Выставка "Белый город. Архитектура Баухауса в Тель-Авиве" открылась сегодня, 11 июня, в Главном штабе Государственного Эрмитажа. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, генеральный консул Израиля в Санкт-Петербурге Эдуард Шапиро рассказал, что идея выставки появилась год назад, когда было решено впервые провести Дни Тель-Авива в Санкт-Петербурге.

По словам Эдуарда Шапиро, устроители Дней "старались привезти самое яркое, лучшее и интересное для петербургских друзей". Эдуард Шапиро подчеркнул также, что выставка "Белый город" - первая государственная израильская выставка в Эрмитаже.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сразу же согласился с идеей выставки в Эрмитаже. "Белый город" - это город уникальной архитектуры и социальной мечты. Опыт этого города прекрасный урок того, как жить в памятнике из списка ЮНЕСКО, - пишет Пиотровский во вступительном слове к каталогу выставки. - Оказывается, что почти все препятствия по сохранению хрупкой архитектуры преодолимы, если есть воля, добрая воля. И тогда солнце ласкает здания, а не высвечивает их трещины".

Автор концепции и куратор выставки профессор архитектуры Нитца Метцгер Шмук, которая впервые оказалась в Санкт-Петербурге, сегодня сказала, что теперь сама убедилась, насколько Санкт-Петербург повлиял на архитектуру 20-х годов XX века.

Выставка "Белый город. Архитектура Баухауса в Тель-Авиве" уже была показана в 11-ти городах на разных континентах, в Эрмитаже она демонстрируется не только в рамках "Дней Тель-Авива в Санкт-Петербурге", но и в рамках проекта "Эрмитаж 20/21" и посвящена наследию архитектуры 1930-х-1940-х годов в Тель-Авиве и истории местной ветви европейской художественной школы Баухаус, существовавшей в Германии с 1919 года и закрытой нацистами в 1933-м.

При этом значительная часть архитекторов-евреев эмигрировала в Палестину. Для работы над планом нового города был приглашен шотландский архитектор и урбанист Патрик Геддес- адепт популярной в те годы идеи создания города-сада. Он создал проект будущего "Белого города" - с множеством бульваров, тенистых улиц разной ширины, спроектированных так, чтобы не мешать транспортным магистралям. В результате именно Тель-Авив стал идеальной почвой для реализации как эстетической, так и социальной программы европейского функционализма. Свое название район получил за светлый тон большинства фасадов.

"В 2003 году ЮНЕСКО признал "Белый город" памятником Всемирного культурного наследия, в охранную зону попало около 2100 зданий, - сказала куратор выставки со стороны Эрмитажа Ксения Малич. - Масштабная реставрационная программа, реализованная в Тель-Авиве, не имеет аналогов: здания, а в план консервации включено более 1600 домов, очищаются от поздних пристроек, восстанавливается облицовка фасадов, идет реконструкция исторических интерьеров". На выставке представлены исторические планы Тель-Авива, биографии архитекторов, его создававших, хроникальный видеоряд о жизни города, фотографии и архитектурные проекции зданий-памятников.

В рамках выставки 13 июня запланирована конференция для профессионального сообщества архитекторов Израиля и Санкт-Петербурга "Современный город и проблемы сохранения памятников архитектуры эпохи модернизма".