Театральный менеджер и критик Павел Руднев рассказал ИА REGNUM, в чем состоит социальная ответственность театров и каким образом ее оценивать.

ИА REGNUM: В театральной сфере с прошлого года перемены участились. То есть театральная реформа все-таки пошла. В этой связи можно ли говорить о сокращении количества театров, из числа государственных? Сейчас их свыше 600.

У нас огромная страна. И в России театров не хватает. В целых городах, в целых регионах их просто нет, где-то - совсем мало. В советские времена существовал какой-то закон, - больше на словах, конечно, - где говорилось о зависимости роста городов и количества театров. То есть город, в котором численность населения достигла 80-90 тысяч, должен был иметь драматический театр. Дальше появлялись театр кукол, ТЮЗ, музыкальный театр. И так далее. Сегодня городская структура поменялась. Какие-то города подросли, какие-то упали.

ИА REGNUM: Какие-то и вовсе умирают.

Да. Целые регионы почти полностью поменяли ландшафт. А вот театральная сетка осталась прежней. Например, степень "покрытости" театрами в Красноярском и Пермском крае, Нижегородской области, в Татарстане - колоссальная, а, скажем, в центральном регионе - мизерная. Если говорить о российских масштабах, то театров должно быть намного больше - это гуманизирует городскую среду и делает город - городом. Театр - градообразующая структура. И это очень видно по городам, где есть чуть больше вольности и есть место для работы. Как только появляется, скажем, подвал, где можно играть, вокруг моментально образуется команда независимых театров. Сейчас развитие театра во многом зависит от чисто "квартирного" вопроса. Будут муниципалитеты давать помещения молодым художникам - они останутся в городе, нет - все в Москву уедут. Что будет сказываться на моральном уровне жизни.

ИА REGNUM: Например?

Во многих городах так работают Дома актеров. В Харькове, Красноярске, Екатеринбурге. Нужны площадки без труппы, чтобы понять есть ли творческие силы, склонные к самоорганизации. В Ханты-Мансийском АО многие города готовы завести собственные труппы, надо лишь законодательно решить этот вопрос, открыть финансирование. До сих пор нет профессиональной труппы в Сочи.

И возвращаясь к сути вопроса, важно вот что - физически сокращать количество театров вещь неправильная. Не надо думать, что "место освобожденное" тут же прирастает. То есть деньги, которые "вернули" государству, тут же прирастут к культуре с другого боку. Так не бывает. Сегодня повсеместно происходит такая, как мне кажется, борьба между государством и культурой. Государство желает давать культуре меньше. И вот мы, говоря на языке криминальных авторитетов, отжали от государства сколько-то театров, пусть хотя бы так и остаётся. Другое дело, что сегодняшнее желание государства иметь хоть какой-нибудь отчет, социальную ответственность, отдачу от театров - законно и правильно. И я надеюсь, что умный, воспитанный и понимающий театр чиновник осознает рано или поздно - каким образом эту эффективность измерять. И требовать ее.

ИА REGNUM: Как и в чем должна выражаться ответственность со стороны театров?

Она должна выражаться в том, что театр известен, туда ходят люди за деньги и он постоянно создает событийные явления. Помещение не должно простаивать. Постоянная инициатива, жизнедеятельность, бесконечное изобретение различных форм и открытость. Не монотеистичность, не мономаньячество худрука, а открытость городу и миру. Чиновник должен понимать, для чего нужен театр, зачем нужно государству давать деньги на театр. Ведь это вещь неочевидная. Это то, что нужно обществу, но не государству. Во многих городах чиновник абсолютно искренне не понимает. Слово "культура" звучит очень редко из уст генеральных чиновников. Когда Путин и Медведев встречаются с деятелями культуры, раз в год, и даже если это и скандально, все равно очень важно, потому что тут же слово "театр" становится новостью федерального значения.

ИА REGNUM: В театрах нередко доводится видеть некачественные спектакли и понятно почему у чиновников возникает вопрос - если создаются такие спектакли, то зачем поддерживать театры их выпускающие. Как быть в таком случае? И отсюда второй вопрос, про текущие изменения - это уже тенденция или все так и будет идти, пока не дойдет до точки кипения в тех или иных местах?

Тут ответ уже готов. Контрактная система для руководителей театров с 2015 года станет нормой. Если не ошибаюсь со сроком. То есть настанет такой "Юрьев день". Думаю это очень важный шаг. Социальная ответственность, на мой взгляд, может быть только тогда, когда ты за свое место борешься, а не получаешь его пожизненно. И сегодняшняя квазикапиталистическая модель, или просто капиталистическая, хищническая предполагает, что человек должен доказывать свой авторитет каждым днем. Не бывает авторитетов данных пожизненно. В этом смысле главный итог наблюдений за театрами 1990-2000-х годов - что бы ты ни делал, все равно дотация останется одна и та же. А так не может быть, это развращает одних, а другим дает ощущение тщетности всех усилий.

ИА REGNUM: Именно!

То есть отсутствие экономического риска и риска потерять работу, конечно, превращает театр в развал. Когда люди не следят за реальной картиной театрального менеджмента, набирают режиссеров по рассылке. Я знаю директоров, которым прислал человек письмо по электронной почте: "Хочу поставить у вас спектакль", и его берут. Это люди, которые не знают рынка.

Полагаю, система контрактов принесет, конечно, немало других бед, но все требует своего развития. Сейчас реально понимаешь, что порочная система безответственности и сидения на одном месте крайне неэффективна в большинстве случаев. Хотя можем назвать и тех, кто прекрасно исполняет свою работу. Но нельзя рассчитывать на то, что прозорливостью, мудростью, нежеланием сидеть на одном месте, которая отличает Алексея Бородина в РАМТе, Генриетту Яновскую в МТЮЗе, Галину Волчек в "Современнике" и так далее - станут обладать все. Ведь есть театры, у которых нет будущего, где худруки десятилетиями никого не пускали на свою площадку, даже учеников своих и сейчас, когда возникает вопрос - кто станет следующим, в театре пустота и безжизненность. И если театр уже плох, то дальше он обречен на тление и энтропию.

ИА REGNUM: Но ведь контрактная система может стать репрессивным инструментом, с помощью которого будут расправляться с неугодными...

Конечно! Вот именно поэтому нужен закон о театре.

ИА REGNUM: А что Вы под этим понимаете? Он есть в Европе, в Штатах?

Не знаю. Но нужно каким-то образом объяснить чиновнику, зачем нужен театр. Вот совершенно серьезно. Даже пускай это не будет законом в юридическом смысле. Но должен быть какой-то госорган, который будет разъяснять чиновникам - нельзя увольнять режиссера за невысокую посещаемость, например. Если он делает театр, который востребован профессионалами, условно говоря. Есть ведь еще и профессиональная оценка. Следует понимать - только за пустые залы увольнять нельзя! Прежде стоит выяснить - включились ли по полной программе маркетинговые программы. А их сейчас бесчисленное количество. И умелые театры прекрасно этим ресурсом пользуются.

ИА REGNUM: Когда говорили про чиновников, прозвучало слово - "оценка". По каким же критериям следует судить деятельность театров? Заполняемость зала, да, но получается далеко не всегда.

Нужно сочетание критериев. Уровень цитатности в СМИ. Отзывы в блогосфере. Сегодня это крайне существенно, поверьте. Еще мне кажется важной категория развёрнутости на мир, потребность в поиске. То есть не театральная игра только на свое сообщество. Различные копродукции, способность воплотить новые технологии, лабораторное движение, театр как клуб, организующий дискуссии, лекции, семинары, конференции, видеопоказы и т.д. Фестивали и гастроли для театра очень важны. Они влияют на эмоциональное состояние труппы. Для артиста - это дополнительное испытание, на своей площадке тебя всегда примут, а вот нового зрителя надо завоевывать. Невыезжающий театр, не имеющий фестивального продукта, - сегодня это очень и очень плохо. Для театра важна интенсивность жизнедеятельности.

ИА REGNUM: Но это ведь тоже не показатель художественного качества!

Безусловно. Для меня один из важнейших критериев театра - открыл он режиссуру, нового драматурга в этом сезоне или нет, появились ли новые технологии или нет.

Еще один момент. Один из важнейших аргументов против бывшего уже правления Театра им. Гоголя высказал мой коллега Глеб Ситковский: "Положа руку на сердце, дорогие бунтующие артисты, можете ли вы сказать - изменилось ли качество вашей публики от 1990-х к нулевым". Мне кажется, это совершенно фантастический аргумент. То есть появился ли новый зритель!? И что театр сделал или не сделал для этого.

ИА REGNUM: Полагаю, об этом вообще нечасто задумываются.

Да. Сегодня театр существует в законах бизнеса, а его главный закон - завоевание новых рынков и территорий. И театр, в этом смысле, тоже не должен сидеть на одном месте. Поиск новых категорий публики, зрительских сегментов тоже крайне важная вещь и самоочевидная. Меняется ли лицо твоего зрительного зала?! В 1990-е годы став частью досуга, а не интеллектуального затейничества, он во многом потерял умного зрителя. Задача 2010-х - вернуть его полностью в театры.

ИА REGNUM: Наследство советских времен - форма управления театром. Сегодня очевидна установка на жесткое разделение - есть директор и есть художественный руководитель. Это действительно на пользу театру? Позиции должны быть равновеликие?

Да. Общее состояние театра говорит о том, что власть нужно разделять. Во многом это связано с тем, что в театре нужны вакансии - если людям вовремя не дадут ресурсы, они не разовьются. Разделение абсолютно необходимо и худрук должен заниматься своими делами, директор своими. Другое дело, что сегодня, разумеется, директор уже никогда не будет, надеюсь, завхозом и тем человеком, который общается с театром на уровне "починить-купить". Это мыслящая структура. Нужен просвещенный менеджер, с художественным вкусом, который принимает ответственность за политику в той же мере, что и худрук. И вузы, которые сегодня учат менеджеров, уже догадываются об этом. В этой связи появляется новая генерация менеджеров. Хотя и худрук не может быть только что снятым с креста идеалистом, держащим труппу в черном теле, и человеком, который никогда не думает о кассе. Можно самому не ставить, но театру нужны коммерческие спектакли, позволяющие заработать.

Могу сказать, что сегодня я влюблен в директорский цех. Сейчас в России, если он преобразован, то совершенно волшебный. Какие-то очень правильные люди приходят в театр. Это не мир бизнеса, который пришел в театр, это люди театра, но которые при этом не обладают разболтанностью художника. Художник может быть разболтанным. А менеджер - нет.

ИА REGNUM: А о ком конкретно вы говорите?

Всех не назову, но, например, Влад Любый в РАМТе, Виктор Минков в "Приюте комедианта", Марина Зорина в Пермском ТЮЗе, Татьяна Людмилина в "Глобусе", Александр Кулябин в "Красном факеле", Александр Бахарев в Тверском ТЮЗе и так далее.