В последнее время в экспертном сообществе произвело определенный резонанс заявление официального Баку о возможности начала поставок газа в Армению "при определенных условиях".

Напомним, президент Госнефтекомпании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев заявил, что "если Армения обратится к нам с просьбой о помощи в газовом вопросе, несомненно, мы поможем". Появились комментарии, согласно которым это заявление стало откликом на усилившееся давление посредников Минской группы ОБСЕ по Карабаху, которые призывают азербайджанскую сторону несколько смягчить свою позицию - хотя бы для того, чтобы дать миротворцам аргументы, позволяющие уговорить Ереван и Степанакерт пойти на определенные уступки.

Такого рода предположения не выглядят обоснованными. "Определенные условия", при которых Азербайджан может возобновить прерванное более 20 лет назад газоснабжение Армении, не скрываются - это отказ от принципа самоопределения армян Нагорного Карабаха. Понятно, что подобная сделка невозможна. Хотя, надо признать, момент для зондажа выбран подходящий, поскольку тарифы на российский газ для Армении возросли.

Армянские СМИ при этом напомнили, что такой образ действий всегда был характерен для азербайджанской стороны. Когда вопрос принадлежности Карабаха обсуждался на заре советской власти в Закавказье, азербайджанский Ревком, поначалу заявивший о передаче этого края в состав новосозданной Армянской ССР, затем взял свое решение обратно. Серго Орджоникидзе телеграфировал в Москву, что в случае передачи Карабаха Армении, Баку угрожает "не отпустить керосину".

Этот аргумент тогда сыграл решающую роль, и впоследствии еще не раз демонстрировал свою действенность. Эксперты ИА REGNUM отмечали, что в период активных попыток добиться нормализации армяно-турецких отношений Баку, резко выступающий против деблокады армяно-турецкой границы, немедленно задействовал энергетический фактор. Например, в день визита президента Армении Сержа Саргсяна в рамках т.н. "футбольной дипломатии" (когда лидеры Армении и Турции совершили взаимные визиты для совместного просмотра футбольных встреч сборных своих стран), Баку подписал с "Газпромом" соглашение о поставках азербайджанского газа в Россию, что, безусловно, являлось месседжом Анкаре. Одновременно были заморожены азербайджано-турецкие переговоры о согласовании закупочных и транзитных цен на газ. Баку, тем самым, поставил под вопрос перспективу осуществления амбициозного европейского газового проекта NABUCCO.

"Нефтегазовый кнут" Азербайджан до последнего времени успешно применяет в своих отношениях не только с Турцией, но и с Грузией. В результате политики прежнего грузинского руководства Тбилиси оказался в полной зависимости от азербайджанского газа, не имея иных источников снабжения. Это обстоятельство все больше угнетает грузинскую сторону. Ведь Баку использует свое монопольное положение, в частности, в вопросе делимитации азербайджанско-грузинской границы, в споре за монастырский комплекс Давид Гареджи, который представляет для грузин большую культурно-историческую и духовную ценность. И хотя еще в 2007 году президент Михаил Саакашвили утверждал, будто сторонами достигнуто соглашение о том, что "стратегическая высота в этом районе останется на территории Азербайджана, а весь монастырский комплекс окажется на территории Грузии", впоследствии азербайджанские пограничники заняли часть этого комплекса и прекратили допуск туда грузинских паломников и священнослужителей. Кроме того, когда премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили усомнился в выгодности для Тбилиси строящейся железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, ибо эта дорога создаст сильную конкуренцию портам Поти и Батуми, Азербайджан немедленно пригрозил пересмотреть тарифы на газ. При добровольном отказе Тбилиси от российской альтернативы, это неизбежно повысило бы градус социальной напряженности в Грузии, поэтому вопрос был замят.

Однако теперь, как сообщил министр энергетики Грузии Каха Каладзе, Тбилиси и Астана подписали соглашение о возвращении казахстанского менеджмента для управления тбилисской газораспределительной компанией "КазТрансГаз-Тбилиси". Эта компания впоследствии предполагает импортировать в Грузию казахстанский газ, причем - по территории России. Новые власти Грузии убеждены, что диверсификация источников поступления голубого топлива остро необходима, поскольку зависимость от Азербайджана приняла уже тотальный характер.

В свете сказанного, стремление Евросоюза любой ценой осуществить т.н. "Южный газовый коридор" в обход России с ключевым участием Азербайджана выглядит рискованным. В Европе привыкли обвинять Россию в использовании газового фактора в геополитических целях, причем такие обвинения стали уже общим местом. Однако стоило бы задуматься, что в этом смысле Азербайджан выглядит еще менее надежным партнером. Наивно было бы полагать, что, попав в зависимость от азербайджанского газа и тем более - от ключевой позиции Азербайджана на маршруте поставок голубого топлива из каспийского региона на Запад, ЕС может рассчитывать на лояльность Баку - во всяком случае, большую, нежели лояльность "Газпрома". Недоговороспособность азербайджанской стороны отлично известна международному сообществу в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Карабаху, а также - конкретно Москве, оказавшейся в двусмысленной ситуации после многократных попыток решения карабахской проблемы путем организации встреч президентов противоборствующих стран под эгидой Дмитрия Медведева. При этом не стоит и говорить, что режим на Апшероне куда более авторитарен, нежели критикуемый Европой "режим Владимира Путина в России", хотя "западные партнеры" здесь придерживаются привычных для себя двойных стандартов.

В целом, однако, представляется, что сегодня в регионе происходят процессы, которые могут негативно отразиться на далеко идущих планах Баку. Иран устами своего посла в Ереване Мохаммада Реиси недавно намекнул, что мог бы стать одним из поставщиков газа в Грузию по территории Армении. В условиях жестких международных санкций в отношении ИРИ подобная возможность выглядит умозрительной. Однако в Иране могут произойти существенные изменения, если президентом страны станет лидирующий на выборах главы государства представитель реформаторского крыла Хассан Роухани (на момент публикации статьи победа на выборах Роухани была уже подтверждена - ред.). Напомним, что этот деятель в начале 2000-х был главным иранским переговорщиком по ядерной проблематике, и именно тогда Тегеран заморозил ряд своих атомных программ.

Победа Роухани может привести к постепенному спаду напряженности в отношениях ИРИ с Западом и как следствие - к ослаблению санкций. В этом случае Иран, доказанные запасы газа которого превосходят даже российские, может вновь выйти на мировые рынки голубого топлива в качестве одного из главных поставщиков. При таком раскладе значение Азербайджана для Европы, Турции и Грузии кардинально уменьшится. Баку может оказаться в фокусе резкой критики Запада за то, на что сегодня в Европе предпочитают закрывать глаза - нарушения прав человека, давление на прессу, на национальные и религиозные меньшинства и пр. Что касается Грузии, то получив доступ к казахскому и иранскому газу, Тбилиси в газовом бизнесе с Баку может быстро превратиться из молчаливого транзитера в требовательного перекупщика, как та же Турция.

Отметим, что возможное возвращение Ирана на международный газовый рынок не обязательно должно иметь для России лишь негативные последствия. Напомним, что во времена Советского Союза газ, закупаемый европейскими странами у Тегерана, поступал в республики советского Закавказья, где и использовался, а Москва направляла соответствующие объемы в Европу в счет "иранской доли", имея за это определенную выгоду. Аналогичный механизм может быть возрожден, если отношения ИРИ с Западом нормализуются, тем более, что другие транзитные страны - Турция и Сирия - по известным причинам выглядят недостаточно стабильно.

Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM