Мировой опыт показывает, что развитие "третьего сектора" невозможно без активного участия и поддержки со стороны государства. Об этом говорится в Докладе о развитии институтов гражданского общества в России (будет представлен 29 марта), подготовленном Фондом развития гражданского общества, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Для обеспечения устойчивого развития "третьего сектора" в России авторы предлагают:

1. Выработать единую государственную концепцию формирования и поддержки "третьего сектора" в России. Она должна обеспечить не только создание благоприятных правовых, организационных, материальных и иных условий для стимулирования развития третьего сектора, но и реализацию ряда госпрограмм, предполагающих делегирование НКО части функций по оказанию социальных услуг населению. Это, в свою очередь, должно привести к переструктуризации "третьего сектора": должна возрасти доля тех, кто оказывает социальные услуги населению, в то время как сейчас заметно преобладают организации, которые стремятся взять на себя функции общественного контроля и экспертизы.

2. Создать единую информационную площадку о деятельности "третьего сектора". Предусмотреть появление в её рамках единой базы данных по грантовым и иным программам, реализуемым за счет средств государства.

3. Обеспечить снятие бюрократических преград для доступа НКО к государственному финансированию. Механизм господдержки должен быть простым, открытым, равнодоступным и транспарентным.

4. Установить механизмы компенсационных мер (налоговые вычеты, льготы и т.п.) для коммерческих организаций, предоставляющих средства социально ориентированным НКО.

5. Ввести налоговые льготы для организаций "третьего сектора", которые оказывают социальные услуги населению.

6. Предоставлять средства господдержки не только на реализацию проектов и программ некоммерческих организаций, но и на их операционную деятельность.

7. Во всем мире государственное финансирование получают религиозные организации - как правило, на образовательные программы и помощь социально незащищенным слоям населения. В России институты традиционных конфессий также могли бы получать госфинансирование на эти виды деятельности.

Обозначенные цели достижимы при условии создания пула некоммерческих организаций - операторов (Автономная некоммерческая организация (АНО), ответственных за распределение грантов по направлениям. При них должны появиться легитимные экспертные советы. Эти же АНО-операторы должны выступать в качестве партнёров федеральных органов исполнительной власти, чьи социальные функции частично (вместе с необходимым финансированием) могут быть переданы третьему сектору в лице социально ориентированных НКО (например, Минобраз - различные формы внешкольного образования и детского отдыха, Минздрав - вопросы ухода за больными и престарелыми, Минспорттуризма - студенческий спорт, Минсвязи - саморегулирование интернета, МВД - работа с потерпевшими и профилактика преступности, Минобороны - поддержка поисковых отрядов и патриотическое воспитание и т.д.).

В результате, как ранее заявил корреспонденту ИА REGNUM глава Фонда Константин Костин, должны появиться крупные общенациональные НКО или сетевое объединение региональных и межрегиональных НКО по соответствующим направлениям деятельности. Эти же АНО должны осуществлять профессиональную подготовку организаций "третьего сектора", необходимую для квалифицированного выполнения грантовых программ и впоследствии для выполнения ими части государственных услуг для населения.