13 июня 2013 года Европейский парламент (ЕП) на своем пленарном заседании рассмотрел ситуацию в Турции и издал соответствующую резолюцию. Принятие резолюции депутаты провели простым голосованием - поднятием руки.

Депутаты ЕП, говорится в резолюции, глубоко обеспокоены чрезмерным и непропорциональным применением силы турецкой полицией для разгона мирных и законных акций протеста в парке Гези в Стамбуле. Резолюция предупреждает о недопустимости использования жестких мер в отношении мирных демонстрантов и призывает премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана занять примирительную позицию.

Депутаты Европейского парламента потребовали, чтобы виновные в применении насилия со стороны полиции были привлечены к ответственности, а задержанные мирные демонстранты - немедленно освобождены. Потерпевшие должны получить компенсацию.

В резолюции приветствуется умеренный ответ на протесты президента Абдуллы Гюля и извинения вице-премьера Бюлента Арынджа. Депутаты ЕП осуждают нежелание Эрдогана и турецкого правительства сделать шаги к примирению, а также принять реакцию части турецкого общества.

Депутаты ЕП полагают, что протестующие видят, что интересы части турецкого общества никак не представлены. Им не нравятся последние меры, регулирующие образ жизни. Депутаты ЕП подчеркивают, что в плюралистической демократии большинство несет ответственность за включение оппозиции в процесс принятия решений.

Помимо этого, депутаты ЕП обеспокоены ухудшением ситуации со свободой прессы в Турции, включая увеличивающееся число актов цензуры и самоцензуры в турецких СМИ. Основные турецкие СМИ умалчивают о демонстрациях и арестах пользователей социальной сети Twitter. Депутаты ЕП подчеркивают в резолюции важность независимой прессы для демократического общества и значение судебной системы в развитии свободы печати, ссылаясь на большое количество задержанных и отданных под суд журналистов.

Эрдоган, в свою очередь, успел заявить, что не будет принимать и признавать каких-либо решений Европарламента. Столь быстрое принятие в четверг, 13 июня, резолюции депутатами Европейского парламента связано с предъявленным турецким премьером Эрдоганом в тот день ультиматума демонстрантам на площади Таксим. Турецкий премьер предупредил их о том, что терпение правительства заканчивается и демонстрантам дано 24 часа для завершения акции протеста. В противном случае премьер пообещал послать подразделения специальной полиции для наведения порядка.

Действия турецкого премьер-министра в связи с массовыми антиправительственными протестами вызвали критику в Берлине. Накануне, 12 июня, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель призвала Реджепа Тайипа Эрдогана провести диалог с участниками демонстраций. Тем временем европейские политики формируют весьма негативную картину происходящих в Турции событий. В итальянском парламенте выступила новый министр иностранных дел Италии Эмма Бонино. Она назвала происходящее в Турции "моментом испытания совести в Европе". В официальном выступлении она упомянула обсуждаемые в турецких социальных сетях действительные или мнимые случаи изнасилования женщин турецкими полицейскими за участие в демонстрациях. Премьер-министр Турции Эрдоган назвал социальную сеть Twitter "чумой", подобным образом оценив ее роль в эскалации протеста.

Эрдоган не обошел вниманием реакцию Европы. В своем выступлении 13 июня он заявил, что Турция не является членом Европейского Союза, и в обязанности Брюсселя не входит принятие решений относительно Турции. "Кто вы, чтобы принимать решение о Турции?", - откликнулся Эрдоган на действия Европарламента. Эрдоган также заявил, что Европарламент до критики в адрес Турции должен прежде посмотреть на Грецию, имея в виду жестокое подавление полицией акций протеста в соседней стране. Эрдоган подверг также критике комиссара ЕС по вопросам расширения Штефана Фюле за помещение в сети Twitter критических замечаний по поводу протестов. "Лицо ответственное в ЕС за расширение, - заявил Эрдоган, - размещает твитты о протестах. Этично ли это?"

Антиправительственные акции продолжаются в Турции уже две недели. В начале июня полиция Турции за два дня задержала более 900 демонстрантов, которые участвовали в многотысячных акциях протеста, а 11 июня специальные подразделения полиции предприняли насильственные действия по отношению к демонстрантам с использованием резиновых пуль, слезоточивого газа и водометов. Власти утверждают, что в столкновениях с демонстрантами, начиная с 31 мая, пострадали шестьсот полицейских, один полицейский погиб. Что касается демонстрантов, то Турецкий фонд по правам человека утверждает, что более 620 человек получили ранения в результате полицейской операции во вторник 11 июня, когда демонстрантов разгоняли с площади Таксим в Стамбуле. А всего за все время протестов пострадали 5 тысяч протестующих демонстрантов.

Накануне ультиматума турецкий премьер встретился с представителями протестующей оппозиции и предложил им провести референдум на муниципальном уровне, который решил бы судьбу парка. Однако подобное предложение было воспринято демонстрантами, как проявление слабости премьера. Одновременно выступление с решительными заявлениями турецкого премьера на встрече с членами правящей партии в Анкаре было встречено бурными аплодисментами.

Сейчас в Европе обратили внимание на расширение географии протеста в Турции. Но для серии протестов нет никаких экономических причин, полагают отметившие эскалацию насилия в Турции европейские специалисты-тюркологи. В интервью венгерской Népszabadság наблюдающий события в Турции венгерский университетский тюрколог Михай Добрович отметил, что происходящее в Турции - это не революция и не политический кризис. Это кризис руководства страной. Возникшую проблему с парком турецкий премьер Эрдоган мог бы легко разрешить в начале конфликта не имеющими принципиального значения уступками. Вместо этого, Эрдоган пошел на меры, которые провоцировали дальнейшую эскалацию протестного движения, в частности, принятием на прошлой неделе турецким парламентом закона, ограничивающего продажу и употребление алкогольных напитков. Премьер не учел результатов предшествующей модернизации Турции и потенциала кемалистской нации, - считает Добрович. В результате Эрдоган стал объектом насмешек у молодежи не только в Стамбуле, но и других городах Турции, на которые сейчас распространяются акции протеста. До этого момента Эрдоган мог планировать себе долгую политическую карьеру, но теперь ей пришел конец, - делает вывод венгерский тюрколог.