Редкие книги о семейных традициях и истории брака опубликовала на своем портале сегодня, 8 июля, Президентская библиотека в Санкт-Петербурге. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в библиотеке, в открытом доступе появились книги и статьи об истории возникновения брака, свадебных обрядах и отношении к понятию семьи в разные периоды российской истории.

Журнал "Русский вестник" писал в 1891 году: "Едва возмужав, крестьянин стремился в семейный союз. Жизнь в общине ограждала его от экономических случайностей, а семейная жизнь давала ему работников, кормильцев под старость и, кроме того, удовлетворяла его духовным потребностям".

Вступление в брак принято было сопровождать обрядами. "У нас привычным обрядом считается питье молодых из одного сосуда, едение с одной вилки", - пишет Александр Смирнов в книге

"Народные способы заключения брака", вышедшей в 1878 году. При этом семья мыслилась именно патриархальной, ее главой считался старший мужчина.

Заключение брака на Руси еще в глубокой древности, во времена язычества, имело религиозный характер. Уже в древности образовалось у славян понятие, что супружеский союз не зависит от человеческого произвола. Об этом говорят и народные поговорки: "Кому на ком жениться, тот в того и родится", "Суженого не обойти - не объехать".

С развитием юридической природы брачного состояния развивается понятие о необходимости признания брака со стороны общественности. Как пишет автор, на Дону еще в XX веке для утверждения брака считалось необходимым, чтобы казак объявлял об избранной им жене перед народом. Некоторые только ограничивались этим объявлением. При этом венчание не считалось необходимым.

С введением на Руси христианства, подчеркивается в книге, венчание долгое время не утверждалось в народе, имевшем свои способы заключения брака. При этом существовало мнение, что венчаться должны только бояре и князья. Но при этом свойственное индивидуальному браку понятие о продолжительности и крепости брачных уз, понятие вполне развитое в настоящее время в народе, пишет автор, послужило к тому, что в свадебных обрядах и песнях говорится о браке как о союзе "на веки".

Постоянство супружеских отношений строго регламентировалось государством. В книге "Брак и семья" из серии "Популярно-юридическая библиотека" 1900 года читаем: "Лицо христианской веры, не обязанное прежним супружеством, но вступившее в брак с другим, уже состоящим в браке, лицом... подвергается ссылке с Сибирь или отдаче в арестантские учреждения". И еще: "Российским подданным православного и римско-католического вероисповеданий брак с нехристианами вовсе запрещается". Взгляды на семью, на взаимоотношения мужчины и женщины в ней резко меняются после революции. Автор книги 1926 года "Мораль и быт пролетариата в переходный период" Ем. Ярославский подчеркивает, что нарождается семья нового типа, где два товарища совместно участвуют в социалистическом накоплении. Одна из особенностей новой семьи - общественное воспитание детей. Автор сожалеет, что "однако пока дети у нас воспитываются в семье".

Напомним, что сегодня православная церковь чтит память покровителей брака Петра и Февронии.

Напомним также, что в России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника - "Дня семьи, любви и верности". Одним из главных инициаторов возрождения и популяризации этого праздника является супруга Дмитрия Медведева - Светлана. Ей же принадлежит и идея ромашки как символа праздника.