Не проверками, а "операцией устрашения" назвал массовые проверки надзорными ведомствами некоммерческих организаций (НКО), идущие по всей России, директор Санкт-Петербургской региональной благотворительной организации "Ночлежка" Григорий Свердлин в ходе прошедшей сегодня, 3 апреля, пресс-конференции, посвященной проверкам НКО. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Глава комитета по социальной политике Смольного Александр Ржаненков

Свердлин сообщил, что в 2012 году его организацию проверяли четыре раза разные надзорные ведомства - от Роспотребнадзора до МЧС. Но в 2013 году, как сказал Свердлин, "Ночлежка" с тревогой ждет проверки, ведь некоммерческим организациям Санкт-Петербурга, к которым уже пришли надзорные органы, предлагается сделать копии и принести тысячи страниц, килограммы бумаг о своей деятельности за несколько лет. "Сейчас, как ни пафосно это звучит, речь идет о существовании независимого общественного сектора", - считает Свердлин.

Общественные, благотворительные и правозащитные организации Санкт-Петербурга подготовили Обращение к петербуржцам и гражданам всей страны Обращение, в котором выразили свое отношение к происходящему и попросили поддержки.

Свердлин процитировал Обращение, которое уже размещено в Интернете и подписано более чем 50 руководителями петербургских НКО. "Массовые проверки - это "презумпция виновности": предположение о незаконности деятельности всего некоммерческого сектора. В данной ситуации очевидно, что имеет место нарушение конституционных прав граждан на свободу объединения, а также нарушается законодательство о некоммерческих организациях и о защите юридических прав при осуществлении государственного контроля", - говорится в Обращении.

Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов также выразил опасение, что "вся эта кампания создает препятствия для деятельности НКО и, в конечном итоге, возможно нарушение 30-й статьи Конституции России о праве граждан на свободу объединения".

Шишлов уже направил соответствующий запрос в городскую прокуратуру: "Надеюсь, что сотрудники прокуратуры будут руководствоваться, прежде всего, законностью и пониманием, что они приходят не к потенциальным экстремистам и нарушителям закона, а к людям с активной гражданской позицией".

Петербургский омбудсмен сообщил, что 12 апреля в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже состоится специальное заседание Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте России и выразил надежду, что представители петербургских НКО примут в нем участие.

Глава комитета по социальной политике Смольного Александр Ржаненков высоко оценил роль третьего сектора в развитии социальной сферы города и призвал не беспокоиться: "Не вижу в проверках ничего сложного - у нас в комитете более 300 проверок в год, около 100 проверок прокуратуры и большинство - внеплановые". Ржаненков призвал представителей НКО "использовать проверки, как возможность для совершенствования при нашем несовершенном законодательстве", хотя признал, что проверки "это очень неприятно".

Председатель общественной правозащитной организации "Гражданский контроль" Борис Пустынцев не согласился с чиновником Смольного, что проверок НКО бояться не надо. По мнению правозащитника, основная цель -запугать НКО и заставить их отказаться от иностранного финансирования. "А без этой поддержки третий сектор России обречен на вымирание, - уверен Пустынцев. - Иностранные фонды работают во всех странах переходного периода, а нас сейчас пытаются сделать исключением".

Пустынцев считает, что проверки стимулируют правоприменение закона "Об иностранных агентах", инициаторы которого понимают, что закон реально не работает, но проверки позволят выделить особую группу "иностранных агентов", среди которых немало правозащитных организаций, а социально-ориентированные НКО в данном случае "попали под раздачу". "Возродилось старое "кагебешное" мнение - раз получаешь деньги из-за кордона, значит, враг", - резюмировал правозащитник.

"НКО проверяются массово и без наличия каких-либо конкретных фактов, свидетельствующих о нарушении федерального законодательства, мы надеялись на разъяснения прокуратуры, но пока ничего не получили, - рассказала председатель правления Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации "Центр развития некоммерческих организаций" Анна Орлова. - А ведь с 2006 года все НКО отчитываются еще и пред Минюстом РФ, на портале которого размещаются эти отчеты в открытом доступе".

"Многие социальные передовые технологии мы получаем от наших западных коллег - это общепризнанный факт, а формирование бюджетов НКО должно идти из разных источников - это тоже факт общеизвестный, - считает президент Городской Ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов "ГАООРДИ" Маргарита Урманчеева. - Вдруг в результате этих проверок нам станет труднее получить поддержку волонтеров, иностранных партнеров, и нам не хочется, чтобы жители нашего города хоть в чем-то усомнились в отношении нашей деловой репутации".

А "Ночлежка", как сообщил Григорий Свердлин, проведет 12 апреля День открытых дверей для всех горожан, чтобы все желающие смогли "заглянуть во все углы и посмотреть любые документы - чтобы было ясно, что мы делаем и зачем".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, городская прокуратура намерена проверить около ста петербургских некоммерческих организаций и никаких комментариев до окончания проверки не предоставит. Надзорные ведомства уже приходили в петербургский офис экологической правозащитной организации "Беллона", НИЦ "Мемориал" и АДЦ (Антидискриминационный центр) "Мемориал", в Центр независимых социологических исследований, "Гражданский контроль", "Кризисный центр для женщин" и другие организации, даже те, которые официально как НКО не зарегистрированы, например, такие, как "Наблюдатели Петербурга". Проверяют, как пояснили в прокуратуре, "на наличие экстремизма, терроризма, противопожарную безопасность и на все остальное".

Между тем, некоммерческий сектор города, и с этим соглашаются в Смольном, играет важную роль в поддержании социальной стабильности, развитии соцсферы, значительная часть его ресурсов направлена туда, где у государства либо не доходят руки, либо просто нет достаточной компетенции или желания работать - на профилактику социального сиротства, с больными наркоманией и алкоголизмом, в том числе, включая и уличную работу с этими людьми, на поддержку пожилых и защиту прав малоимущих.

Галина Артеменко