Основной темой двухчасовой беседы министра иностранных дел России Сергея Лаврова и новоиспеченного госсекретаря США Джона Керри в Берлине стала ситуация в Сирии. Каких-либо признаков, указывающих на сближение позиций сторон по сирийскому конфликту, нет. Западные СМИ отмечают, что прошедшая встреча была "последней попыткой США склонить Москву к уступкам", которая, естественно, не получила "должной" оценки с российской стороны. Как бы то ни было, 28 февраля Керри вылетел в Рим, где на очередной встрече так называемых "друзей Сирии" пообещал вооруженным боевикам $60 млн., а также помощь в виде вспомогательного вооружения и медикаментов. Приглашенный на Апеннины бывший имам Моаз аль-Хатиб, которого западные союзники упорно называют лидером сирийской оппозиции, поблагодарил "американских друзей" за помощь, подчеркнув при этом, что ему и его соратникам "не помешало бы" оружие.

Американский Госдепартамент на словах продолжает утверждать, что помощь сирийским оппозиционерам заключается в поставках так называемых не фатальных (не смертоносных) вооружений - приборов ночного видения, бронежилетов, средств коммуникации и так далее. Между тем, американская Washington Post со ссылкой на свои источники сообщила о начале поставок в Сирию противотанковых ракет и стрелкового оружия. Одновременно западная пресса пишет о том, что американцы начали отбор сирийских боевиков, которых будут тренировать на своей базе "в одной из стран региона". Этой страной, вероятнее всего, станет Иордания, через территорию которой ведутся поставки предназначенного для исламистов оружия. На встрече "друзей Сирии" в Риме Джон Керри подтвердил, что террористов будут обучать военные специалисты из США.

Пока "друзья" Сирии обсуждают в итальянской столице "светлое будущее" этой страны, в самом арабском государстве под аплодисменты и приветственные реплики Запада продолжается кровопролитие. Основной ареной боев является крупнейший город страны Алеппо, некогда бывший экономической столицей Сирии. В результате ожесточенных столкновений в исторических кварталах городу нанесен непоправимый ущерб, количество жертв среди мирного населения только за прошлую неделю исчисляется сотнями. В Дамаске боевики попытались захватить стратегический рубеж в центре города - площадь Аббасидов. Правительственным войскам президента Башара Асада удалось отбросить атаковавших, которые были вынуждены отступить с серьезными потерями. Сирийской армии также приходится вести боевые действия на подступах к Дамаску в Бахдалии, Ходжейре, Ябруде и Шейфунии. Основная часть жертв этих столкновений - мирное население.

О гуманитарной ситуации в стране и говорить нечего. Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерриш, выступая 28 февраля на заседании Совета безопасности ООН, сообщил, что число беженцев из Сирии в соседние страны достигло 940 тыс. человек. "Гуманитарное положение сложно описать словами, настолько оно тяжелое. Ситуация стремительно ухудшается изо дня в день", - заявил Гутерриш, добавив, что из Сирии каждую неделю бегут 40 тысяч человек. По одним только официальным данным ООН, за счет беженцев из Сирии население соседнего Ливана увеличилось на 10%. Демографическую катастрофу "смягчают" исламисты, террористы, радикальные элементы, которые обратным потоком стекаются в Сирию как пчелы на мед. Основной коридор боевиков - сирийско-турецкая граница, переходя которую они оказываются на фактически неподконтрольной Дамаску территории, где безраздельно властвуют местная "Аль-Каида" и дружественные ей террористические группировки.

США, видимо, все это устраивает. Одно дело - говорить о необходимости мирного урегулирования конфликта, другое - всячески способствовать разжиганию гражданской войны. Обычно достаточно скупой на конкретику в своих заявлениях по этому вопросу, Госдепартамент США в лице своего нового руководителя высказался достаточно четко. Заочно отвечая на сделанное в Москве заявление министра иностранных дел Сирии Валида аль-Муалема о том, что Дамаск готов начать диалог с вооруженной оппозицией, госсекретарь сказал буквально следующее. "Эти слова сложно воспринимать всерьез". Керри ясно и четко дал понять, что Вашингтон вообще исключает урегулирование конфликта путем диалога и переговоров.

С поддержкой линии американцев вполне ожидаемо выступил президент Франции Франсуа Олланд, прибывший в Россию с первым рабочим визитом. По его словам, политическое урегулирование сирийского конфликта невозможно до тех пор, пока в Сирии правит Асад. "Это позиция моя и Франции... Сирийская оппозиция расширяется, становится все более легитимной, перенимает на себя часть ответственности за будущее страны. И эта оппозиция не может предусмотреть диалога с Башаром Асадом", - заявил Олланд, фактически поставив сирийскому лидеру ультиматум. Неудивительно, что после своего избрания рейтинг Олланда во Франции начал стремительно падать: французские налогоплательщики "пожалели", что выбрали президента, который в условиях финансового кризиса каждый день выделяет €2,7 млн. на войну... в Мали.

Пока на Западе, а также в монархиях Персидского залива усиленно размышляют, как довести кровопролитие до еще больших размеров, Башар Асад держится. "Я выиграю войну, даже если при этом Дамаск будет уничтожен", - приводит слова Асада издающаяся в Лондоне межарабская газета "Аш-Шарк аль-Аусат". На дипломатическом поприще сирийского лидера поддерживают Москва и Пекин, которые никак не заинтересованы в появлении на Ближнем Востоке террористического государства во главе с радикальными исламистами, в арсенале которого имеются запасы химического оружия.

Но больше всех в этом не заинтересован Иран - шиитское государство, слишком часто проявлявшее непокорность воле Вашингтона. Сирия во главе с алавитом Асадом - ключевое звено так называемого "малого шиитского пояса" Иран-Сирия-Ливан, основной союзник Тегерана в регионе. Маячащий впереди образ Сирии все больше напоминает Ливию после свержения и жестокого убийства лидера Джамахирии Муаммара Каддафи - конгломерат воюющих племен, по факту лишенный государственности. Не зря президент России Владимир Путин на встрече со своим французским коллегой отметил важность сохранения Сирии как единого демократического государства. В противном случае США и их сателлиты - Катар, Саудовская Аравия и др. - получат в свое распоряжение еще один трамплин для атаки на Иран, а последний в лице "новой" Сирии - суннитское "жало" под боком, причем жало не обычное, а химическое, которое может ужалить в любой момент.

Ситуация сложна еще и тем, что внешним игрокам отступать, по сути, некуда. В Сирии находится единственный пункт базирования российских боевых кораблей в Средиземном море и единственная, в настоящее время, российская военная база в дальнем зарубежье, имеющая крайне важное стратегическое значение. У противников Башара Асада тоже нет иного выхода, как идти до конца. Если президент Сирии сумеет выпутаться из сложившейся ситуации, сохранив при этом власть, ему будет что припомнить Турции, Катару, Саудовской Аравии, Египту и прочим "друзьям", которых в Дамаске иначе как врагами не называют. Но выпутается ли?

Эмиль Бабаян