Информационную мину на поле российско-польских отношений в области культуры взорвало на этой неделе польское издание еженедельника Newsweek опубликованной статьей "Царица не хочет отдавать Брейгеля". "Если правительству не удастся быстро прийти к возвращению в страну произведений искусства, вывезенных из Польши под конец Второй мировой войны в результате грабежей Красной Армии, 91-летняя подруга Путина на веки веков спрячет их под замок", - бьет тревогу обеспокоенный автор статьи. Публикация приурочена к визиту в Россию делегации польского Сената во главе со спикером Богданом Борусевичем.

"Царица", о которой пишет Newsweek, - это Ирина Антонова, с 1961 года директор Музея им. Пушкина в Москве. Именно она - "царица музеев и самая влиятельная женщина в российской культуре" - вместе с министром культуры России Владимиром Мединским возглавляет "консервативную фракцию кремлевских бюрократов и деятелей культуры", которая пропагандирует такой подход, что вывезенные из разных стран под конец Второй мировой войны культурные ценности - это справедливая компенсация для России за потери в этой войне.

Миллиардные потери

Такой подход эта группа представляет самому президенту Путину, от которого, как отмечает автор статьи, зависит дальнейшая судьба этих ценностей, а именно решение по поводу того, вернутся ли они к своим первоначальным владельцам.

К тому же недавно Антонова выдвинула идею собрать все западные произведения искусства в одном музее. Поклонники культуры из России получили бы таким образом музей западно-европейского искусства, а она бы этим музеем руководила. Такая концепция, по мнению еженедельника, надолго закрыла бы дискуссию о возврате произведений искусства Польше. Newsweek напоминает огромные потери культурных ценностей, которые Польша понесла в результате "ограбления музейных запасов во время войны". При этом ссылается на оценки умершего в 2008 году выдающегося польского юриста, профессора Яна Прушиньского (автор фундаментальной монографии "Культурное наследие Польши, его потери и правовая защита", главный докладчик на международной конференции ЮНЕСКО в 1994 году, посвященной возврату произведений искусства). По его расчетам, немцы и русские в период последней войны вывезли из Польши культурных ценностей на $30 млрд.

Польское министерство культуры для начала подготовило список 18 ценных предметов из этой группы, находящихся в России. Среди них картины немецких и голландских художников - таких, как Ян Брейгель и Лукас Кранах, а также рукописи одного из самых выдающихся польских поэтов Юлиуша Словацкого. Как подчеркивает автор статьи, "награбленных в Польше во время войны ценностей" в музейных складах России значительно больше. Он разъясняет читателям, что произведения искусства в Польше грабили специальные "трофейные бригады, то есть идущие за Красной Армией группы грабителей в мундирах". В их состав входили также искусствоведы. Оценивали они, что именно составляет ценность, и что стоит забрать и вывезти в Россию. Много польских ценностей попало к ним от немцев, которые раньше очень усердно грабили польские музеи и частные коллекции.

Обокрасть вора - это не воровство

Выследить "награбленные" шедевры очень трудно, а хуже всего - как подчеркивает автор - с этим дело обстоит в России. Сразу же после войны польские ценности попадали в подвалы московского Музея им. Пушкина и нескольких других государственных галерей и рассматривались как военные трофеи. Русские не любят ими хвалиться; на протяжении десятилетий их никогда не выставляли публично. Как пример, автор приводит судьбу "Мадонны с ребенком" - картины эпохи немецкого ренессанса, которая с 1260 года висела в готическом коллегиальном соборе в Глогове (город в Нижней Силезии, неподалеку Вроцлава, до войны на территории Германии, во время войны и наступления советских войск гитлеровцы превратили его - так же, как Вроцлав - в город-крепость, был почти полностью разрушен). Картину забрал некий советский майор, и... она пропала на 50 с лишним лет. Всплыла только несколько лет назад, когда Музей им. Пушкина начал публиковать в интернете списки шедевров из своих хранилищ. Среди опубликованных была также "Мадонна" из Глогова.

Автор продолжает: по мнению русских, обокрасть вора - это не воровство. И напоминает, что в 2008 году российский парламент решил, что не может быть и речи о возврате в Германию вывезенных оттуда под конец войны произведения искусства, и что они составляют компенсацию за военные потери России. Есть также ссылка на министра культуры России Владимира Мединского, который, якобы, сказал, что большинство сокровищ не принадлежит Польше, поскольку были они вывезены из Гданьска, а, как известно, этот город вообще до войны не находился в границах Польши. Эти аргументы, как отмечает еженедельник, тем более странны, что в 1956 году, на волне "оттепели", Москва отдала Польше партию ценных произведений искусства. Именно тогда из ленинградского Эрмитажа вернулся триптих Ганса Мемлинга "Страшный суд" XV века, который был вывезен как раз из Гданьска.

Почему у России не может быть трофеев?

Сейчас польская сторона будет добиваться возвращения "Мадонны" из Глогова и других польских шедевров культуры. Как утверждает Newsweek, с таким требованием должна была выступить делегация польского Сената во главе со спикером Богданом Борусевичем, которая на этой неделе находилась в России. Удастся ли ей повторить успех почти 60-летней давности, эпохи "оттепели"? - вопрошает автор (хотя в полученном нами официальном сообщении о повестке дня визита делегации польского Сената в Нижнем Новгороде 2-4 июня в рамках V Форума регионов "Польша-Россия", а также о тематике переговоров спикера Сената с Валентиной Матвиенко, председателем Совета Федерации России, тема возвращения произведений искусства не упомянута).

Отвечая на этот вопрос, автор цитирует историка Никиту Петрова из общества "Мемориал", который говорит: "Путинская Россия не любит уступать требованиям таких стран, как Польша. Русские думают, что это стало бы знаком слабости, а Ирина Антонова обычно повторяет: почему Россия не должна иметь свои трофеи, если впечатляющие экспозиции Лувра и British Museum - это в большинстве своем именно военные трофеи?"

Друзья и враги

По информации еженедельника, Антоновой уже удалось получить согласие Путина на строительство в центре Москвы гигантского музейного городка, состоящего из комплекса зданий. По планам, этот музейный гигант будет принимать до 5 миллионов посетителей в год, то есть в 5 раз больше, чем сейчас. Работы будут закончены в 2018 году, а автором проекта станет знаменитый архитектор Норман Фостер.

Как отмечает Newsweek, "с президентом Владимиром Путиным Антонову связывают узы дружбы". В апреле этого года она стала главным куратором государственных музеев России, отвечает также за приобретение произведений искусства от имени министерства культуры. "Но в связи с ее имперскими планами у нее появилось немало врагов", - предупреждает польское издание. Ее наиболее яростным противником, по словам журналиста Newsweeka, является Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, который категорически отвергает идею передачи шедевров европейского искусства московскому централизованному музею-гиганту. Но, как считает журналист Newsweeka, именно от конфронтации Ирины Антоновой с руководством Эрмитажа зависит вопрос возврата польских культурных ценностей. В этой связи цитирует он слова Леонида Парфенова, бывшего главного редактора русского издания Newsweeka и друга Антоновой: "Сейчас она пытается выиграть со временем, она хотела бы, чтобы еще при ее жизни исполнилась ее мечта о создании в Москве великого музея европейского искусства. Если она уже заразила этой идеей Путина, то забудьте о возвращении хотя бы одной картины".

Александр Шторм - специально для ИА REGNUM из Варшавы