину - 6%. Делается это премьер-министром Дэвидом Кэмероном из-за внутриполитических соображений на радость британским избирателям.

Европейская комиссия хотела бы получить на административные расходы на 7 лет €62 млрд. Кэмерон предлагал дать ей на €6 млрд. меньше. Великобританию в ЕС интересует только Общий рынок, а не аппарат управления в Брюсселе и какие-либо реальные процессы интеграции. Отчасти претензии к еврочиновникам имеют основания. Оказалось, что верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности англичанка Кэтрин Эштон получает в Брюсселе на £70 тыс. в год больше, чем ее соотечественник - британский премьер Дэвид Кэмерон в Лондоне. Хотя политическая ответственность этих двух деятелей несоизмерима. Накануне саммита германский Welt am Sonntag опубликовал сведения о том, что зарплата 4.365 (почти 10%) служащих ЕС равняется примерно зарплате канцлера Германии (€16,275 в месяц), а у 1.760 служащих даже превышает ее. Административный аппарат ЕС, составляющий 46 тыс. служащих, подвергают справедливой критике за высокие зарплаты, пенсии, низкие ставки налогов и высокий уровень гарантий занятости.

Саммиту предшествовала накануне в среду 6 февраля ставшая уже традиционной франко-германская встреча на высшем уровне канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда. На этот раз она прошла в Париже.

Провал ноябрьского саммита был связан с тем, что Франция не согласилась на дальнейшее уменьшение бюджета, которое предложили Великобритания и Германия. Ангела Меркель при определении общей суммы бюджета вынуждена ориентироваться на настроение избирателей в Германии, поскольку ее ждут всеобщие парламентские выборы в этом году. Меркель накануне саммита призвала к сокращению бюджета, но дала понять, что она не пойдет так далеко на этом пути, как предлагает Кэмерон. Британский премьер накануне саммита угрожал наложить вето на бюджет, если его общая сумма окажется высокой. На личной встрече с Олландом Меркель договорилась об общей сумме бюджета.

Перед саммитом в четверг прошло совещание пятерки ведущих лидеров ЕС: Ангелы Меркель (Германия), Франсуа Олланда (Франция), Дэвида Кэмерона (Великобритания), Марио Монти (Италия) и Мариано Рахоя (Испания).

Одновременно группа получателей дотаций - 15 государств-членов ЕС (Болгария, Кипр, Чехия, Эстония, Греция, Ирландия, Польша, Латвия, Венгрия, Мальта, Португалия, Румыния, Испания, Словакия, Словения), провела в Брюсселе в четверг в первую половину дня перед саммитом собственное совещание. На ноябрьском саммите им предлагались дотации в размере €320 млрд. Страны-реципиенты смотрят на эти деньги уже с расчетом того, что к этой группе в 2013 году присоединится Хорватия.

Саммит по бюджету вместо запланированных 14:00 начался вечером 7 февраля в 19:30. На предварительное согласование позиций с несогласными лидерами стран ЕС председателю Европейского Совета потребовалось более пяти часов. Председатель на саммите Херман ван Ромпей рассчитывал сначала добиться от участников согласия по общей сумме бюджета и лишь после этого перейти к обсуждению по статьям. Так и произошло. Общие параметры бюджета были согласованы к раннему утру 8 февраля. Участники саммита определили расходную часть бюджета ЕС в €960 млрд., т. е. была принята та сумма, которая обсуждалась при завершении неудачного ноябрьского саммита. Но при этом доходная часть бюджета, состоящая из взносов, была запланирована на уровне €908 млрд. Самая большая проблема саммита по бюджету - согласование британских интересов с интересами континента, была решена оригинальным способом. Получается, что компромисс, достигнутый в ночь с 7 на 8 февраля 2013 года, предполагает дать к удовольствию всех "каждой сестре по серьге". Сумма в €960 млрд. символически устраивает Францию, а в €908 млрд. - Великобританию и Германию. Возникший дефицит в €52 млрд. участники саммита оставили "на потом".

Для окончательной доработки бюджета саммиту лидеров ЕС потребовался весь день 8 февраля. Только после 24-х часов непрерывной работы с тремя перерывами на полчаса, два часа и час ван Ромпей смог написать в Twitter: "Дело сделано!".

Вот основные параметры соглашения по бюджету по отдельным статьям на февральском 2013 года саммите лидеров ЕС. Сельскохозяйственные субсидии сокращены с €421 млрд. (бюджет 2007-2013) до €373 млрд. (бюджет 2014-2020). Это означает и сокращение в процентном выражении доли сельскохозяйственных дотаций с прежних 42% бюджета 2006-2013 годов, до 39% бюджета 2014-2020 годов. Фонды сплочения - дотации "группе 15-ти" с €355 млрд. (бюджет 2007-2013) до €325 млрд. (бюджет 2014-2020). Чтобы устранить недовольство стран получателей дотаций, им добавили €5 млрд. к тому, что было обещано на саммите в ноябре 2012 года.

В новом семилетнем бюджете ЕС значительно возросла только статья "конкурентоспособности для роста и создания рабочих мест" - с €91 млрд. (бюджет 2007-2013) до €126 млрд. (бюджет 2014-2020), а также на административные расходы с €57 млрд. (бюджет 2007-2013) до €62 млрд. (бюджет 2014-2020). Но евробюрократия получила на €1 млрд. меньше из запрашиваемых ею €63 млрд. Небольшое повышение административных расходов объясняют приемом Хорватии. Но при этом штат служащих ЕС предстоит сократить на 5% в течение ближайших четырех лет. Зарплата и пенсии оставшихся будут заморожены на два года.

Одна из главных инициатив Еврокомиссии проект "Connecting Europe" - программа инновационного развития транспорта, современной энергетики и интернета получила лишь частичную поддержку саммита - вместо испрашиваемых €50 млрд. только €29 млрд. Из этих €29 млрд. €23 млрд. предполагается потратить на транспорт, €5 млрд. - на энергетику, €1 млрд. - на интернет. Специальные проекты Евросоюза: европейская навигационная система Gallileo, международный экспериментальный термоядерный реактор ITER и система глобального мониторинга окружающей среды и безопасности GMES получат €13 млрд.

Что касается стран-доноров, то прежние льготы по платежам в бюджет ЕС останутся у Германии, Великобритании, Нидерландов и Швеции. К этому списку добавлена Дания, которая получила ежегодную скидку в размере €130 млн. Австрия, пользовавшаяся в течение последних семи лет ежегодной скидкой в размере €179 млн., будет лишена этой льготы.

Февральский бюджетный саммит Евросоюза, как и следовало ожидать, превратился в долгий мучительный торг, где каждый представитель государства-члена ЕС хотел продемонстрировать, что он борется в национальных интересах за удачную сделку, хотя сумма, вызывающая разногласия, по величине являлась ничтожной в сравнении с национальными бюджетами, которыми управляют у себя в своих странах эти деятели. Принятый бюджет ЕС на 2014-2020 годы примерно составляет чуть менее одного процента от совокупного валового внутреннего продукта стран ЕС. Для сравнения с ним федеральный бюджет США составляет 24% от ВВП. Эти бюджетные различия отражают действительное состояние двух "Союзов" Запада, один из которых - США является федерацией штатов с сильной властью центра. В то время как Европейский Союз все еще топчется перед воротами конфедеративного устройства. Финансовые средства, которыми распоряжается Брюссель, малы, по сравнению с теми суммами, которые контролируют национальные лидеры стран ЕС. Бюджет ЕС составляет почти 1% от ВВП стран ЕС, в то время как общая часть государственных расходов этих стран в совокупности составляет 50% от их общего ВВП.

Принятый 7-8 февраля 2013 года на следующее семилетие бюджет ЕС знаменует важное событие - впервые за прошедшие 56 лет бюджет Евросоюза стал сокращаться, а не увеличиваться. С этой точки зрения, о какой европейской интеграции может идти речь, если верх берут национальные эгоизмы в самой мелочной форме. Ведь 94% сумм из бюджета Евросоюза через перераспределение возвращается странам-членам.

Председатель Европейского парламента Мартин Шульц уже опротестовал принятие дефицитного бюджета. "Базовые соглашения Евросоюза не позволят мне утвердить дефицитный бюджет", - подчеркнул он. Любые договоренности, достигнутые на саммите, будут означать "начало, а не конец процесса", предупредил Шульц, добавив, что утверждение бюджета в Европарламенте проведут тайным голосованием. На саммите были утверждены только основные параметры этого документа. Затем на их основе Европейский совет министров финансов должен будет разработать детальный проект, который получит легальную силу только после его утверждения Европейским парламентом. Если бюджет в его нынешнем дефицитном виде не будет принят Европарламентом, то это потребует отказа от принципа оформления семилетнего бюджета и принятие его далее по годам - плохая перспектива. В Евросоюзе придется иметь, по крайней мере, еще один саммит в год. Система бюджетного финансирования Евросоюза нуждается в решительном реформировании. Самый оптимальный вариант - определение фиксированного процента отчисления в бюджет, привязанного к ВВП страны. Далее распределение бюджета по статьям лучше всего передать в компетенцию Европейского парламента. Так будет найдена конкретная работа для европарламентариев.

В текущем бюджете Евросоюза уже образовался дефицит в €6 млрд. за 2012 год. На 2013 год уже намечается дефицит в размере €16 млрд., который Еврокомиссия сможет устранить только после согласования со странами-членами.

Однако мы не стали бы вслед за Джорджем Соросом впадать в отчаяние и предрекать распад Евросоюза по модели СССР из-за бюджетного дефицита и недофинансирования. Так, при нынешней практике расходования средств из бюджета ЕС есть несколько достаточно простых схем решения проблемы. Например, известно, что из-за процедур оформления проектов "бедные" государства-члены ЕС постоянно не добирают средства из структурных фондов и фонда сплочения ЕС. В частности, утверждается, что Румыния из бюджета ЕС 2007-2013 годов освоила только 10% из фондов сплочения. Для решения бюджетного дефицита легко можно использовать перераспределение средств между статьями бюджета. Для этого достаточно будет сделать более строгой процедуру оценки проектов для доступа к фондам сплочения. Неиспользованные средства из фондов сплочения будут возвращаться странам донорам, а те будут в данном объеме финансировать бюджетный дефицит. Это означает, что доноры легко могут решить проблему заложенного бюджетного дефицита в Евросоюзе за счет реципиентов, т. е. "Старая Европа" за счет "Новой Европы". Разумеется, это породит очередной приступ недовольства на восточной и южной периферии ЕС, но не более того.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM