Президент Сирии Башар Асад дал интервью немецкой газете "Frankfurter Allgemeine Zeitung".

Отвечая на вопрос о возможности перекройки границ региона Ближнего Востока президент Сирии заявил: "Через 100 лет после соглашения Сайкса-Пико Вы говорите о перекрое карты региона, в том числе, Сирии. По аналогии с архитектурой, Сирия является так называемым "замковым" камнем. Как в древних архитектурных арках: если этот камень удалить, арка рухнет. Если мы применим это сравнение к региону или миру, то получится, что любое изменение в нем границ негативно повлияет на другие очень отдаленные регионы. Это будет иметь эффект домино, который невозможно будет контролировать. Данный процесс может запустить одна из сверхдержав, но никто - в том числе, и эта сверхдержава, не сможет остановить его. Тем более что сегодня на Ближнем Востоке существуют новые социальные границы, которых не было во времена Сайкса-Пико. Эти новые конфессиональные, этнические и политические границы гораздо осложняют ситуацию. Никто не может предугадать, что произойдет на Ближнем Востоке при попытке перекроить его карту. Вероятнее всего, регион станет ареной многочисленных войн, которые выйдут за его пределы и распространятся от Атлантического до Тихого океана, и никто не сможет их остановить".

Президент Сирии также выступил с оценкой первых двух лет "арабской весны", отметив, что "это неверный термин, поскольку "весна" не должна означать кровопролитие, убийства, экстремизм, разрушение школ, запрет детям посещать их или навязывание женщинам, что носить. Весна - это прекраснейшее время года, но мы переживаем самые темные времена, и это, безусловно, не весна. Понятие "весна" несовместимо с тем, что происходит в Сирии - убийствами, отрубанием голов, снятием кожи, каннибализмом".

Относительно продолжающегося внешнего вмешательства в сирийский кризис Башар Асад отметил, что существует два вида иностранного вмешательства: непрямое - через посредников или агентов, и прямое - через обычную войну. "Мы переживаем первое. В начале кризиса я предупреждал, что иностранное вмешательство в Сирию - пусть даже непрямое - это как землетрясение, оно вызовет ударные волны по всему региону. В то время многие, в частности, в СМИ, говорили, что президент Асад намерен расширить кризис за пределы Сирии. Это говорит о том, что они не поняли, что я имел в виду в то время, но это именно то, что происходит сейчас.

Если посмотреть на реалии, то становится очевидным: то, что происходит сейчас в Ираке, а ранее - в Ливане, это ни что иное, как последствия происходящего в Сирии. Мы видим такие последствия, хотя до сих пор нет прямого военного вмешательства, а что будет в случае прямой военной интервенции? Ситуация, конечно, будет гораздо хуже, и тогда мы станем свидетелями эффекта домино масштабного экстремизма, хаоса и раздробления", - заявил сирийский лидер.

Он также подчеркнул разницу между вмешательством в сирийский конфликт со стороны Саудовской Аравии, Катара, Турции и Великобритании и позицией, занимаемой Россией и Ираном.

"Существует большая разница между сотрудничеством между странами и вмешательством во внутренние дела того или иного государства с целью дестабилизации обстановки в нем. Сотрудничество между странами предполагает их обоюдное желание при сохранении их суверенитета, стабильности и независимости национального решения. Наши отношения с Россией, Ираном и другими странами, которые поддерживают Сирию, являются отношениями сотрудничества и базируются на принципах международной законности.

Те страны, которые вы упомянули, ведут политику вмешательства во внутренние дела Сирии, что является грубейшим нарушением норм международного права и нашего национального суверенитета. В этом состоит разница", - отметил он.

Асад также прокомментировал возможность установления в Сирии конфессиональной системы. "Конечно, когда в соседних странах существуют конфессиональные системы, конфессиональные беспорядки или гражданские войны, как это было в Ливане 30 лет назад, это сказывается и на Сирии. В 1976 году, чтобы защитить себя и Ливан, Сирия вмешалась в ливанские события. Именно по этой причине мы внимательно наблюдаем за тем, что происходит в Ираке - это напрямую на нас влияет. По этой же причине мы были категорически против американской оккупации Ирака, потому что убеждены, что не обязаны уступать американцам в обмен на нашу стабильность. Конфессиональные системы опасны, и именно поэтому мы настаиваем на светской модели, при которой все граждане равны, независимо от религии", - подчеркнул Асад.

Отвечая на вопрос об организации "Джебхат Ан-Нусра", он отметил, что это филиал "Аль-Каиды" с той же идеологией, ее члены находятся в Сирии, Ираке, Ливане и Иордании, а также в других арабских и мусульманских странах. "Они очень хорошо финансируются и имеют много оружия. Трудно проследить их источники в связи с тем, что поддержка осуществляется скрытно. Их основной целью является создание исламского государства в соответствии с их толкованием ислама. Центральное место в их политической доктрине является ваххабитское учение, как у "Аль-Каиды" в Афганистане. Искажая истинный ислам, они пытаются навязать свою идеологию там, где присутствуют, особенно против женщин. Мы видим примеры их жестокости на некоторых телеканалах. Недавно бельгийское телевидение показало, как боевики рубят голову ни в чем не повинного сирийца", - отметил он.

Президент Сирии также высказался относительно мотивов государств осуществляющих внешнее вмешательство в сирийский кризис, в частности Саудовской Аравии и Катара. "Во-первых, я считаю, что на этот вопрос должны ответить они сами. Я отвечу на этот вопрос своими вопросами. Поддерживают ли они боевиков из-за ярой приверженности свободе и демократии, как лживо утверждают их СМИ? Существует ли у них самих демократия, чтобы поддержать демократию в Сирии? Есть ли у них избранные парламенты и конституции? Хотя бы когда-нибудь на протяжении десятилетий их народы определяли, какую систему правления они хотят - монархию, президентскую власть, княжество или любую другую форму? Уверен, что здесь все ясно: они должны, в первую очередь, обратить внимание на свои страны, а затем - ответить на ваш вопрос", - заявил Асад.

Президент Сирии высказался относительно мотивов предоставления Великобританией и Францией руководящей роли Саудовской Аравии и Катару в сирийском кризисе. "Я тоже не могу отвечать от имени Великобритании или Франции, но могу высказать общее впечатление. Я считаю, что у Франции и Великобритании есть проблема: их "раздражает" роль Сирии в регионе. Эти страны, как и Соединенные Штаты, ищут марионеток для безотказной реализации их воли и интересов. Мы последовательно отклоняли это и всегда будем оставаться независимыми и свободными. Кажется, что Франция и Великобритания, исторически являющиеся колониальными державами, упорствуют в попытках манипулировать регионом, хотя бы через посредников. Действительно, Британия и Франция могут говорить Саудовской Аравии и Катару то, что те должны делать, но не стоит забывать, что политика и экономика Франции и Великобритании также зависят от нефтедолларов. То, что произошло в Сирии, - это попытка избавиться от непокорного государства и заменить президента на такого, который всегда говорит "yes". Этого никогда не будет, ни сейчас, ни потом", - заявил Башар Асад.

Относительно решения ЕС не продлевать эмбарго на поставки оружия в Сирию президент отметил, что очевидно, что существует раскол внутри Европейского союза по этому вопросу: "Я не могу утверждать, что ЕС поддерживает сирийское правительство, есть такие страны, как Великобритания и Франция, которые особо враждебны Сирии. С другой стороны, есть другие страны, например, Германия, которые поднимают логичные вопросы о возможных последствиях вооружения террористов. Во-первых, это означало бы увековечить убийства и разрушения в стране, заставить сирийский народ платить еще дороже. Во-вторых, поставки оружия будут означать вооружение террористов, и европейцы это хорошо понимают. Некоторые повторяют американскую риторику о "хороших" и "плохих" боевиках, точно так же, как несколько лет назад говорили о "хороших" и "плохих" талибах, "хорошей" и "плохой" "Аль-Каиде". Разве это логично? Они знают, что оружие, направленное в регион, окажется в руках террористов, что приведет к двум последствиям. Во-первых, "задний двор" Европы станет центром для распространения терроризма и хаоса, и Европа заплатит большую цену. Во-вторых, терроризм не прекратится - он будет экспортироваться через нелегальную миграцию, и хорошо обученные террористы вернутся в свои родные страны. Эти актуальные вопросы, на мой взгляд, создают раскол внутри Евросоюза. Однако даже если странам ЕС это не нравится, у них нет другого выбора, кроме как сотрудничать с сирийским правительством".

Башар Асад также прокомментировал участие боевиков ливанского движения "Хизбалла" в сирийском конфликте, а также занятие сирийской армией города Аль-Кусейр. "Некоторые СМИ пытаются изобразить "Хизбаллу" в качестве основной боевой силы на земле, а Сирийскую армию - слабой и не способной добиться победы. На самом деле, в течение последних месяцев мы добились значительных успехов в различных сирийских провинциях, некоторые из них были более важны, чем Аль-Кусейр. Ничего из этого не освещалось в западных СМИ. Одной из причин этих побед является тот факт, что местные жители сражались на стороне армии, защищая свои районы.

Аль-Кусейр получил больше международного внимания, потому что западные политики объявили его стратегическим городом. Было много преувеличений насчет роли "Хизбаллы" в Аль-Кусейре. Сирийская армия - боеспособная и успешно выполняет свою миссию по защите территории страны при поддержке населения. Если бы мы нуждались в помощи "Хизбаллы", то почему бы не использовали эти силы в окрестностях Дамаска или в Алеппо? Дамаск и Алеппо, безусловно, более важны, чем Аль-Кусейр. Но, как я уже сказал в начале, целью этого было представить "Хизбаллу" в качестве основной боевой силы и настроить западное и международное общественное мнение против нее", - заявил он.

Относительно численности отрядов "Хизбалла" в Сирии Асад подчеркнул: "Там нет отрядов. Они послали бойцов, которые помогали Сирийской армии в зачистке районов, прилегающих к ливанской границе, через которую проникали террористы. Они не дислоцировали свои отряды в Сирии. Как вам известно, "Хизбалла" не может оставить Юг Ливана, поскольку ее силы направлены в сторону Израиля. Кроме того, если она хотела послать бойцов в Сирию, то сколько? Несколько сотен? Сирийская армия дислоцировала сотни тысяч военнослужащих по всей стране. Несколько сот не имеют решающего значения, этого недостаточно, чтобы склонить чашу весов по всей территории Сирии", - отметил он.

Президент Сирии также ответил на обвинения в адрес его администрации о применении химического оружия в ходе конфликта в Сирии. "США, Франция и Великобритания заявили, что мы использовали химическое оружие в некоторых провинциях страны. Если бы они получили какие-либо доказательства этому, то с радостью оповестили бы весь мир. Однако нет данных, из которых вытекали бы такие выводы. Их заявления смехотворны. В Алеппо химическое оружие использовали террористические группировки. Мы направили послание в Организацию Объединенных Наций с просьбой провести официальное расследование инцидента. Однако Великобритания и Франция заблокировали эту инициативу, поскольку расследование доказало бы, что химическую атаку совершили террористы, и, следовательно, Англия и Франция лгут.

Это была сирийская инициатива - провести расследование инцидента, но вместо этого ООН потребовала, чтобы инспекторы имели безусловный доступ к любым районам Сирии, как это было в Ираке, и вникали в другие, не связанные с химоружием, вопросы. Мы - суверенное государство, у нас есть армия, есть секреты, в которые мы не разрешаем никому - ни ООН, ни Великобритании, ни Франции - вмешиваться. Поэтому все спекуляции, связанные с применением химического оружия, являются продолжением непрекращающихся фальсификаций американских и западных СМИ о реальной ситуации в Сирии. Их единственная цель - оправдать свою политику, подготовить общественное мнение и найти предлог для военного вмешательства и продолжения кровопролития в Сирии", - подчеркнул сирийский лидер.