25 апреля 2013 года Чехию с официальным визитом посетил председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей. В Праге он встретился с премьер-министром Чешской республики Петром Нечасом. На состоявшейся после этой встречи совместной пресс-конференции был затронут вопрос о вступлении Чехии в европейский валютный союз, т. е. введения в этой стране евро. Общее мнение Ван Ромпея и Петра Нечаса - Чехия пока не отвечает критериям для введения евро, поэтому "вопрос не стоит в нынешней повестке дня". "Но, если она будет соответствовать этим условиям, то Чешской республике самой на основании собственных конституционных правил надо будет принять такое решение. Мы не будем вмешиваться в этот вопрос", - сказал Ван Ромпей журналистам. Нечас на пресс-конференции подтвердил свою позицию, что гибкий курс чешской кроны отвечает интересам экономики Чехии, а для введения евро необходим общенациональный референдум. Нечас подчеркнул, что решение финансового кризиса в еврозоне - в интересах Чехии.

Чешская республика при вступлении в 2004 году в ЕС определила для себя в качестве одной из задач переход на евро. Но до сих пор, считается, что она не выполнила условий для введения европейской валюты. Учитывая международный финансовый и экономический кризис, ведущие политики Чехии, на самом деле, решили подождать и посмотреть на развитие событий в еврозоне.

Новый президент Милош Земан в уикенд на прошлой неделе в своем публичном заявлении определил, что Чехия в течение ближайших пяти лет, т. е. в инвеституру Земана, вступит в валютный союз. Теперь же введение евро нереально, - отметил президент Чехии. Премьер Нечас, в свою очередь, парировал заявление президента, заметив, что, разумеется, каждый человек имеет право на свое мнение, но пока ответственность за экономику государства несет не президент, а правительство. Нечас заявил, что правительство "намеренно" не определяет заранее дату введения евро, которая в складывающихся условиях не была бы вполне достоверной. Премьер подчеркнул, что Чехия решится на переход на евро, когда это будет полезным для страны. Означенную позицию правительства и премьера разделяют ведущие чешские экономисты.

В Праге Ван Ромпей встретился и с президентом Чехии Милошем Земаном. Очевидно, что заявление Земана по евро связано с его стремлением позиционировать себя более открытым для Европы главой государства, чем его предшественник на этом посту - евроскептик Вацлав Клаус.

В тот же день, т. е. 25 апреля, Виктор Орбан - премьер другой центральноевропейской страны - Венгрии, выступил с аналогичным заявлением, касающимся введения евро. Очевидно, что это было репликой официального Будапешта на сказанное в этот день в Праге. В частности, Орбан заявил, что Венгрии нет смысла серьезно заниматься вопросом перехода на евро до тех пор, пока она не достигнет уровня развития, равного 90% от среднего по еврозоне. Если среднее значение уровня ВВП с учетом паритета покупательных способностей по ЕС принять за 100%, то тогда, по расчетам Евростата, в 2011 году средний уровень по еврозоне (17 государств ЕС - членов валютного союза) составил 108%, а Венгрии - 66%. При этом из региона Центральной Европы в 2011 году к среднему уровню по ЕС приблизилась Чехия - 80%. Она обогнала Португалию (78%). У Словакии в 2011 году - 73%, Польши - 64%. Таким образом, по критерию, определенному венгерским премьером, к принятию евро не готова ни одна из стран Вышеградской группы, включая вступившую в 2008 году в еврозону Словакию.

Контраст подобному поведению правящих групп стран Центральной Европы за неделю до этого демонстрировал премьер Латвии Валдис Домбровскис. 18, 19 и 20 апреля 2013 года он посетил с официальным визитом Париж, где имел переговоры с заместителем генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Ринтаро Тамаки о принятии Латвии в эту организацию. 19 апреля Домбровскис встретился с президентом Франции Франсуа Олландом и премьер-министром Жаном-Марком Эро. Среди прочего, Домбровскис пытался убедить французов, что Латвия готова к принятию евро уже в этом году с 1 января 2014 года.

Правительство в Риге полагает, что Латвия соответствует всем критериям Маастрихта для присоединения к европейскому валютному союзу. Экономика Латвии, несмотря на тяжелый спад 2008 (-3,3%), 2009 (-17,7%) и 2010 (-0,9%) годов, демонстрирует стабильный рост - 2011 (5,5%), 2012 (5,6%). В 2013 году рост ВВП Латвии, по прогнозу Брюсселя, составит 3,8%. Латвийская валюта привязана к евро уже почти 10 лет, а 90% частных и корпоративных долгов страны номинированы в европейской валюте. Премьер Добровскис как на достижение указывает то, что, если в 2009 году дефицит бюджета Латвии составлял 10% от ВВП, то в минувшем 2012 году - только 1,4%. Латвия ориентируется и на пример соседней Эстонии, которая вступила в еврозону в 2011 году.

В случае с Латвией настораживает то обстоятельство, что для стабилизации тамошней экономической ситуации в декабре 2008 года Европейский Союз и МВФ выделили Латвии пакет экономической помощи в € 7,5 млрд., что почти равнялось годовому объему доходной статьи бюджета страны. Государственный долг Латвии в 2012 году составил 44% от ВВП. Жесткая экономия потребовала от правительства Латвии значительного сокращения государственных расходов и снижения уровня заработной платы. Безработица в Латвии составила в 2012 году 14,3% и не уменьшается в настоящее время. Известный факт - Латвия в Евросоюзе по бедности занимает третье место. Уровень Латвии от среднего по ЕС составляет 58%. Ниже он только у Болгарии - 46% и Румынии - 49%.

Кризис на Кипре заставил европейцев обратить внимание на то обстоятельство, что депозиты нерезидентов составляют почти половину всего объема депозитов латвийских банков. 90% этих средств составляют активы граждан и фирм России, Белоруссии и Узбекистана. Банки Латвии по аналогии с Кипром европейцы подозревают в отмывании капиталов и сокрытии доходов от налогообложения.

Премьер Домбровскис при удобном случае всячески подчеркивает, что Латвию нельзя сравнивать с Кипром, поскольку латвийский банковский сектор относительно меньше, а капитализация банков - выше. Рига полагает, что в последние годы она ужесточила линию на борьбу с отмыванием денег.

Критики решения правительства Латвии на присоединение к еврозоне указывают на состояние общественного мнения, как еще один довод против введения евро. Согласно последним социологическим опросам, лишь треть из 2,2 млн. граждан Латвии поддерживает вступление в еврозону. Вряд ли в подобных условиях правящие круги Латвии могут решиться на проведение референдума по такому судьбоносному вопросу.

Домбровскис надеется, что общественное мнение в Латвии переменится, когда латыши убедятся, что после введения евро возрастут инвестиции из еврозоны и увеличится экспорт. Домбровскис надеется, что введение евро в Латвии станет сигналом для иностранных инвесторов, что ситуация здесь стабильна, и это, в свою очередь, стимулирует экономический рост. Премьер-министр Латвии выражает надежду, что положение валютных заемщиков в его стране улучшится после того, как они начнут зарабатывать евро, а не латы.

В минувшую пятницу, на встрече во французской столице с президентом Франсуа Олландом и премьером Жан-Марком Эро премьер Латвии Домбровскис получил обещания поддержки со стороны французов вхождения Латвии в еврозону. Олланд заявил: "Присоединение еще одной страны Балтии к еврозоне будет хорошим сигналом с геополитической точки зрения". Таким образом, означенная акция, по мысли президента Франции, имеет, в первую очередь, геополитический характер. Однако на сегодняшний момент одной французской поддержки недостаточно. Решающее слово по этому вопросу все-таки будет принадлежать Германии.

Европейская комиссия (ЕК) и Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) должны представить в мае 2013 года отчет о перспективах вступления Латвии в зону евро. В случае положительных рекомендаций окончательное решение по этому вопросу может быть принято уже этим летом в июне месяце на саммите ЕС и совете еврогруппы.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM