Современная Армения на фоне своей многовековой истории сумела обрести новые и значимые черты международной идентичности, которая складывается из нескольких элементов. Армения - несущий шарнир, соединяющий постсоветское пространство с классическим Средним Востоком и Малой Азией. Армения - одна из немногих стран, которая сумела выстроить особый комплекс отношений с таким непростым государством, как Иран. Армения - опорная составляющая российского военно-стратегического присутствия в Закавказье. При этом Армения не менее значима как элемент отношений Южного Кавказа с Евроатлантическим сообществом, хотя это вызывает определенные вопросы у многих российских коллег. Армения одновременно и заложник, и ключ к разрешению замороженной нестабильности на Кавказе, нестабильности, связанной как с нагорно-карабахской проблемой, так и с проблемными узлами в Абхазии, Осетии и Грузии. Об этом в Ереване на конференции на тему "Геополитическая роль Армении в системе современных международных отношений" заявил ректор Московского государственного института международных отношений МИД России академик Российской академии наук, доктор политических наук Анатолий Торкунов.

По его словам, можно легко найти определенное внутреннее противоречие между этими четырьмя элементами, тем не менее, именно они сегодня формируют современный международный профиль Армении. "Насколько стабилен этот международный профиль Армении и будет ли он меняться? Думаю, что будет. Главным двигателем этих изменений станет экономика и социально-экономические потребности населения. Армяне как минимум в поздний советский период привыкли к уровню жизни, сопоставимому, а зачастую более высокому, чем у соседей по тогдашнему союзу. Информационная открытость дает еще больше возможностей для сопоставления со странами ЕС, США, Турцией, формирования такой "позитивной зависти". Думается, что одним из главных направлений снятия политико-психологической напряженности и, как следствие, улучшения общего международного климата в регионе могло бы стать решение некоторых застарелых, весьма условно говоря, исторических комплексов. Я помню, что поистине сенсацией, которая была воспринята во всем мировом сообществе с надеждой, стали в свое время армяно-турецкие контакты на высшем уровне и достигнутые в Цюрихе соответствующие соглашения. Очевидно, что продвижение по этому пути сложное, но, как мне кажется, результаты усилий в этом направлении будут оправдывать себя", - заявил Торкунов, передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам гостя конференции, военно-стратегическое взаимодействие Москвы и Еревана и даже тот факт, что Россия "является ведущим торговым партнером Армении", далеко не исчерпывает возможности взаимодействия двух стран. Ректор МГИМО уверен, что эти возможности лежат в плоскости подключения Армении к российско-ориентированным интеграционным форматам. "Это Таможенный союз, ЕЭП, в перспективе и Евразийский союз, а также к инфраструктурным проектам. Да, это, конечно, потребует нового экономического мышления, новых взаимоувязок с соседями, с той же Грузией, с такими непростыми субъектами, как Абхазия, включения в многосторонний экономический переговорный процесс со странами Таможенного союза. Полагаю, потребуется большая инвестиционная открытость Армении. Но сейчас становится очевидным, что схемы двустороннего взаимодействия, заложенные 15-20 лет назад, уже не могут быть эффективными без их серьезной коррекции. Можно, конечно, приветствовать стремление Армении к диверсификации экономических, политических контактов с европейским и евроатлантическим ареалом. Очевидно, что это делается армянским руководством в интересах собственных граждан. Вместе с тем эти сюжеты должны стать частью открытой внешнеполитической дискуссии, где российское участие, как минимум, весьма уместно. Серьезная работа, проделанная Ереваном по подготовке проекта соглашения об Ассоциации с ЕС может обернуться проблемой, если тот проект не учтет комплекс отношений на северном направлении. Думаю, здесь есть известная российская недоработка на предыдущих этапах. Мое сугубо личное мнение заключается в том, что эта недоработка оправдана психологическим дискомфортом - не очень принято говорить с союзниками о тех вопросах, которые на первый взгляд кажутся слишком сложными. В последнее время разговоры по этим сюжетам ведутся достаточно интенсивно, думаю, это полезно, хотя их можно было начать несколько раньше. Но, мне кажется, время еще есть, если интенсивно поработать, то можно найти соответствующие ходы и подходы, которые, как мне кажется, будут восприняты в Москве и будут устраивать Ереван. Думаю, что вообще России и ее соседям, в том числе Армении, выбравшей вектор на тесное сотрудничество с Европейским союзом, должны и могут объяснить брюсселькой бюрократии одну принципиальную вещь: европейская и евразийская постсоветская интеграция в сути процессы, дополняющие друг друга. Все интеграционные процессы основываются на универсальных нормах ВТО", - заявил Анатолий Торкунов.

На вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, о каких проблемах в политической плоскости предостерег оратор, академик Торкунов ответил: "Во-первых, надо иметь в виду, что если Ассоциативное членство предполагает согласование внешнеполитической линии с ЕС, то как это вписывается в обязательства Армении по ОДКБ? Организация Договора о коллективной безопасности - военно-политический союз, и хоть Ассоциация с ЕС не предусматривает именно военно-политического компонента, в ней присутствует политическая. Здесь не то чтобы создается проблема, но таким образом всему придается двусмысленность. Главное здесь - проблема, связанная с тем, что в таком случае интеграционные процессы в плане евразийского сотрудничества, которые сейчас приобретают все больше динамизма, окажутся несколько затруднительными для Армении, если выражаться мягко".

Ректор МГИМО также коснулся темы смены поколений, выразив уверенность, что это один из важнейших факторов в международной политике. "Каждое новое поколение или даже межпоколенческий призыв политиков, бизнесменов, дипломатов избавляется от некоторых старых комплексов, несет в себе шансы на позитивные изменения, новое видение открытости. В российско-армянских отношениях новое поколение, думаю, должно привнести с собой большую открытость, больше прагматизма, лучшее понимание международного контекста. При этом очень важно, чтобы оно сохранило взаимное уважение и человеческую, душевную теплоту, которая поддерживалась веками между христианскими народами России и Армении", - заметил академик, вдобавок напомнив, что по всероссийской переписи населения 2010 года в России насчитывается почти 1 млн 200 тыс. армян.

На конференции был также поднят вопрос о том, что подавляющее большинство населения Армении, а именно 82,1% (результаты исследования выложены на официальном сайте правительства Армении), желает объединиться с Россией, а не с Европой, тогда как армянская элита взяла курс на евроинтеграцию. Комментируя данный факт, Анатолий Торкунов заявил, что элита будет заслуживать звания элиты только в том случае, если она будет хотя бы "по большому счету" отражать настроения, существующие в обществе.

"В обратном случае это просто надо считать правящим классом, который пришел при помощи известных политтехнологий к власти, но не отражает интересы народа. В общем это, конечно, истина старая, но по-прежнему действующая. Вопрос выбора - он, конечно, всегда непростой, иногда ставится уж слишком остро - так или иначе. Мне представляется, что при определении такого выбора всегда должен присутствовать элемент прагматизма и, главное, здравого смысла, который заключается в том, что сегодня, когда идет дифференциация отношений в разных отраслях, возникают новые структуры, новые объединения, возникает совершенно новая политическая геометрия отношений, нужно каждый серьезный шаг оценивать именно с этой точки зрения. С одной стороны, мы видим, что идут мощные интеграционные процессы, охватывающие все большее количество стран. С другой стороны, в международных отношениях наряду с глобализацией идет мощный процесс регионализации. В том же Азиатско-Тихоокеанском регионе, да и в Европе тоже... В целом, если говорить о европейском пространстве, я бы даже сказал шире - евразийском, то конечно эти процессы идут параллельно. Это значит, что на каком-то этапе эти процессы могут объединиться, быть едиными, но это не значит, что сегодня не надо достаточно четко определиться, где приоритеты и в каких интеграционных процессах преимущественно принимать участие. Здесь, как мне кажется, надо искать, опять же, здравый смысл. Да, в Европейском союзе высокая степень интеграции. Но в ЕС уже существуют четкие, жестко установленные правила, по которым придется играть, и это будет совсем непросто, если пойти по пути определения своей геополитической ориентации сугубо на Европейский союз", - подчеркнул он.

Преимущество евразийской интеграции, по мнению Торкунова, заключается в том, что сам процесс начался не очень давно. "Все участники этого процесса... принимают равное участие в решениях. Правила игры сегодня вырабатываются теми, кто в нее вовлечен, и это надолго. Они определят эти правила игры и позже будут определять вместе, несмотря на то, что Россия, конечно, огромная страна, а остальные участники и по территории, и по мощи, по ВВП и по всем другим показателям уступают. Действительно, любое решение вырабатывается совместно, существует консенсусное правило. А в ЕС уже никакого консенсусного правила нет", - отметил доктор политических наук, напомнив ко всему прочему, что евразийское сотрудничество не пляшет от нуля, а развивается на очень мощной базе, созданной десятилетиями, а в некоторых случаях и столетиями.

Говоря более конкретно о противоречиях между двумя интеграционными проектами, Торкунов отметил, что помимо всего прочего, они заключаются в том, что сегодня правила Таможенного союза и правила, которые предполагает ассоциированное членства в ЕС, совпадают отнюдь не во всем. "Поэтому, хотя мы движемся с Евросоюзом на параллельных треках, образно говоря, но сегодня подобного рода несовпадения есть. Да, идет довольно активный процесс гармонизации, и он будет продолжаться, в том числе и в рамках подготовки нового базового соглашения между Европейским союзом и Россией. Но сегодня принятие правил Европейского союза сразу создает гигантские проблемы со странами Таможенного союза. Здесь очень много обстоятельств: и санитарные нормы, и технический регламент, и многое другое. Поэтому очень важно определиться, как быть в этой ситуации с учетом и прагматизма и человеческой, исторической стороны. Для меня понятно, что на каком-то этапе очень многие требования, которые существуют в Европейском союзе, в ЕЭПе и в Таможенном союзе будут гармонизированы, но для этого потребуется время. Кстати говоря, эвентуальное участие Армении, как я надеюсь, в Евразийском процессе, даст ей собственный и звонкий голос в этих вопросах. Но надо определиться, поскольку времени отсталость не так много", - подчеркнул политолог.

При этом Анатолий Торкунов не стал отрицать, что европейская интеграция - огромное достижение. "Но так получилось, в силу всякого рода научных программ, учебных в том числе (речь о создании Европейского учебного института, который финансируется на паритете российским правительством и Еврокомиссией на базе нашего университета), я хорошо знаю, как работает Брюссель, брюссельская бюрократия. Здесь ни у кого не должно быть иллюзий. Это очень медленная бюрократия. Она медленнее советской, российской и армянской вместе взятых. Любое решение просто вымучивается. Это все, в конце концов, приходит к какому-то знаменателю на пределе, на грани нервного срыва. Это первое. Ну а второе... Мы же не на небесах живем, мы же видим, что происходит в Европейском союзе. Он же переживает все время страшные катаклизмы, вплоть до того, что периодически встает вопрос, сохранится ли он вообще. Лично я считаю, что он так или иначе сохранится, но тоже будет трансформироваться. На этом этапе, как мне кажется, надо очень внимательно посмотреть, в какую сторону он будет меняться, как будут относиться страны-основоположники, которые там сегодня "заказывают музыку" к странам, которые только собираются присоединиться. Да, некоторые страны почувствовали себя более или менее благополучно, например, Польша. Но это огромная страна с огромным ресурсом в центре Европы. А что касается других стран, то я пока не вижу счастья в глазах людей, которые их представляют. Венгрия напрямую ставит вопрос о выходе, и не только они, такого рода голоса звучат во многих странах. Конечно, великое благо, великое завоевание, что в Европе нет границ, существует единая валюта, но если посмотреть с позиций сегодняшнего дня, заглянуть в завтра, то нет уверенности в том, что Евросоюз не будет претерпевать очень серьезные изменения. Может быть, они приведут к тому, что он станет лучше, а может - и нет.

Ясно, что когда мы говорим о Евразийском союзе, то мы тоже очень многого не знаем, но это новое дело, в становлении которого сегодня могут сыграть свою роль все страны, которые принимают в нем участие. Я абсолютно не отгораживаюсь от Евросоюза, вы знаете, что самый крупный экономический партнер России - страны Евросоюза. Для Армении Евросоюз также крупнейший торгово-экономический партнер. Для Казахстана, хоть он и далеко и не в Европе расположен, Евросоюз - очень важный партнер во всех смыслах, в том числе и экономическом. Существует многофакторный анализ. Что мне хотелось бы, чтобы мы сегодня старались подходить ко всем этим вопросам с этих позиций, анализируя все с самых разных сторон", - выразил мнение Торкунов, добавив, что все, что на сегодняшний день имеется, должно быть использовано в интересах людей и народов.

"В любом случае мы должны исходить из следующего посыла: ресурсы тех стран, которые вовлечены в евразийский проект - это ресурсы, которые должны быть использованы нами во благо всего человечества, но прежде всего - своих людей. А ресурсы действительно огромные, только надо их эффективно использовать. И мне кажется, что сама идея, концепция, которая изначально была заложена, заключается в том, чтобы, объединив усилия, мы эти ресурсы использовали эффективно", - резюмировал он.