"Украинские рыбаки, которые столкнулись в Азовском море с пограничным катером Российской Федерации, однозначно были браконьерами, поскольку сейчас вообще нельзя рыбачить", - заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM 19 июля донецкий экономист, профессор Азовского морского института Одесской национальной морской академии Юрий Макогон.

"В Донецкой области насчитывается три приазовских региона: г.Мариуполь - крупнейший приморский город, а также два района - Новоазовский и Першотравневый. Конечно, у этих регионов есть экономические проблемы. Они являются не только сельскохозяйственными, но и туристическими. К сожалению, туристический сезон здесь достаточно краток по продолжительности, он не может обеспечить работой местное население. К тому же юг Донецкой области потерял многие виды переработки сельскохозяйственной продукции, потому что сузилась номенклатура выращиваемых культур. Донецкая область стала специализироваться на небольшом перечне урожайных и экспортоориентированных культур: подсолнечник, пшеница, кукуруза. В то же время, в советские времена в регионе развивалось и овощеводство, и растениеводство, и садово-ягодное хозяйство, и другие направления. После закрытия этих хозяйств, многие люди остались без работы. В прошлое ушли рыбсовхозы, цеха по переработке азовской рыбы закрылись. Сегодня рыболовецкое хозяйство находится в упадке, а вот частные группы, которые состоят из рыбаков-специалистов, продолжают промышлять", - отметил Макогон.

По словам эксперта, Азовское море на сегодняшний день лишилось многих ценных пород рыб из-за браконьерства и бесконтрольного лова рыбы. "Так сложилось, что в одних местах Азовского моря рыба нерестится, в других - растёт малек до взрослой рыбы, потом рыба мигрирует в места богатые кормом. В своё время ихтиологи в своих рекомендациях расписали, когда наиболее продуктивно можно промышлять на Азовском море. Раньше за рыбным промыслом в Азовском море очень строго следили. Частный лов в крупных масштабах был практически невозможен. Сегодня этот процесс практически не регламентируется. Проводятся редкие наскоки на нарушителей, как это произошло 17 июля. Сегодня в Азовском море процветает браконьерство, которое наносит огромный ущерб ранее богатейшему рыбному хозяйству Азова. Осетровые, белуга, севрюга, судак, камбала - ценные породы рыб, которые вы сегодня вряд ли встретите в Азовском море. Промысел этих ценных пород рыбы ушёл в прошлое", - напомнил Макогон.

Он также считает, что Россия и Украина могли бы эффективно регулировать промышленный вылов рыбы и решать экологические проблемы Азовского моря после создания еврорегиона "Азов". "Мы разработали проект создания еврорегиона "Азов". Помимо Донецкой области в состав этого еврорегиона должны войти Ростовская область, Краснодарский край (Российская Федерация), Запорожская, Херсонская области, АР Крым (Украина). Этот еврорегион призван решить транзитные и экологические проблемы, а также регулировать объемы вылова рыбы в Азовском море. Этот проект поможет России и Украине почувствовать себя полноценными хозяевами Азовского моря. Еврорегион "Азов" позволит создать единую Рыбинспекцию и прочие службы, которые спасут рыбные запасы Азова. Сегодня вся документация по созданию этого еврорегиона подана на рассмотрение президенту Украины Виктору Януковичу. Но пока политического решения не принято", - подчеркнул Макогон.

Как сообщало ИА REGNUM, 17 июля в акватории Азовского моря произошел инцидент с участием катера пограничной службы РФ, в результате столкновения которого с украинским маломерным судном погибли как минимум двое граждан Украины, еще двоих ищут. 18 июля в МИД Украины был вызван временный поверенный РФ на Украине Андрей Воробьев (посол РФ на Украине М.Зурабов находится в отпуске) - и.о. министра иностранных дел Украины Руслан Демченко выразил глубокую обеспокоенность украинской стороны в связи с действиями российских пограничников и непропорциональностью примененных ими мер, которые привели к трагическим последствиям, и вручил представителю российского посольства ноту. Украинская сторона требует проведения всестороннего и объективного расследования этого инцидента с участием украинских и российских компетентных органов, а также принятия мер по недопущению повторения подобных случаев в будущем.