Щедрые социальные обещания власти входят в противоречие с состоянием экономики страны, их выполнение будет невозможно без пересмотра проекта бюджета на 2014-2016 годы и без использования внебюджетных источников финансирования. К такому выводу пришли участники посвященного проекту главного финансового документа круглого стола, который состоялся в Москве 4 июля, передает корреспондент ИА REGNUM.

Эксперты считают, что замедление экономического роста не позволит настолько наполнить казну, чтобы увеличить пособия, зарплаты бюджетникам, а также обеспечить многочисленные льготы. В связи с этим возможны несколько вариантов выхода из положения: использование средств Резервного фонда, внешние или внутренние заимствования, а также привлечение части поступлений от экспорта нефти и газа.

По словам директора Института "Центр развития" НИИ Высшей школы экономики Натальи Акиндиновой, уже сейчас проект бюджета предполагает в 2014 году сокращение расходов на образование и здравоохранение при параллельном росте финансирования силового блока, что противоречит многочисленным заявлениям первых лиц государства о поддержке социальной сферы.

Не справятся со своими социальными обязательствами и регионы, а центр не сможет в полной мере дотировать их потребности. "На 1 июня суммарный долг муниципалитетов составил 231 млрд рублей, - сообщил директор Института стратегического анализа "ФБК" Игорь Николаев. - Это в 16 раз больше, чем в конце 2011 года. Дорого обходится выполнение необеспеченных обещаний, вот цена популизма. Эта проблема зреет, и она так просто не рассосется".

Такое расхождение между обязательствами и возможностями может сыграть оздоровляющую роль для экономики, уверена старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара Татьяна Тищенко. Она привела в пример обычное домохозяйство, где в случае сокращения доходов происходит оптимизация расходов, какие-то обязательства откладываются на более поздний срок, какие-то траты сокращаются до необходимого минимума. Тищенко считает, что составители бюджета обязаны привести социальные обязательства в соответствие с реальностью, а для их выполнения использовать другие формы - отсроченные и условные. Например, выплачивать пособие за приемного ребенка в размере 100 тыс. рублей не сразу, а после того, как социальные службы убедятся, что ребенку хорошо в приемной семье. По ее убеждению, отношение к заработанным деньгам у любого человека более ответственное, чем к средствам просто полученным, о чем свидетельствуют многочисленные примеры из области помощи малоимущим и проблемным семьям.

Эксперты пришли к общему мнению, что России не следует бояться заимствований, внешних или внутренних, их доля на сегодня очень н велика и может быть расширена без угрозы невыплаты. Они также заявили о том, что, несмотря на сложности с формированием бюджета, не стоит вновь переходить с трехлетнего плана на однолетний, поскольку стратегическое планирование весьма полезно и позволяет понять, куда движется страна, и что для этого нужно. Татьяна Тищенко считает, что по отдельным направлениям можно планировать и на 5-8 лет, она также поддерживает инициативу премьер-министра Дмитрия Медведева, который дал поручение Минфину и Минэкономики представить до 27 августа 2013 года проект долгосрочной бюджетной стратегии до 2030 года.

Напомним, круглый стол на тему "Проект бюджета на 2014-2016 годы" состоялся в Москве 4 июля, поводом для него послужило прозвучавшее накануне заявление вице-премьера РФ Ольги Голодец о том, что подготовленный Министерством финансов проект бюджета нуждается в пересмотре, поскольку не предусматривает финансирование ряда социальных программ.