Странным назвали летчики подмосковного города Жуковский Валерий Ваньшин и Василий Ахрамеев недавнее заявление космонавта Алексея Леонова о якобы "истинной причине" гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина.

Напомним, 11 июня Леонов заявил журналистам, что, по "рассекреченным данным" некой "секретной комиссии", 27 марта 1968 года опытный истребитель Су-15, взлетевший с аэродрома Жуковский, несанкционированно влетел на предельно малой высоте в зону полетов, где летали Гагарин и Серегин (под Киржачом Владимирской области), включил форсаж, прошел перед носом у их учебно-тренировочного истребителя (УТИ) МиГ-15 и свалил их в штопор, из которого они не смогли выйти. Леонов добавил, что знает этого летчика, но, жалея его слабое здоровье и преклонный возраст, за 80 лет, не будет публиковать его фамилию, хотя 20 лет добивался рассекречивания этих сведений.

"Это просто нонсенс - пройти на сверхзвуке на малой высоте в 80 километрах от нашего аэродрома, вне нашей зоны полетов!" - считают собеседники ИА REGNUM - начальник департамента материального обеспечения ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", заслуженный летчик-испытатель РФ, пилот гражданской авиации 1-го класса, военный летчик 2-го класса, мастер спорта по самолетному спорту, трехкратный рекордсмен мира, член городской Общественной палаты Валерий Ваньшин (20 тысяч часов налёта) и заместитель начальника Школы летчиков-испытателей Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова (ШЛИ ЛИИ), директор Авиационного учебного центра ШЛИ ЛИИ, гендиректор ЗАО "Техавиакомплекс" кандидат технических наук Василий Ахрамеев, жители Жуковского.

"Если бы это произошло на самом деле, город Жуковский знал бы об этом давным-давно, - заявил Ваньшин, - У нас знают все и всё, обо всех лётчиках, кто и что творил. Такое происшествие засекретить не могли ни при каких обстоятельствах. Это во-первых. Во-вторых, Су-15 никогда на сверхзвуке на таких малых высотах не ходил. У нас есть специальная зона, выделенная для сверхзвуковых полетов. Летчик может нарушить границы зоны, но чтобы на таком расстоянии от зоны сверхзвуковых полетов! Да еще и пройти на такой малой высоте на сверхзвуке - это просто бред. Диспетчерские службы не позволили бы ему так далеко уйти от аэродрома, даже если бы он заблудился. Они бы видели его на локаторе. А если бы, предположим, позволили - то, даже если бы, допустим, почему-то не наказали бы летчика, то уж диспетчеров точно бы разогнали, сняли бы всех!"

"Где Киржач - и где Жуковский?" - Ахрамеев набросал схему зон полетов. Они не просто не являются соседними, но от одной зоны до другой - около 80 километров. "Это очень далеко, очень", - пояснили опытные специалисты. "Не думаем, чтобы Су-15 с нашего аэродрома мог бы отклониться так далеко, да чтобы ещё и на сверхзвуке", - заявил Ахрамеев. И, с трудом подыскивая слова, заключил: "Это... извините, непонятно, мягко говоря".

"У нас, бывало, нарушали немного Домодедовскую зону (к югу от Жуковского - прим. ИА REGNUM), но никогда не бывало нарушений в другую сторону", - заверил Ваньшин. К тому же, нарушителю пришлось бы пересечь и Быковскую зону полётов. А там в то время был очень напряженный воздушный трафик и очень внимательная своя диспетчерская служба.

"И чтобы на высоту 400 метров Су-15 пришел куда-то, без задания, без разрешения, в московской воздушной зоне? А потом включил форсаж - и ушёл в облака, не видя ничего? Это немыслимо, - возмутился Ваньшин. - Пройти на сверхзвуке - это вообще ни один летчик не может себе позволить просто так. Летчики - люди очень ответственные. Оплошность может допустить разве что курсант".

В качестве примера Ваньшин рассказал случай, который произошел когда-то в летном училище: "Курсант отстал от инструктора. Тот ему говорит: "По локатору меня видишь?" - "Вижу". - "Включи форсаж и догоняй". Ну, он и включил! На высоте 1000 метров. Над деревнями прошёл на сверхзвуке - повыбивал все стёкла, поубивал всех кур и петухов в округе. Инструктора уволили сразу".