В докладе Константина Черемных "Братья-мусульмане: от начала до конца", подробно описаны международные связи этого ордена, а также мнения "профильных" западных экспертов и политиков относительно сценариев будущего для Ближнего Востока (БВ). Автор дает свое представление о специфике "преломлений" исламизма, накладывающей особый отпечаток на происходящее в макрорегионе. Приведу лишь одну цитату: "Президент NED Карл Гершман прямо говорил: страны Ближнего Востока должны повторить путь СССР. Они и повторяют..." Для справки: NED - "Национальный фонд демократии" (также известен как "Национальный фонд поддержки демократии"; англ. National Endowment for Democracy) - американская организация, основанная в 1983 году Конгрессом США. Как говорят "реальные пацаны": "Мужик сказал - мужик сделал!"

На первом этапе "арабской весны" Братья-мусульмане, или по-арабски - Аль-Ихван аль-Муслимун - выступили совместно с другими группами в роли удобного тарана для смещения Хосни Мубарака и его окружения, стремительно при этом вырвавшись в лидеры и потеснив бывших союзников по борьбе. Их представитель Мухаммед Мурси стал президентом после второго тура. Впрочем, с небольшим преимуществом, таившим опасность дальнейшей дестабилизации. Политически активные Ихваны во главе с г-ном Мурси "колебались с линией партии", следуя по пути, освещаемому их главным идеологом - Карадави и маяками демократии с поражающим воображение изяществом. И, придя к власти, Мохаммед Мурси и его команда, видимо, надеялись закрепиться надолго, считая, что благодаря наработанной ими гибкости и "конгруэнтности современности" уж их-то не постигнет судьба убранных с их помощью старых арабских руководителей светского толка.

Возможно, мы становимся свидетелями того, как в Египте осуществляется реванш групп, поддерживаемых определенными американо-транснациональными стратами в пику другим американо-транснациональным стратам, близким некоторым (отнюдь не всем) республиканцам с военными коннотациями. Иначе трудно объяснить взлет Аль Барадеи с приземлением в кресле премьера Египта. Возможно, в регионе от нового расклада в Египте выиграл Катар и проиграла часть элиты Саудовской Аравии. Впрочем, последняя вряд ли останется безучастной и предпримет инициативы, чтобы вернуть себе утраченное влияние. Это облегчит контроль над ситуацией тем, кто наблюдает за ней с горних высот.

Неспокойно не только в Египте. Уличные выступления против власти в Турции могут быть чреваты горячей фазой. Аналогичным Братьям-мусульманам "тараном" второго этапа трансформации может стать орден Нурджилар. Первым, видимо, следует признать Facebook. И никакие приседания не спасут тогда Эрдогана. Армия и полиция, начиная с элитного уровня, расколются (уже раскололись) так же, как в Египте.

Все уже привыкли к действиям "террористов" в Пакистане и Афганистане.

На этом фоне "удачным" выглядит избрание Рухани президентом Ирана. Он может продолжить проводившуюся Хатами политику ревизии позиций Хомейни в отношении Израиля. Так что и последний в накладе не останется. И тогда диалог между США и ЕС с одной стороны, и Ираном - с другой, хоть и сохранит внешние признаки нервозности, но на деле будет развиваться по предсказуемому сценарию. Нужен ли такой диалог? Нужен тем, кого "смущает" и "напрягает" "китайский феномен".

Возникает закономерный вопрос: а что Китай? Ему бы вроде со своими уйгурами разобраться. Вот официальная информация. 4 июля 2013 г. официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин провела очередную пресс-конференцию, на которой ответила на вопрос о ситуации в Египте: "Дипмиссия Китая в Египте внимательно отслеживает ситуацию, разным путем напоминает находящимся в этой стране гражданам и организациям КНР о безопасности, требует от соответствующих египетских ведомств предпринять эффективные меры по обеспечению безопасности граждан КНР". Впрочем, не исключено, что китайское руководство обсуждало эту и другие проблемы с посетившим на днях Пекин премьером Пакистана Навазом Шарифом.

Когда при мне - дипломированном востоковеде - собеседник применяет культурологический термин "Восток", я не без ехидства спрашиваю: "Дальний, Средний или Ближний?", но, наблюдая происходящие в Азии процессы, теперь все чаще вспоминаю пушкинское: "Восток горит зарею новой".

В каких частях при таком раскладе будет разморожен курдский фактор и чем окончится бойня в Сирии - темы для отдельного обсуждения.

И вдогонку о "мелочах". Ильхам Алиев не без подсказки "поставил на место" British Petroleum, а принц Чарльз возьми, да и посети Армению с частным визитом в июне этого года. А сейчас президент Азербайджана в преддверии президентских выборов надеется, видимо, при помощи роснефтевских возможностей как-то подзамять эту историю. Наивный мгимошный мажор! Накупил вооружений на $12 млрд и, не исключено, что попробует этой гибридной мощью обрушиться на Карабах. Тогда и выборы удобно будет перенести на неопределенный срок. Готовы ли к этому в Армении и ОДКБ, членом которой Армения является? Это - закрытая информация, и нам она не доступна.

Народ в Армении сильно обиделся на Россию за то, что транснациональная компания "Газпром" повысила цену на российский газ. Армянское же руководство готовится подписать пакет документов об ассоциированном членстве в ЕС. Что ему какой-то рыхлый Таможенный союз? Интересно, что документов этих об ассоциированном членстве никто в глаза не видал. И те, кого интересует данная тема в Ереване, надеются на то, что удастся избежать "мягкого давления тяжким прессом" политкорректности и необходимости борьбы за права меньшинств, поскольку, так уж сложилось, что меньшинства в Армении, ну очень маленькие. Что будет при этом с членством Армении в ОДКБ и статусом российской военной базы вкупе с российскими пограничниками, совместно с армянскими несущими охрану государственных границ Армении? А если Алиев, несмотря на реальный потенциал внутренней дестабилизации в Азербайджане, все же решится на войну, то как будет работать в Армении российская система ПРО и мобильная связь, обеспечиваемая компанией "Билайн" министерству обороны Армении?

Какие сценарии рассматриваются в профильных российских ведомствах в связи с бурно меняющейся ситуацией на Ближнем и Среднем Востоке, включая Закавказье, сообщающееся с российским Северным Кавказом и соответствующими диаспорами в России? Учитывается ли при этом непростая ситуация на Украине и опасения, высказанные украинским политологом Ростиславом Ищенко об угрозе гражданской войны? Или от таких предположений люди, принимающие решения, отмахиваются как от опасных провокаций? Вот цитата: "Во-первых, власть слаба как никогда ранее, а народ как никогда ранее обозлён. Бунт во Врадиевке и его массовая моральная поддержка по всей стране людьми диаметрально противоположных политических взглядов - свидетельство того, что полыхнуть может в любом месте, в любое время и точно так же в любое время локальные бунты могут слиться в единое народное восстание - революцию снизу, сметающую обезумевшую до потери чувства самосохранения политическую элиту. Всю элиту, без разделения на власть и оппозицию. Ведь в каждой местности ненавидят своего феодала и его опричников, а они везде разные - где-то региональные, где-то тимошенковские, где-то яценюковские, где-то кличковские, где-то тягныбочьи и даже баложьи среди них есть. И каждого из них "благодарные" подданные готовы разорвать уже сегодня".

Египет, Турция, Катар, Саудовская Аравия, Катар, Украина, Закавказье и Северный Кавказ, Балканы с возмущенной Грецией, Пакистан, Афганистан, выступления исламистов в Китае и Таиланде... Температурные режимы разнятся, но парадигмы пугающе схожи. А что на этом фоне будет твориться в Средней Азии? Вопросов, как говорится, больше, чем ответов.

Каринэ Геворгян - востоковед (Москва), специально для ИА REGNUM