В селе Курманаево Нурлатского района Татарстана назрел конфликт между коренным татарским населением и мигрантами из Таджикистана. Ситуация настолько осложнилась, что требует вмешательства властей. Но, как убедился корреспондент ИА REGNUM, к районному и республиканскому руководству доверия у местного населения уже нет.

Курманаевские мечети

Курманаево (историческое название Кизляу), расположенное в 200 км от Казани, является одним из старейших татарских сел Поволжья. Основанное в начале 17 века оно еще до революции 1917 года было известно как один из мусульманских центров Закамья, в котором проживали ишаны (суфийские шейхи).

История нынешнего конфликта началась восемь лет назад. В 2005 году в Курманаево переехал жить Ахмед Худоев из Таджикистана - с 14 детьми и несколькими женами. Вслед за ним в село стали переезжать другие таджикские семьи. Как рассказали жители корреспонденту ИА REGNUM на стихийном сельском сходе, первый конфликт с приезжими случился в засушливом 2010 году, когда Ильнур Салахов поругался с соседями Худоевыми из-за шалости их детей, разливших воду из колодца. Гульназ Худоева оскорбила супругу Салахова, муж вступился за жену... Дело закончилось разборкой с участием других таджиков, прибывших из райцентра Нурлата, в ходе которой, к счастью, никто не пострадал.

Переселенцы из Таджикистана Ахмед и Гульназ Худоевы все обвинения со стороны соседей отрицают, заявляя, что хотят жить дружно с татарами, а относятся к ним в Курманаево предвзято - исключительно из-за национальности.

В ходе расспросов удалось выяснить, что переезду таджиков в Курманаево поначалу способствовало местное мусульманское духовенство. Оба имама (в селе две действующие мечети и достраивается третья) - Ильшат Дильмухаметов и Вазыйх Мустафин - не отрицают, что на первых порах прописывали у себя таджиков, руководствуясь "общемусульманской солидарностью". Однако местные жители не верят в такую бескорыстность священнослужителей, считая, что имамы получали за это деньги, равно как и местные чиновники. "Тогда по вечерам домой к имамам из Нурлата приезжали какие-то бородачи в коротких штанах, такие огромные бороды у нас никто не носит", - сообщила Зайтуна Махмутова.

Через час после приезда журналистов из Казани возле школы собралось около 70 жителей села. Они подтвердили, что случай с Салаховыми - не единичный. Сегодня в селе проживает 712 человек (подавляющее большинство - татары, есть несколько чувашей, и 40-50 таджиков). Эти пять таджикских семей не желают, по словам курманаевцев, интегрироваться в жизнь села и сохраняют свои обычаи, а также представления о норме.

Большинство курманаевских девушек (в том числе, школьницы старших классов) стали подвергаться сексуальным домогательствам со стороны молодых таджиков, при этом сами таджички ругают татарок "шлюхами", свидетельствуют жители Курманаево. Попытки "вразумить" приезжих немедленно пресекались чиновниками и полицией, всегда встававшей в таких ситуациях на сторону мигрантов. После отъезда полиции молодые таджики собирались вместе и шли бить тех, кто посмел пожаловаться. Как только татарские парни объединялись для отпора, в полицию звонили приезжие. Полиция же, прибывавшая из Нурлата, всегда занимала сторону мигрантов, укоряя местных в "нетолерантности".

Что касается сельского руководства, то оно предпочитает не вмешиваться. А по мнению жителей, председатель сельсовета Фарида Вафина состоит в сговоре с мигрантами, поскольку те помогали ей строить дом и улаживали вопросы с регистрацией. На сходе неожиданно выяснилось, что в доме у одного из жителей каким-то образом оказались прописаны таджики - без его ведома. Это вызвало взрыв негодования: "А если у кого-то из нас таким же способом тоже прописали таджиков?". Тем более, что "паспортистка в Нурлате, оформлявшая регистрацию, сама родом из Центральной Азии, и к ней, как к своей, всегда заходит Ахмед Худоев". По словам рассказчиков, оформление прописки обходится в 30 тысяч рублей с мигранта.

Возмущение и страх в селе стали расти с сентября 2012 года, когда на родительском собрании в школе распространилась информация: таджикские подростки начали грозить своим сверстникам: "Здесь скоро будет второй Таджикистан, а если пикнете, то вас всех перережем". Эти слова курманаевцы восприняли всерьез: таджикских ребят уже видели ходящими по селу с кинжалами. Одновременно участились драки, угрозы и приставания к девочкам.

Педагоги пытались воздействовать на учеников через родителей. Тансылу Рахимова, учительница английского языка, рассказала, что когда она пожаловалась Ахмеду Худоеву на поведение его детей, он в присутствии других педагогов принялся ее оскорблять, обвиняя в национализме и ксенофобии. С аналогичным отношением столкнулся и учитель физкультуры Аслям Кабиров. Он на школьном катке разнимал двух одноклассников. В результате таджикский мальчик пожаловался своему отцу. Ребенка быстро свозили в клинику в райцентре (хотя в селе есть свой участковый врач) и предъявили справку, что мальчику, якобы, были нанесены побои. В итоге Кабирова обвинили в насилии, хотя свидетели инцидента утверждают, что учитель просто разнимал дерущихся детей.

На сходе курманаевцы задавали вопрос: на что живут приезжие из Таджикистана? Ведь только один Рахманали Мамарасулов числится пастухом. Источники доходов остальных неизвестны. И это выглядит для сельчан особенно странным на фоне того, что таджики активно скупают в Курманаево жилье.

Следует напомнить, что ИА REGNUM уже сообщало об аналогичной истории в деревне Шумково Рыбнослободского района. Там попытка запуганных жителей достучаться до чиновников и надзорных органов через СМИ закончилась безрезультатно. Недовольным в итоге заткнули рты, а все конфликты списали на бытовую неприязнь. От журналистов республиканских СМИ, написавших о случившемся, потребовали извинений через журнал "Наш дом - Татарстан", издаваемый Ассамблеей народов Татарстана. Как сообщают очевидцы, сейчас колонизация Шумково мигрантами из Средней Азии идет быстрыми темпами.

Ситуация в Курманаево отличается от шумковской тем, что списать все на "русских пьяниц и лодырей" (как это попытались сделать республиканские чиновники в Шумково) уже не получится. Даже газета татарских националистов "Безнен гажит" опубликовала статью в поддержку курманаевцев, хотя в случае с тем же Шумково репортаж был наполнен сочувствием по отношению к таджикским мигрантам.

Как признались участники схода в Курманаево, теперь больше всего они переживают за последствия: чиновники и правоохранительные органы, по их убеждению, встанут на сторону мигрантов, а крайними в этой истории сделают деревенских учителей. Ведь Султан Вафин, муж председателя курманаевского сельсовета, уже намекнул, что из-за выступлений жителей районные власти в наказание могут закрыть сельскую школу, а это оставит и педагогов без работы, и курманаевским детям создаст трудности.

В целом, ситуация в Курманаево, увиденная со стороны, напоминает развитие конфликта в Кондопоге, приобретшего всероссийский резонанс. Люди реально запуганы, они боятся за себя и своих детей. И просят одного: пусть таджики уезжают к себе домой. Ни с чувашами, ни с русскими, ни с немцами (в селе работала учительницей немка по фамилии Тиссен), ни с мордвой проблем никогда не было. Те не стремились навязать свои порядки, не противопоставляли себя остальным жителям. А в ближайшее время в Курманаево приедет еще 11 таджикских семей - это корреспонденту ИА REGNUM сообщили курманаевцы.

При отъезде из села участники схода предупредили корреспондента агентства: "Если федеральные власти ничего не предпримут, то здесь будет война. Мы хотим одного - пусть они уедут отсюда, все до единого".