Молдавско-приднестровское урегулирование: "Модель Кипра, модель Косово для Запада - уже реальность. Почему бы не провернуть нечто подобное и в Молдавии?" Евразийская интеграция vs "евроинтеграция": "На двух стульях Молдавии не усидеть". Власть - Церковь: "Главные российские структуры оккупации Молдавии - это коммунистическая партия и Молдавская митрополия".

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Модель Кипра, модель Косово для Запада - уже реальность. Почему бы не провернуть нечто подобное и в Молдавии?"

Существуют сотни самых разных видов хобби, которыми люди занимаются на досуге, пишет "Панорама". Но такого хобби, какое придумали молдавские политики, нет ни у кого. Оно называется "приднестровское урегулирование", и занимаются им все наши политики на протяжении последней четверти века. Вроде бы есть такая проблема, приднестровская, а значит, вроде бы надо ее как-то решать. Бывает так, что об этой теме не вспоминают годами. Так, посидели на стадионе, сходили на концерт (в 2012 году президент ПМР Евгений Шевчук и тогдашний премьер Молдавии Владимир Филат провели ряд неформальных встреч, в том числе на футбольном матче в Тирасполе и музыкальном концерте в Кишиневе - прим. ИА REGNUM), съездили в турпоездку за казенный счет на альпийский курорт, попили там баварского пива с такими же, как ты, любителями поговорить о Приднестровье. Те, кто занимается этим хобби, даже создали себе специальный клуб, "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) называется.

Но время от времени шумиха вокруг Приднестровья нарастает, пишет "Панорама". Как в последние недели. Соответственно, активизируются и политики. Делают разные заявления, выдвигают друг против друга обвинения и даже проводят секретные заседания парламента и принимают на них какие-то декларации. Но какой смысл номинально называть проблему, если у молдавского политического класса отсутствует осознание того, что это главный политический вопрос государства? Зачем неуклюже пытаться выдавать хобби за свою основную деятельность?

Те, кто хотел, чтобы Приднестровье как можно дальше отдалилось от правого берега, своего в итоге добились, продолжает "Панорама". Речь идет не только о тех, кто желал такого результата в Тирасполе. Очень многие и в Кишиневе изначально хотели того же самого. Разговоры о том, что, может, отдать Украине Левобережье, а она взамен вернет Юг Бессарабии и Буковину, начались еще в конце 80-х годов прошлого века. Среди части бессарабской элиты такая точка зрения существовала изначально, еще до революции в Бухаресте, до того, как постчаушистское румынское государство начало вмешиваться в дела ставшего независимым молдавского государства.

Саму независимость Молдавии тогдашний Народный фронт, а затем и его многочисленные ответвления наподобие Либеральной партии Михая Гимпу рассматривали как независимость от СССР, от России, но не от Румынии, пишет "Панорама". То, что молдавский поезд застрял на промежуточной станции "Независимость" по пути к конечной остановке "Великая Румыния", ― это ошибка, убеждены фронтисты. Для них объединение с Приднестровьем не только не нужно, но и вредно, потому что тормозит движение в сторону объединения с Румынией. Подобной точки зрения придерживается небольшая часть молдавского общества, но эта часть приобрела непропорционально большое влияние на власть. А после 2009 года именно эта идеология стала доминирующей в парламенте, правительстве, администрации президента, Конституционном суде.

Сегодня курс на отказ от Приднестровья и на объединение с Румынией проводится под вывеской "европейской интеграции", продолжает "Панорама". В качестве передового отряда, в подчинении которого находится и колониальная администрация в Кишиневе, выступает брюссельская бюрократия. У нее свой резон так себя вести - не допустить, чтобы у Молдавии получился нормальный государственный проект вместе с Приднестровьем и в союзе с Россией. Упор делается именно на русофобию. Как говорил один польский президент, "для нас лучше Россия без Украины, чем с Украиной". То же самое, хотя и не в таком масштабе, верно и для Молдавии. Для Европы чем слабее Россия, тем лучше.

Румынские же политики делают упор на свои националистические интересы, пытаются удовлетворить свои амбиции и комплексы, не допустить создания жизнеспособного молдавского государства и в итоге расширить свою территорию за счет Бессарабии и поправить свое плачевное демографическое положение за счет трех миллионов бессарабских румын, пишет "Панорама". Эти политики выступают в роли мародеров, которые движутся в обозе европейского авангарда, но при этом стремятся стать главными выгодоприобретателями курса на "евроинтеграцию" Молдавии. При таком подходе понятно, что Бухарест и его ставленники в Кишиневе яростно выступают против "приднестровизации" Молдавии, потому что она ставит крест на румынизации Бессарабии.

Но главная проблема не в открытых унионистах, продолжает "Панорама". Проблема в том, что среди тех, кто называл и продолжает себя называть сторонниками молдавской государственности, нет понимания того, что нужно действительно сделать какие-то конкретные шаги для того, чтобы решить приднестровскую проблему. Одним из таких шагов должен стать отказ от стереотипов, в частности о том, что Молдавия может быть только унитарным государством.

Кишиневские политики продолжают демонстрировать инфантилизм, который выражается в том, что "мы признанные - а они не признанные", пишет "Панорама". Мол, все равно субъектом международного права является только Республика Молдова, все равно независимость Приднестровья не признают, а потому все равно никуда они не денутся. Вокруг этого строилась, и по сей день строится, вся кишиневская болтология вокруг Приднестровья. На фоне продолжающегося четверть века словоблудия на тему Приднестровья случались и моменты просветления. Это происходило тогда, когда молдавские политики признавали, что сами они ничего решить не могут, и обращались за помощью к "варягам". Одним из таких реальных шагов был "Меморандум Примакова", который начал разрабатываться при президенте Мирче Снегуре, а подписан был уже президентом Петром Лучинским. Но даже этот очень маленький шаг в сторону "общего государства" вызвал бурю негодования "знатоков" конституционного права и федерализма, для которых Дурлешты - это Южный полюс, а Колоница - Северный (Дурлешты и Колоница - пригороды Кишинева - прим. ИА REGNUM). Следующий шанс, "Меморандум Козака", появился тоже только потому, что и президент Владимир Воронин предпочел отстраниться от решения приднестровской проблемы и обратился за помощью к России. Москва помогла разработать соответствующий проект соглашения, но Воронин испугался того, что сам же и затеял, и отказался подписывать документ.

Дело не в том, что у Снегура с Лучинским была одна геополитическая ориентация, а у Воронина другая, а в том, что эта инфантильность - пусть кто угодно, Ельцин с Кучмой, Козак с Соланой, Медведев с Меркель, Путин с Обамой, но только не мы, решит за нас наши проблемы ― присуща как левым, так и правым политикам в Кишиневе, продолжает "Панорама". Этот детский лепет вновь звучит и в принятой 21 июня декларации парламента Молдавии о ситуации вокруг Приднестровья. За эту совершенно пустую по содержанию бумагу проголосовали депутаты как от КПП, так и от ПКРМ. За свое голосование коммунисты удостоились похвального похлопывания по плечу со стороны посла ЕС в Кишиневе Дирка Шубеля - это главное, что запомнилось после того секретного заседания парламента. Сама же декларация еще раз подтвердила, что кишиневские политики, исходя из укоренившихся у них стереотипов, не в состоянии решить приднестровскую проблему.

Молдавский политический класс, в том, что касается проблемы Приднестровья, продолжает коллективно валять дурака, пишет "Панорама". Порядочнее других поступил премьер-министр Юрий Лянкэ: он чистосердечно признался, что не знает, как решить этот вопрос, а тому, кто это сделает, надо вручить Нобелевскую премию мира. Для главы колониальной администрации вполне последовательная позиция. Приднестровскую проблему действительно должны решать или сами молдаване, или кто-то другой за них. Третий вариант, который и имеет место в жизни, - не решать проблему и дальше, до бесконечности. Кто-то другой - Россия, Украина, ОБСЕ ― пытались предлагать свои решения, но кишиневским политикам они не понравились. Они предпочли все вместе, и правые, и левые, принять в 2005-м закон, в котором заранее определен заведомо неприемлемый для Тирасполя статус (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях статуса некоторых населенных пунктов левобережья Днестра". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению". Как Приднестровье, так и Россия неоднократно отмечали, что этот принятый в одностороннем порядке закон является главным препятствием для урегулирования молдавско-приднестровского конфликта - прим. ИА REGNUM). В ответ в Приднестровье провели референдум о независимости и о вхождении в состав России (17 сентября 2006 года в ПМР состоялся референдум, по итогам которого более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM). С таких непримиримых позиций никто ни о чем никогда не договорится.

Для того, чтобы решить проблему самим, надо начать думать по-другому, продолжает "Панорама". Кишиневские политики постоянно обвиняют население, и на правом, и на левом берегу, в том, что оно не хочет менять свой менталитет, но собственные мозги этих политиков как сдвинулись набекрень 25 лет назад, так до сих пор не могут встать на место. В мире столько всего поменялось за эту четверть века, а эти политики окоченели, превратились в обледенелых истуканов. Они просто умерли. Их разум угас, но окружающие по недоразумению забыли констатировать смерть их мозга. Они ведут себя, как зомби. Чего же они, сами мертвые, хотят от других? При сегодняшних геополитических раскладах совершенно очевидно, что эти две вещи - европейская интеграция и реинтеграция - несовместимы. Это понимают как на правом, так и на левом берегу. Это очень четко понимают в Бухаресте, откуда прямым текстом говорят: отказывайтесь от Приднестровья ради Европы.

В 1992 году Молдавия проиграла войну в Приднестровье, с Приднестровьем, с Россией - можно называть это как угодно, но факт остается фактом, пишет "Панорама". Итог той войны был узаконен, когда президент Снегур приехал в Кремль и подписал с президентом Борисом Ельциным в присутствии Игоря Смирнова соглашение о прекращении огня, фактически акт о капитуляции. Любой проигравший в войне должен за это платить контрибуции и репарации. Молдавские же политики, при том, что даже Гимпу в бытность и.о. президента не денонсировал подписанное Снегуром соглашение, продолжают попытки вернуть то, что потеряно в войне, как будто ничего и не произошло. Ссылки на международное право и "нерушимость границ" ― это тоже из набора уловок тех, кто предпочитает бить баклуши и ничего конкретно не решать. За эти 25 лет развалились СССР, Югославия, Чехословакия, признана независимость Косово, Южной Осетии и Абхазии. Ни одно из государств, которые распались за эти годы, не склеилось назад. Как Молдавия может стать исключением, непонятно.

План действий сегодняшней кишиневской власти в отношении Приднестровья - тоже из разряда хобби: попытаться вместе с Украиной интегрироваться в Европу (как они выражаются ― "заякориться" у причала ЕС), зажать в тиски Приднестровье, заставить его вернуться в состав Молдавии и играть по европейским правилам, продолжает "Панорама". Помимо его утопичности это еще и удивительно нахальный подход: проиграть войну, но все равно пытаться все за всех решать - и за Приднестровье, и за Украину, и за Европу. У румын такое получалось с немцами - два раза вступить в войну на их стороне, а под конец оказаться в числе победителей над теми же самыми немцами. Но с русскими такой номер вряд ли пройдет.

Конечно, приднестровская проблема может и дальше оставаться побочным хобби для одержимых евроинтеграцией, но реально решить ее при таком подходе не получится, пишет "Панорама". Решить приднестровский вопрос означает создать новое государство. Каким оно может быть - если вообще будет ― никто не знает. Ясно лишь одно: совместное движение Молдавии вместе с Приднестровьем в сторону Евразийского союза - это минимальная предпосылка, чтобы вопрос реинтеграции Молдавии начал решаться как-то практически. На тему о том, как это будет происходить, сегодня просто бессмысленно спекулировать. Приднестровцы даже говорить не хотят о политическом статусе. Так будет продолжаться до тех пор, пока кишиневские политики будут делать вид, что они интегрируются в Европу. А по-другому эти политики вести себя уже и не могут. Потому что они - зомби, подводит итог издание.

Кишинев попытался установить по Днестру железный занавес, пишет "Пульс". Не вышло. Почти две недели подведомственные власти СМИ нагнетали военную истерию. Две недели не отпускало ощущение, что Молдавия вернулась на 20 лет назад и мы сегодня находимся не в 2013-м, а в 1992-м. Информационная война началась раньше реальной и во многом обусловила ее неизбежность. Но парламенту удалось невероятное: был сделан серьезный шаг к тому, чтобы снизить опасность развития ситуации по силовому сценарию.

На закрытом заседании парламента 20 июня, на слушаньях по ситуации в Приднестровье доклады представителей правительства по содержанию ничем не отличались от предвоенной риторики начала 90-х, продолжает "Пульс". А собственно, что стало поводом говорить с таким остервенением об эскалации конфликта? Указ Шевчука о государственной границе? (в действительности, не указ, а Закон "О государственной границе Приднестровской Молдавской Республики", подписанный президентом ПМР Евгением Шевчуком 10 июня - прим. ИА REGNUM) Да бросьте: Шевчук каждый день подписывает какие-то бумаги, которые, мягко говоря, не идут на пользу процессу реинтеграции страны и противоречат идее территориальной целостности Республики Молдова. На то он и глава непризнанного региона. Невзирая на "особые" футбольно-концертные отношения с бывшим премьер-министром Филатом.

Сложилось ощущение, что главной целью доклада вице-премьера по реинтеграции Евгения Карпова было как раз доказать, насколько важной была эта футбольная дипломатия, пишет "Пульс". Мол, диалог между Кишиневом и Тирасполем безнадежно стоял начиная с 2006 года, и только общая любовь Филата и Шевчука к потным мужикам, бегающим по футбольному полю, и милейшей Ларе Фабиан позволила его разблокировать. При этом ответственный за приднестровское урегулирование Карпов по неизвестным причинам не упомянул о двух важных вещах. Первая - не будь 2006 года, когда начался сложный процесс легализации приднестровских предприятий (Результатом введенных 3 марта 2006 года (в период пребывания у власти в Молдавии Партии коммунистов) Молдавией и Украиной в нарушение ранее подписанных ими договоренностей и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. "Сложным процессом легализации приднестровских предприятий" печатный орган молдавской компартии называет вынужденную временную регистрацию приднестровских предприятий в Молдавии, не имея которой приднестровские экономические агенты с 2006 года не могут поставлять продукцию на внешние рынки. При этом приднестровские предприятия сталкиваются с проблемой двойного налогообложения. Речь, в частности, идет о налоге на добавленную стоимость, "экологическом сборе" и ряде пошлин, которые взимаются с приднестровских товаров в молдавский бюджет - прим. ИА REGNUM), не было бы и такой важной и красноречивой цифры в его докладе: порядка 940 экономических агентов из региона зарегистрированы в официальных органах Республики Молдова. Вторая. В 2009 году, незадолго до выборов, в Москве Владимир Воронин и Игорь Смирнов подписали совместное заявление, в котором, в частности, обязались возобновить полномасштабный переговорный процесс в формате пять плюс два (Согласно документу, стороны договорились "создавать условия для скорейшего возобновления работы в этом формате, по возможности в первой половине 2009 года". В действительности переговоры в формате "5+2" возобновились лишь в конце 2011 года уже при власти Альянса за евроинтеграцию - прим. ИА REGNUM). И не видеть этой преемственности в переговорах, как минимум, не совсем корректно. Как минимум.

Тот факт, что Карпов, безусловно зная обо всем, немножечко не договаривал, вызывает определенные подозрения, продолжает "Пульс". Достаточно сказать, что у вице-премьера по приднестровскому урегулированию один ответ о причинах возникновения напряженности: эскалация напряженности, по версии официального Кишинева, возникла из-за односторонних действий Шевчука, подписавшего пресловутый указ о государственной границе. При этом Карпов в своем докладе ни полусловом не упомянул о том, что, по большому счету, этот указ стал ответом Тирасполя на одностороннее решение Кишинева установить вдоль Днестра шесть стационарных таможенных, миграционных, а, по сути, - пограничных постов. Скажите, это похоже на государственную границу? Еще как похоже! По сути, Кишинев начал исполнять указ Шевчука о госгранице еще до его появления.

Характерно, что докладчики, выступавшие на закрытых слушаньях по Приднестровью, говоря о причинах появления на правом берегу Днестра этих пограничных КПП, что называется, путались в показаниях, пишет "Пульс". Так, глава Службы информации и безопасности Михай Балан говорил, что тем самым Кишинев борется с контрабандой, а Евгений Карпов настаивал, что открытие этих постов всего лишь облегчает регистрацию иностранцев, прибывающих на территорию Республики Молдова через Приднестровье. При этом, мол, это дело добровольное, никто у них насильно документы проверять не будет. Захотят - предъявят, не захотят, стало быть, - нет.

И снова чуточку не договаривают, продолжает "Пульс". Во-первых, это неправда. Уже проверяют, хотя оформление этих постов еще не закончено. Во-вторых, далеко не у всех жителей Приднестровья есть молдавский паспорт. Непризнанный ведь регион: у кого приднестровский, у кого советский, у кого украинский, у кого российский. Они что, не будут подвергаться паспортному контролю? Безусловно, будут: по фейс-контролю не определить, является ли данный гражданин без молдавского паспорта жителем Приднестровья, либо же он "проник" на территорию Молдавии из Украины. По сути, молдавское государство само отталкивает жителей Приднестровья и превращает их в иностранцев. Что же до таможенной функции этих постов, то по закону внутренние таможенные проверки могут осуществляться на всей территории страны, вне зон таможенного контроля. А то, что на одном из шести постов вдоль Днестра, расположенном в Криулянах, уже написано "Таможня", есть очевидный атрибут государственной границы. Государственной границы внутри страны.

На заседании комитета по сотрудничеству Молдавия - ЕС молдавской делегации было открытым текстом заявлено, что Брюссель будет настаивать на установлении этих шести пограничных пунктов вдоль Днестра, пишет "Пульс". Это заявление сделал директор Европейской службы по внешним связям Гуннар Виганд. Это и есть главная опасность для целостности страны. Для того чтобы подписать что-то в Вильнюсе (Молдавские власти до последнего времени планировали подписать соглашения об ассоциации с ЕС, о создании всеобъемлющей зоны свободной торговли с Евросоюзом и о либерализации визового режима на ноябрьском саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе. Однако, после распада Альянса за евроинтеграцию и усугубления политического кризиса в Молдавии, было объявлено, что на саммите в Вильнюсе указанные документы будут в лучшем случае парафированы, в то время как подписание их откладывается, по крайней мере, до следующего года. А в конце марта Брюссель выдвинул решение молдавско-приднестровского конфликта в качестве нового условия либерализации визового режима для граждан Молдавии - прим. ИА REGNUM), молдавские власти должны продемонстрировать, что контролируют границу. А поскольку де-факто это не так, им ничего не остается, как сдвинуть границу внутрь страны, на реку Днестр.

Модель Кипра, модель Косово для Запада - это уже реальность, продолжает "Пульс". Почему бы не провернуть нечто подобное и в Молдавии, снять с себя эту головную боль? А что же молдавское руководство? Ведь неужели нынешним начальникам непонятно: как бы ни было сложно решить приднестровскую проблему, нельзя ни на секунду останавливать процесс ее решения. Ибо даже сам процесс является государствообразующим, а вернее - государствосберегающим фактором для Республики Молдова. Понимают они это? Думается, да. И идут на это совершенно сознательно. Ибо альтернатива реинтеграции страны - интеграция с Румынией, неловко замаскированная под евроинтеграцию Молдавии. Об этом, о варианте отказа от части территории взамен перспективы евроинтеграции, опять же открытым текстом говорит румынский политолог Дан Дунгачиу, успевший поработать при альянсе во властных структурах Кишинева (в 2009-2010 гг. Дунгачиу являлся советником тогдашнего и.о. президента Молдавии Михая Гимпу - прим. ИА REGNUM). И у него те же аналогии, успешные примеры раздела суверенных государств руками европейских цивилизаторов. По его словам, Кишинев может (читай - должен) уступить нечто, что он не контролирует, взамен обладания "чем-то большим". Именно в этом фарватере и идут рука об руку Брюссель и официальный Кишинев.

А как это связано с нагнетанием военной истерии, откуда эти аналогии с Грузией 2008 года, которые ошалевшие молдавские телезрители вынуждены ежедневно выслушивать в новостях и ток-шоу? - пишет "Пульс". А это так, для верности. Ведь понятно, что 15-минутная перестрелка на Днестре сделает процесс размежевания окончательно необратимым, к тому же дискредитирует миротворческую операцию, которая за 22 года не дала ни одного серьезного сбоя. И тогда уже не надо будет выкручиваться, выдумывать про борьбу с контрабандой или там облегчения регистрации иностранцев. Тогда ни у кого не возникнет вопросов, а почему, собственно, у нас здесь проходит государственная граница. Для того и нагнетают. Ощущение, будто все по Чехову: сейчас первый акт, и нам на стену аккуратно вешают ружье, задача которого обязательно выстрелить в третьем акте. Готовили к неизбежному.

Это действительно похоже на чудо, но парламент в погоне парламентского большинства за политическим консенсусом с оппозицией сделал внушительный шаг к тому, чтобы снизить опасность развития ситуации по силовому сценарию, продолжает "Пульс". После двухдневных обсуждений законодательный орган фактически единогласно принял мирную, миролюбивую, умиротворяющую декларацию по приднестровскому урегулированию. Тут важно даже не то, что есть в этом документе, а чего в нем нет, хотя было в первоначальном проекте, подготовленном где-то в недрах правящей коалиции. Там нет обвинений в адрес Тирасполя и России как виновников эскалации напряженности. Может, он им не кажется таким уж принципиальным, и поэтому они даже смогли воспринять аргументы ПКРМ, в которой находятся все еще лучшие эксперты в приднестровской проблематике. В результате декларация парламента на фоне навязываемой нам военной истерии получилась действительно умиротворяющей, снимающей напряженность в зоне безопасности.

Принципиальный пункт документа - "не обращать внимания на провокации, от кого бы они ни исходили", пишет "Пульс". То есть допускается возможность, что провокации могут исходить в том числе и от Кишинева. В документе вообще нет никакой враждебной риторики и никаких врагов, никаких наездов на миротворческие силы, которые якобы не справляются со своими обязанностями. Дальше - больше. Осуждению в этом документе подвергаются ЛЮБЫЕ попытки установить границы внутри страны, с какой бы стороны их ни устанавливали. Этот пункт очевидным образом касается не только Тирасполя, но и Кишинева. Да еще вкупе с пунктом о необходимости снять все ограничения на перемещение людей и товаров. Шесть таможенных, миграционных пунктов, которые намерено установить по Днестру молдавское правительство, очевидным образом подпадают под эти положения парламентской декларации. Во-первых, в них содержится элемент одностороннего установления границы внутри страны, во-вторых, они создают препятствия для свободного передвижения людей и товаров.

То есть в данном случае парламентское большинство в парламенте как бы встало в оппозицию к собственному правительству, продолжает "Пульс". А это уже хорошее достижение. Мы, конечно, не такие оптимисты, чтобы думать, будто этой декларацией сняты все угрозы. Но, вооружившись ею, можно начинать требовать от правительства ее реализации, апеллировать к гражданам и международному сообществу в том случае, если правительство Лянкэ не откажется от своих безумных планов установить границу по Днестру, подводит итог издание.

Ответные действия Тирасполя на установление шести пограничных переходов, требуемых ЕС для предоставления Кишиневу льготного визового режима, вызвали бурную реакцию в кишиневских СМИ унионистской и прозападной ориентации, в ЕС и в столицах ведущих государств Запада, включая Вашингтон, пишет eNews. В этом политическом и геополитическом ажиотаже есть свой интерес для каждого его участника и для геополитической стратегии противоборствующих сторон. Обозначили свои позиции такие центры, как Брюссель, Вашингтон, Бухарест, Москва.

Международное значение указу президента непризнанной ПМР придала раздраженная реакция на него украинского председательства в ОБСЕ, продолжает eNews. Еще когда Киев вступал в председательство, я (автором статьи является политолог и историк Иван Грек - прим. ИА REGNUM) высказывал пожелание не брать на себя амбициозных обязательств по Приднестровью: геополитическому игроку провал обеспечен, если он будет подыгрывать только одному участнику из числа международных игроков. Поэтому обострение отношений между Кишиневом и Тирасполем могло стать результатом односторонней ориентации Киева на Кишинев и на Запад. Его неудачу своеобразно признала Швейцария, которая с 1 января 2014 г. получит от Украины председательство в ОБСЕ. Берн заявил, что приоритетом председательства для него станет решение приднестровской проблемы. Может Швейцарии повезет...

Вместе с тем, как представляется, нельзя сводить всю проблему к неудачному председательству Украины в ОБСЕ из-за отсутствия у нее опыта и собственной политики в приднестровском вопросе, отвечающей ее долгосрочным интересам, пишет eNews. Как нельзя искать ее причины лишь в поспешном решении Шевчука, в провокационной истерике Гимпу и Нантоя или в заинтересованных советах Бухареста и Москвы соответственно Кишиневу и Тирасполю. Все значительно глубже, тоньше, расчетливее и дальновиднее. Установление, по требованию ЕС, таможенных постов и паспортного режима между правобережной Молдавией и Приднестровьем, как и указ Шевчука о государственной границе ПМР - это тактические инструменты в геополитической игре Брюсселя и Вашингтона - с одной стороны, Москвы - с другой. Запад, воздвигающий шлагбаум между двумя берегами Днестра, фактически устанавливает еще один EUBAM (Миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM) начала свою деятельность на молдавско-украинской и приднестровско-украинской границе в ноябре 2005 годуа в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко. Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности, обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не нашла подтверждений этим обвинениям. 27 июля 2010 года руководитель EUBAM Удо Буркхолдер заявил, что миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине никогда не считала Приднестровье "чёрной дырой", и это также подтверждается информацией ОБСЕ и Европейской комиссии - прим. ИА REGNUM) с целью воспрепятствовать передвижению людей и товаров с левого на правый берег. ЕС намеревается либерализовать визовый режим, открыв свои границы населению правого берега Днестра, одновременно ставя жителям Левобережья ультиматум: "Принимайте гражданство Молдавии, иначе не получите такой же свободы передвижения".

Итак, экономическая блокада 2006 г. усиливается, и к ней добавляется блокада передвижения людей с левого берега Днестра, продолжает eNews. Смысл тактики очевиден: добиться бегства приднестровцев на правый берег, разрушить политическую систему непризнанной ПМР и решить приднестровскую проблему без участия России. Это своеобразный ответ Запада на проект Москвы 2003 г. под названием "Меморандум Козака". Мы, мол, ваш план реинтеграции Молдавии обломали, попробуйте теперь поступить так же с нашим.

Если это так, тогда Тирасполю как-то надо защитить себя! - пишет eNews. Эту задачу он решает установлением собственной государственной границы с Республикой Молдова. Если ЕС при председательстве в ОБСЕ Украины устанавливает погранично-карантинный железный занавес между политическими системами и населением двух берегов Днестра с указанной выше целью, то у Тирасполя есть всего два сценария ответа: а) подчиниться, б) сопротивляться. Избран второй путь, тем более что он отвечает стратегическим целям ПМР. Тот факт, что он обсуждался с Москвой или даже подсказан ею, не должен никого ни смущать, ни возмущать. Кишинев советуется с Бухарестом, Брюсселем, Вашингтоном, почему же Тирасполю нельзя советоваться с Москвой? Кишинев и Брюссель сделали первый обдуманный, но ошибочный шаг по легитимизации границы между признанным и несостоявшимся государством Республика Молдова и непризнанной и также несостоявшейся ПМР. Жаль, что Украина не оказывает Тирасполю своей поддержки, но что поделаешь, насильно мил не будешь.

Тактика ЕС, набрасывающая вторую петлю на шею Приднестровья (первая - EUBAM), преследует цель довести там население до гуманитарной катастрофы, до такого уровня отчаяния, когда ради выживания оно само побежит в сторону Кишинева, что будет означать проигрыш России, продолжает eNews. Москва, надеюсь, понимает, чего добивается Брюссель. А если понимает, то и должна принимать решение. К сожалению, у нее тоже небольшой выбор вариантов действий. Пока их видно два: а) сдать Приднестровье, б) бороться за него, исходя, в том числе, из собственных геополитических интересов. А это означает материальную и финансовую помощь, оказание содействия в социально-экономическом развитии непризнанной ПМР, невзирая на тотальную блокаду со стороны Брюсселя, Бухареста, Кишинева и отсутствие понимания со стороны Украины, которая через полгода не будет уже председательствовать в ОБСЕ. РФ, имеющая в Приднестровье около 200 тысяч своих граждан, оказывает им поддержку, в том числе и посредством административных структур региона. А Украина, имея там 100 тыс. своих граждан, не хочет понять их положение и отказывает им даже в политической поддержке, видя в кризисе отношений между Кишиневом и Тирасполем лишь одни козни Москвы.

Кишинев утверждает: не было бы поддержки сепаратистов Тирасполя со стороны России, то с ПМР давно было бы покончено, пишет eNews. Да, это так. Но ведь и власть правобережной Молдавии живет за счет поддержки Запада, его кредитов, грантов, другой безвозмездной помощи. Следовательно, и Республика Молдова с точки зрения ее политической жизнеспособности недалеко ушла от ПМР.

В связи с ролью РФ в приднестровском урегулировании, следует остановиться на бытующем среди политиков и политологов известного направления утверждении, что "ключ от его решения находится в руках Москвы", продолжает eNews. Они не впервые прибегают к этому приему. Более удачного хода по дискредитации Москвы трудно себе представить. Но проанализируем его и ответим на вопросы, имеет ли это утверждение под собой основание и кому оно выгодно? Кремль дважды мог разрешить политический кризис в Молдавии. В первый раз - в 1992 г., когда Кишинев осуществил агрессию против левого берега Днестра. В то время геополитическое влияние Запада на Кишинев было малозаметным, он увязал в кризисе на Балканах, и у него еще не было возможностей рассматривать постсоветское пространство как свою вотчину. Фактически тогда впервые возник военно-политический сценарий, который повторился в Южной Осетии в 2008 г. Смею утверждать, что тогда Москва могла решить приднестровскую проблему вопреки Кишиневу и Тирасполю, объединить оба берега Днестра, сняв все этнические и языковые преграды, приведшие к дезинтеграции республики.

Во второй раз - в ноябре 2003 г., что было связано с просьбой Кишинева помочь решить проблему реинтеграции страны разработкой известного проекта, получившего название "Меморандум Козака", пишет eNews. Но к этому времени Запад вовсю хозяйничал на правом берегу Днестра. Москва же утратила свое влияние здесь, и самостоятельно, без опоры на политическую силу в Кишиневе и без согласованных с Западом решений, не могла объединить Молдавию. Как следствие, Вашингтон и Брюссель заблокировали подписание Меморандума. Из этого следует, что Москва в 2003 г. не поняла, что Запад уже имел дубликат ключа от приднестровского урегулирования. С этого момента, роль Кишинева и Тирасполя в объединении двух берегов Днестра зависела от того, какую позицию занимали Бухарест, Брюссель и Вашингтон, с одной стороны, и Москва - с другой. Первые, как правило, подыгрывали Кишиневу, стороннику унитарной модели реинтеграции Молдавии, которая оставляла открытой перспективу ее объединения с Румынией, а это, в свою очередь, приводило к геополитической переориентации не только правого, но и левого берега Днестра. Москва, предвидя такую перспективу, исходила из необходимости не допущения вхождения Приднестровья в состав Румынии и сохранения, хотя бы, части своих геополитических интересов и на правом берегу Днестра. Как видим, цели геополитических игроков диаметрально противоположны, и они имели уже решающее значение в приднестровском урегулировании.

В связи со сказанным, заявлять, что ключ от решения приднестровской проблемы находится исключительно в руках Москвы - это политическая спекуляция и информационная война против России, в которой участвуют политики и политологи Украины определенной ориентации, и не только они, продолжает eNews. Поэтому, когда недруги молдавского государства делают такие заявления, это всегда означает требование к Москве сдать Приднестровье. Истина же состоит в том, что сейчас эту проблему можно решить путем компромисса, на взаимовыгодной основе. Но как долго сохранится паритетное влияние геополитических игроков на ее решение, трудно сказать. В перспективе все может измениться. Все зависит от возможностей Москвы сохранить РФ в качестве геополитического игрока в нашем регионе Европы. И рождения Украиной своего геополитического Я.

В 2013 г. произошел очередной сбой в приднестровском урегулировании, пишет eNews. По вине Кишинева, спешащего в никуда, и Брюсселя, помогающему ему в этом. Тирасполю грех было не воспользоваться случаем. Возможно, чтобы насолить Леониду Кожаре. Может, Евгению Шевчуку следовало выдержать паузу, но с точки зрения понимания им политики правого берега Днестра и ЕС по отношению к ПМР, это не так важно, подводит итог издание.

Евразийская интеграция vs "евроинтеграция": "На двух стульях Молдавии не усидеть"

В Кишиневе прошла презентация Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), пишет "Коммерсантъ-Молдова". Ее организаторы постарались объяснить, чем несуществующий Евразийский союз лучше и полезнее давно оформившегося Евросоюза. Конкретных предложений по присоединению Кишинева к евразийскому проекту не прозвучало, однако молдавским властям дали понять, что им не избежать проблем в случае неучастия в нем. И в первую очередь - с мигрантами.

Первая детальная и публичная презентация евразийской идеи в Молдавии была организована под эгидой посольств России, Белоруссии и почетного консульства Казахстана при содействии Фонда поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова (его курирует МИД России), продолжает "Коммерсантъ-Молдова". На проведении такого форума особенно настаивали коммунисты. Во всяком случае, один из собеседников в компартии уверял, что это их стараниями и с большим трудом удалось расшевелить "спящих российских чиновников и дипломатов". Так или иначе, но форум состоялся. Причем, случайно или нет, день для презентации проекта евразийской интеграции был выбран со смыслом: 28 июня унионисты скорбят в связи с годовщиной "советской оккупации" Бессарабии, а молдавские патриоты отмечают освобождение от оккупации румынской.

Правда, в остальном организаторы форума постарались сгладить острые углы, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Накануне конференции ее название неожиданно было изменено с предельно конкретного "Евразийские проекты: опыт и перспективы" на размытое "Современные интеграционные процессы: опыт и перспективы". Это сказалось на содержании дискуссий, участники которых сосредоточились на сравнении двух интеграционных проектов: европейского и евразийского. Главным выводом в итоге стала банальная и не новая мысль о том, что "на двух стульях Молдавии не усидеть".

Впрочем, посол России в Молдавии Фарит Мухаметшин назвал необоснованным противопоставление процессов европейской и евразийской интеграций, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". По его словам, не за горами время, когда оба интеграционных проекта объединятся в "единое экономическое пространство от Владивостока до Лиссабона". Заодно господин Мухаметшин категорически отверг предположения о том, что Москва склонна давить на потенциальных партнеров для принуждения их к евразийской интеграции.

Главным докладчиком от России на форуме был директор департамента развития интеграции ЕЭК Виктор Спасский, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Он представил структуру Таможенного союза и будущего Евразийского экономического союза (ЕЭС) в графиках, таблицах и цифрах. Все они доказывали: участвовать в курируемых Москвой проектах - выгодно. Попутно выяснилось, что находиться в Зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС и интегрироваться в Единое таможенное пространство на Востоке - невозможно. Отвечая на вопрос о возможных негативных последствиях неучастия Молдавии в ЕЭС, господин Спасский нажал на болевую для Молдавии точку: "Вопросы будут. В том числе по миграции". С учетом того, что Россия является самым популярным направлением для молдавских трудовых мигрантов, этот ответ чиновника прозвучал как угроза. Подобные сигналы перемежались заверениями в том, что зазывать в евразийский интеграционный проект новых участников никто не торопится: "Сначала надо углубить интеграцию, а потом уже думать о расширении".

Одним из условий проведения евразийского форума было участие в нем представителей нынешних прозападных молдавских властей, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". По данным "Ъ-MD", на этом настоял МИДЕИ, где изъявили желание представить в ходе мероприятия альтернативный евразийскому взгляд на интеграционные перспективы Молдавии. Отдуваться за молдавское правительство пришлось вице-министру экономики Октавиану Калмыку. Да и тот покинул мероприятие до его окончания, обидевшись на выпады новоявленного евразийца Василия Тарлева, который в свою бытность премьером был горячим сторонником движения в ЕС.

Господин Калмык, прежде чем уйти, высказался за продолжение евроинтеграции, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По его словам, создание Зоны свободной торговли с ЕС (договор DCFTA) не мешает экономическому сотрудничеству РМ с другими странами, в том числе входящими в СНГ (с этим объединением Молдавия также имеет соглашение о ЗСТ). "Членство в Таможенном союзе не создает новых конкурентных преимуществ и торговых ниш для Молдавии и сокращает экономический суверенитет страны", - заявил чиновник. По его словам, единственным потенциальным плюсом участия в ТС остается надежда на более низкую цену на газ. Однако такой "краткосрочной выгоде" Кишинев (на 100% зависящий от поставок российского газа - прим. ИА REGNUM) предпочитает путь модернизации молдавской экономики. А ее, уверен господин Калмык, может обеспечить только сближение с ЕС.

Желающих завалить чиновника вопросами было хоть отбавляй, но модераторы этого сделать не позволили, сославшись на регламент, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Тем не менее почти каждый из выступавших следом за господином Калмыком вступал с ним в заочную полемику. Больше всего властям досталось за непрозрачность переговоров с ЕС по соглашению о ЗСТ. "До каких пор оно будет засекреченным? - вопрошал с трибуны башкан Гагаузии Михаил Формузал. - До саммита в Вильнюсе? Там его подпишут и лишь тогда опубликуют и дадут нам, как молотком по голове!" Многие сторонники курса на Восток попросту прочили Евросоюзу скорый крах и распад.

С такими перспективами не согласился глава департамента политики и экономики делегации ЕС в Молдавии Вихер Слагтер, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Да, в Европе финансовый кризис, но он не затронул реальные сектора экономик стран ЕС", - отметил дипломат. Подписание DCFTA, по его словам, полностью интегрирует молдавскую экономику в европейский рынок и сделает процесс евроинтеграции необратимым. При этом господин Слагтер не скрывает, что сложности для молдавских экономических агентов неизбежны. "В условиях конкуренции не все выживут. Но останутся самые лучшие", - обнадежил еврочиновник. Не согласился он и с тезисом о том, что DCFTA закроет Молдавии путь в ТС и помешает развитию торговых отношений с Россией. Более того, Молдавия, по его словам, может стать мостиком между Востоком и Западом: "DCFTA сделает экономику конкурентной. При этом Молдавии важно сохранить торговые отношения с РФ и найти приемлемый баланс".

Эксперты-экономисты дискуссией остались довольны, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". По словам доктора экономики Елены Гореловой, представленные в презентации Виктора Спасского данные о внешнеэкономических связях России и Молдавии соответствуют действительности. По ее мнению, презентация позволила детально и языком конкретных цифр показать, что такое Таможенный союз и какие выгоды он сулит. Эксперт полагает, что с аргументами в пользу большого потенциала российского рынка торговли и труда тяжело поспорить. Экономист Владимир Головатюк полагает, что со временем СНГ канет в лету, трансформировавшись в ЕврАзЭС. По его мнению, вступление Молдавии в ТС позволит республике сконцентрироваться на внутренних реформах. "Подобные встречи, безусловно, полезны, - заявил один из собеседников, близкий к организации конференции. - Но любые реальные шаги в направлении евразийской интеграции будут возможны лишь после решения вопроса о смене власти в Молдавии". Пока же - и прошедший форум стал тому подтверждением - идее евроинтеграции в Молдавии ничто не угрожает. Кроме разве что тех, кто ею занимается, подводит итог издание.

В Кишиневе прошел круглый стол, посвященный Таможенному союзу, пишет "КП в Молдавии". Мероприятие, которое посетил практически весь политбомонд (по этому случаю даже в парламенте объявили полуторачасовой перерыв!) организовали посольства России и Белоруссии и консульство Казахстана. "Мы хотим на конкретных примерах и цифрах показать общественности, что существуют иные пути развития страны, - открыл мероприятие посол России Фарит Мухаметшин. - Цель нашей страны - поддержать экономически СНГ. Россия уважала и всегда уважает выбор государств, а потому круглый стол никоим образом не противоречит европейским устремлениям Молдавии. Наоборот, полный зал и присутствие политической элиты страны говорит о том, что тема актуальна".

Между тем, Виктор Спасский обрисовал преимущества этой организации, продолжает "КП в Молдавии". Речь пошла о трех ключевых моментах - беспрепятственном перемещении товаров, капитала и рабочей силы: "Товарооборот между нашими странами растет, теперь Молдавия продает не только вино и фрукты с овощами. За последние три года к ним прибавились текстиль, металлургические изделия, вырос экспорт крепкого алкоголя. Таможенный союз нацелен на экономический успех и уже его демонстрирует".

По словам чиновника, Молдавия должна решить, как будет двигаться дальше, пишет "КП в Молдавии". "Давить мы не будем, мы готовы помогать!" - заверил дипломат, вспомнив, что из 600 тысяч уехавших из Молдавии гастарбайтеров (по данным Международной организации по миграции, эта цифра достигает 1 млн человек - прим. ИА REGNUM) более 400 тысяч - работают в России. Неоднократно на мероприятии вспоминали и президента Путина, которого по многочисленным опросам называют лучшим президентом. И политиком, которому больше всего доверяют в Молдавии.

Круглый стол "Современные интеграционные процессы: опыт и перспективы", посвященный Евразийскому и Таможенному союзам прошел в Кишиневе в пятницу, 28 июня, пишет "Панорама". Организатором выступили посольства России и Белоруссии, а также консульство Казахстана в Молдавии. Посол РФ в РМ Фарит Мухаметшин сказал на открытии форума, что Россия уважает право каждого государства на самостоятельный выбор, и "круглый стол" "никоим образом не противоречит европейским устремлениям Молдавии". "Мы хотим на конкретных примерах, с цифрами в руках показать широкой общественности, политикам и СМИ, что существуют иные пути развития страны", - заметил дипломат.

Директор департамента экономических связей Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Спасский, отметил, что формирование экономических интеграционных объединений, подобных Евросоюзу (ЕС) и Таможенному и Евразийскому союзу - это нормально, не противоречит логике событий и является реакций экономического организма государства на кризис, продолжает "Панорама". "Регулирует отношения между странами-членами исполнительный орган - ЕЭК. Он не является политическим органом, а лишь регулирующим правоотношения сторон механизмом. Со временем, интеграционная форма в виде ТС перестала удовлетворять растущие возможности экономик государств, и с 1 января 2015 года решено создать Евразийский экономический союз (ЕЭС)", - объяснил эксперт, предложив Молдавии стать полноправным членом ЕврАзЭС.

Он обратил внимание, что товарооборот РМ с РФ растет, несмотря на кризисные явления в еврозоне, составив $2 млрд, пишет "Панорама". "К группе товаров из РМ, к традиционным уже вину и плодоовощной продукции, прибавился в последнее трехлетие текстиль, металлургические изделия, значительно возрос экспорт крепкого алкоголя", - сказал Спасский. Он считает, что граждане республики из первых рук должны получить достоверную информацию о возможностях ТС. "Мы обращаем внимание на то, что население трех пока членов Евразэс превышает 170 млн. человек. У нас есть сырье - в виде газа и нефти, а также возможности использовать и хорошо оплачивать высококвалифицированный труд. И все эти возможности сейчас на подъеме, никого спада, как в других интеграционных проектах, не происходит", - указывает представитель ЕЭК.

Коснувшись непростых экономических процессов в ЕС, стремление вступить в который выражают нынешние власти РМ, он напомнил, что если в ТС в 2012 году рост ВВП составил 3,5%, а в США - 2,2%, то в ЕС минус 0,6% и, стагнационные процессы продолжаются, продолжает "Панорама". "Молдавия сейчас должна решить и сделать этот выбор осознанно, как будет двигаться дальше. Мы готовы вам в этом помогать", - сказал дипломат.

Независимый эксперт Богдан Цырдя напомнил, что последние опросы показали - 54% граждан РМ высказываются за интеграцию в ЕврАзЭС, пишет "Панорама". "Мы можем спорить до хрипоты, но 50% экспорта из РМ - в Россию, Белоруссию и Казахастан. Да, наших мигрантов, граждан выехавших из страны, гигантское количество - 600 тыс., но 400 тыс. из них - в России. Парадоксально, но факт, что именно молдаване назвали лучшим президентом Владимира Путина, и это повторилось не раз", - напомнил он. Цырдя считает, что "нынешним молдавским политикам не достает политической воли признаться, что Молдавия обречена на интеграцию в восточном направлении".

В ходе обмена мнениями участники дискуссии пришли к общему пониманию необходимости изучения возможных направлений взаимодействия Республики Молдова, как с государствами-членами ЕС, так и с ТС, продолжает "Панорама". В итоге было решено создать открытую площадку для обсуждения современных интеграционных процессов и продолжать на постоянной основе работу дискуссионного клуба по обсуждению в рамках европейских и евразийских интеграционных структур перспективы партнерства Молдавии, подводит итог издание.

Власть - Церковь: "Главные российские структуры оккупации Молдавии - это коммунистическая партия и Молдавская митрополия"

Между Молдавской митрополией РПЦ и центральными властями пробежала большая черная кошка, пишет "Кишиневский обозреватель". Священный синод Молдавской православной церкви объявил малое отлучение от церкви, лишив права на основные церковные таинства - исповеди и причащения, 53 депутатам и министрам, продвигавшим и принимавшим Закон о равенстве шансов, который узаконил в РМ гомосексуализм (впоследствии пресс-служба Молдавской митрополии выступила с уточнением о том, что пока лишь пригрозила отлучением от церкви - прим. ИА REGNUM). Подвергшиеся "остракизму" депутаты болезненно восприняли решение МПЦ. Председатель фракции ЛДПМ Валерий Стрелец пригрозил "лично поговорить" с любым священником, который откажет ему в причастии. А вице-председатель парламента Андриан Канду (ДПМ) угрожает церкви налогообложением, если та не отменит своего решения о малом отлучении. "Вероятно, мы должны будем обсудить налогообложение церкви. Если они считают, что у них главенствующая роль в развитии общества, то они должны сделать и свой вклад", - заявил он на днях.

В христианской традиции гомосексуализм или мужеложество считается грехом, продолжает "Кишиневский обозреватель". Так что, если исходить из моральных аспектов, Православная церковь Молдавии выполняла свои прямые обязанности, встав на защиту христианских ценностей. Другой вопрос - почему она это сделала только сейчас? Скандальный Закон о равенстве шансов был принят парламентом и вступил в силу ровно год назад. Однако тогда руководство Молдавской митрополии заняло довольно сдержанную позицию. В первых рядах борцов с "законом о геях" был разве что епископ Бельцкий и Фалештский Маркел со своим окружением, считающийся человеком достаточно радикальным.

По мнению экспертов, столь кардинальное изменение позиции руководства МПЦ связано с несколькими причинами, пишет "Кишиневский обозреватель". Во-первых, на Молдавскую митрополию наверняка надавила Русская Православная Церковь, занимающая жесткую позицию по проблеме гомосексуализма. Второй причиной нынешнего скандального решения Священного синода эксперты называют обострение внутренней борьбы в Молдавской православной церкви. Этой осенью в Молдавию с очередным визитом должен прилететь Святейший патриарх Кирилл - по случаю 200-летия вхождения Кишиневской епархии в состав Русской Православной Церкви. Прошлый визит предстоятеля РПЦ состоялся два года назад. И тогда ходили упорные слухи, что Кирилл едет в Молдавию в том числе и для того, чтобы сместить митрополита Владимира (Кантаряна) с занимаемого поста. Якобы из-за того, что Владимир часто посещает патриархов Румынской православной церкви Даниила и Константинопольской православной церкви Варфоломея и может попросить одного из них взять под свою юрисдикцию Митрополию Молдавии. Пресс-службе РПЦ тогда пришлось выступать с официальным опровержением, но дыма без огня, как известно, не бывает.

И вот перед очередным визитом патриарха Кирилла под митрополитом Владимиром в очередной раз зашаталось кресло - активизировалась "внутренняя" церковная оппозиция, продолжает "Кишиневский обозреватель". И Закон о равенстве шансов сыграл в этом далеко не последнюю роль. В апреле этого года т.н. инициативная группа православных христиан, а потом и священнослужители нескольких приходов осудили "молчаливую" позицию митрополита Владимира и даже обвинили его в содействии принятия Закона о равенстве шансов. Священнослужители потребовали созвать на 4 апреля общее собрание церкви и пригрозили, что если митрополит Владимир не примет в нем участия, то в РПЦ на имя патриарха Кирилла будет направлено прошение о его смещении.

Между тем, большинство опрошенных политологов и экономистов уверены, что, несмотря на сотрясание воображаемым мечом, Коалиция за проевропейское правление вряд ли решится обложить доходы церкви какими-то дополнительными налогами, пишет "Кишиневский обозреватель". Иначе получит большие внутри- и внешнеполитические проблемы. "Понятное дело, что ни одна конфессия не питается святым духом. У каждой есть свои источники дохода. И теоретически наши власти могут сказать: "Если вы продаете иконы и получаете прибыль, то должны с этого платить определенный налог государству". Теоретически это возможно. Но для мировой практики этот нонсенс. Поэтому я думаю, что г-н Канду просто сгоряча ляпнул про налогообложение и дальнейших шагов не последует", - заявил экономист Михаил Пойсик.

Закон о равенстве шансов довел власти до конфронтации с религией, пишут "Молдавские ведомости". Синод Молдавской православной церкви пригрозил малым отлучением тем, кто продвигал скандальный законопроект. У политиков еще есть шанс заслужить прощение, но они явно не торопятся им воспользоваться. Между тем Синод постановил начать подготовку к всеобщему собранию верующих, также митрополия дала благословение на проведение со 2 августа и по 21 сентября пешего крестного хода вокруг всей Молдавии. Как подчеркивается в декларации Синода, это будет "путем покаяния всего народа с мольбами о прощении и победе над врагами как видимыми, так и невидимыми".

Вопреки расхожему мнению, утверждение закона о равенстве шансов в нынешней его редакции никогда не было обязательным условием договора об ассоциации с ЕС или о безвизовом передвижении, продолжают "Молдавские ведомости". На самом деле молдавская сторона начала продвигать его по собственной инициативе, чтобы сильнее убедить Брюссель в своей решительности и понравиться европейским партнерам. В прошлом году обсуждение этого законопроекта вызвало серьезное возмущение молдавской общественности. Официальный Кишинев попробовал было "сдать назад", но не вышло. Европейцы потребовали от властей Молдавии сдержать данное слово. В результате Альянс за евроинтеграцию стал заложником как брюссельских патронов, так и собственных необоснованных амбиций.

В середине мая Молдавская митрополия в ультимативной форме потребовала от властей отменить закон "О равенстве шансов", пишут "Молдавские ведомости". Намерение церкви поддержала широкая общественность. Но отведенное политикам время вышло, а они требований Синода не исполнили. И вот на десятичасовом заседании Синод решил применить меры. "Первым шагом станет недопущение политиков к таинству причастия", - провозгласил митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир. Речь идет о малом отлучении, которое предшествует анафеме. Список "недопускаемых" у церковников уже есть. Главный молдавский коммунист Владимир Воронин заблаговременно составил список всех депутатов, проталкивавших закон о равенстве шансов, и передал его митрополиту.

Пока церковники еще никого не отлучили, продолжают "Молдавские ведомости". Но обещают применить это радикальное средство, а впоследствии и предать анафеме тех политиков, кто не прислушивается к мнению православной церкви. За спиной у митрополии молдавская общественность: 93,4 процента населения страны составляют православные христиане, а церковь является лидером общественного доверия все последние годы.

Митрополия согласна и на компромисс - если не отменить закон, то хотя бы внести в него поправки, пишут "Молдавские ведомости". Например, изъять фразы "сексуальные меньшинства" и "нетрадиционные сексуальные отношения". Вдобавок Синод предлагает законодательно запретить пропаганду гомосексуализма в публичных местах и СМИ, прекратить преподавание "сексуального воспитания" в учебных заведениях. Ни на что из этого власти не согласны. Молдавских евроинтеграторов не пугает ни конфликт с церковью, ни противостояние с собственным народом. Лидер фракции ЛДПМ в парламенте Валерий Стрелец обещал "лично договариваться" со священниками о своем причастии. Глава Либеральной партии Михай Гимпу рассказал, что связывается с Богом напрямую, без священников. И посоветовал искать "нетрадиционные сексуальные меньшинства" в монастырях.

Для политиков закон о равенстве шансов остается индульгенцией для подписания соглашений с Евросоюзом, которые они обещали в своих предвыборных программах, продолжают "Молдавские ведомости". Вот только поддержит ли добытые такой ценой договоренности и таких переговорщиков возмущенный молдавский народ - вопрос риторический, подводит итог издание.

Церковь путем шантажа пытается контролировать государство и его политику, пишет Timpul. Основательная нетерпимость, открытый шантаж, наглый тон, беспардонность. Епископ Маркел и все, кто стоят за его спиной, не от гомосексуализма хотят нас уберечь, а от европеизма. "Забота" Маркела о "нашем моральном здоровье" идет в ногу со страхом России видеть нас интегрированными в Европу. Остается актуальной правда, о которой сегодня мало кто рискует говорить: самые главные российские структуры оккупации Молдавии - это коммунистическая партия и Молдавская митрополия в лице политрука в рясе - Маркела.

Мы очень обрадовались, что спустя два десятилетия вернули себе свободу мыслить, продолжает Timpul. После полувека атеизма мы вошли в век фундаментального неомракобесья, продвигаемого русской церковью. Мы искали Бога, а нашли дьявола под маской епископа Маркела. И этот дьявол хочет контролировать государство. Церковь Христа становится церковью Маркела, превращающегося в Инквизитора. И мы не бьем тревогу. Нас все устраивает. Мы избегаем столкновений и полемики. Мы кокетничаем друг с другом за чашкой кофе и не замечаем, что в это время "Маркелы" делают свою работу, подводит итог издание.