Экономическое сближение Еревана с западными столицами, в частности, процесс Ассоциации с Евросоюзом и ее составляющая в виде создания Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли не являются угрозой для российского капитала в Армении. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил руководитель аналитического центра "Альтернатива", доктор экономических наук Татул Манасерян, добавив, что российский капитал представлен в Армении в достаточно больших объемах и прочно стоит на своих позициях. По словам эксперта, сближение Армении со странами Европы, скорее всего, не станет поводом для российской стороны отказываться от экономических прибылей и политического союзника в регионе.

"Не в каждой стране российский капитал чувствует себя так комфортно, как в Армении, где ему предоставлены определенные льготы, что обусловлено, в том числе, политическими соображениями, закреплено политическими соглашениями, договорами и гарантиями. В некоторых отраслях российский капитал занимает монопольные позиции, как, к слову, в энергетике. Причем энергетику нельзя считать чисто экономической сферой - на мой взгляд, это наивно", - заметил он.

По мнению эксперта, данный вопрос следует рассматривать исключительно в привязке с политикой. "Идея создания Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с одной стороны и политико-экономические армяно-российские связи с другой - уверен, что до запланированного на осень саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе произойдут события, которые подчеркнут взаимодополняемость этих направлений. Вообще-то членами международных свободных зон торговли становятся государства, доказавшие, что придерживаются экономической политики, соответствующей международным стандартам, в том числе в институциональном плане. Сегодня и Армения, и Россия входят во Всемирную торговую организацию, что лишний раз указывает на их соответствие определенным международным нормам и отсутствие коренных противоречий", - заметил эксперт, выразив уверенность, что при таком раскладе политика комплементаризма, в том числе экономического не может исчерпать себя.

Собеседник выразил уверенность, что с этой точки зрения стремление Армении к реализации намеченных в связи с Евросоюзом планов не может противоречить участию в интеграционных проектах на евразийском пространстве. "Более того, такое положение дел можно считать императивом, который диктуют интересы сторон. Присоединение к Соглашению о глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС - не вступление в Евросоюз, в армянской повестке этот вопрос не стоит. Да и Россия устами президента Владимира Путина заявила, что в составе Евросоюза она не будет. Одним словом, каких-то принципиальных противоречий тут нет. Сейчас основной вопрос упирается в необходимость повышения уровня привлекательности Евразийского союза как перспективного проекта", - выразил уверенность экономист. По мнению аналитика, Армения может быть использована российскими предпринимательскими кругами для выхода на новые рынки, а сама пользоваться возможностями, которые предоставит в будущем Евразийский союз. "Одним словом, речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве, для которого есть вполне осязаемые перспективы", - сказал руководитель аналитического центра "Альтернатива"

На замечание о том, что при упоминании Евразийского союза в абсолютном большинстве случаев акцент делается именно на экономической интеграции, Татул Манасерян ответил: "Само название "Евразийский союз" подразумевает высший, четвертый уровень интеграции, который предполагает именно политико-экономический контекст. Впрочем, перед этим проектом должны быть поставлены амбициозные задачи, в противном случае ничего не выйдет. Евразийский союз должен поставить перед собой цель стать одним из мировых экономических центров, каким стал, к примеру, Китай. Если эта цель не будет поставлена, то остальные тактико-политические установки со временем могут улетучиться, поменяться, смениться на новые и пр. Иными словами, амбициозная цель - залог определенности", - сказал он.

Лучшим примером концепции Евразийского союза Татул Манасерян назвал упомянутый ЕС - крупную интеграционную политико-экономическую структуру, мирового игрока с наднациональным Центральным банком, парламентом, правительством, а также с единой валютой. "Это интеграционное объединение, опять-таки, высшего уровня, участники которого максимально сократили свою суверенность в угоду общим целям, лишились самостоятельности в вопросах денежно-кредитной политики и пр. В некотором смысле ЕС похож на СССР, но с рядом принципиальных отличий, таких как свободный рынок", - указал он.

Развивая мысль об именно политической компоненте будущего Евразийского союза, Манасерян отметил на неразбериху в экономической его составляющей. "Немного из теории: существует четыре уровня экономических интеграции. По возрастающей шкала выглядит так: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, политико-экономическое интеграционное образование. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), созданная тремя развитыми государствами, - первый уровень интеграции, и за 20 с лишним лет ее не сумели перевести во второй. В случае с Евразийским союзом сначала создали Таможенный союз, потом говорят о Евразийском союзе, а Единое экономическое пространство заработало в начале 2012 года... Это говорит о том, что политика в этом процессе зашла гораздо дальше экономики. Наличие определенных политических целей - это хорошо, но нужно подтягивать экономику, чтобы сделать Евразийский союз привлекательным для потенциальных стран-участниц и партнеров", - подытожил экономист.

Отметим, аналитики считают, что 28-29 ноября на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе с высокой долей вероятности будет парафировано Ассоциативное соглашение Армения-ЕС.