После грузино-осетинской войны августа 2008 года Россия выделила на восстановление, а затем на развитие Южной Осетии миллиарды рублей. Нецелевое расходование средств, воровство привело к тому, что финансирование было приостановлено Россией. По итогам последнего заседания российско-югоосетинской Межправительственной комиссии была утверждена Инвестиционная программа содействия соцэкономразвитию РЮО. Ранее инвестпрограмма на 2013 год была утверждена в размере 930 миллионов рублей, теперь эта сумма увеличена до 2 миллиардов 7 миллионов рублей. Эксперты, опрошенные ИА REGNUM, рассказали о ситуации с финансированием РЮО и причинах, по которым удваивается сумма денег для Южной Осетии.

Российский политолог Евгений Крутиков отмечает, что в "последние недели в схеме финансирования восстановлений Южной Осетии, более известной как Инвестиционная программа, прошли революционные изменения".

"Москва, устав бороться с Цхинвалом из-за кадровых проблем в РЮО, решила перевести все финансирование республики на жесткие рельсы. Инвестпрограмма осталась как бы неизменной, однако ее финансирование теперь ведется исключительно по тем объектам, которые уже были начаты, или от строительства которых невозможно отказаться по стратегическим соображениям (например, дороги особой важности). Никаких новых контрактов ни на этот, ни на последующие годы не заключено. Единственное исключение: медикаменты и медицинское оборудования, не считая также, текущих индексаций заработной платы в бюджетной сфере и пополнения "специальных" фондов президента и правительства", - отметил он.

"После полугода безуспешных уговоров Москва уже просто потребовала от Цхинвала до конца месяца дописать Стратегию социально-экономического развития до 2030 года, без которой никаких дальнейших вливаний не предусмотрено. Руководство Южной Осетии пытается представить ситуацию как "рабочую", но это не более чем блеф и лукавая игра с цифрами на публику", - заявил Крутиков.

По его словам, стало очевидно, что одними только кадровыми рокировками проблему не решить, необходима смена самого стиля мышления внутри югоосетинской элиты. "В предвыборный год (Южной Осетии в 2014 году предстоят парламентский выборы) это представляется весьма сложным", - добавил он.

Глава югоосетинского медиацентра "Ир" Ирина Гаглоева также отмечает, что ситуация в социально-экономической сфере остается сложной.

"Попытка изменить механизмы финансирования и контролирования логичны, но пока непонятно, насколько это конструктивно. Здесь настолько все запущено, что разобраться быстро не получится. Тем более что и стараний к этому никто не прилагает. Инвестпрограмма остается пока декларативным документом, так как этот год уже, практически, потерян. В экономике никаких продвижений, социальная сфера так же остается проблемной, финансовая помощь есть, реализационный эквивалент нулевой. И виноватых нет", - рассказала Гаглоева.

Тем не менее, один результат обнадеживает - это обязательное наличие проектно-сметной документации для начала финансирования, отметила она. "До сих пор это игнорировалось. К этому привыкли, и к структурированной работе переходят медленно, в результате чего имеем потерянный год", - заключила Гаглоева.

Действительный государственный советник РФ I класса Модест Колеров обращает внимание на то, что изменилась схема финансирования внутри России. Если раньше финансирование было "замкнуто" на "Южную дирекцию", теперь непосредственную ответственность за направление и использование денег несет само Министерство регионального развития.

"Опираясь на этот факт, можно сказать, что при огромном количестве недостатков в самой Южной Осетии, главной фундаментальной проблемой с инвестиционной программой с реализацией, с направлениями в ее использовании лежат не в Южной Осетии, а в России. Мы все ждем с нетерпением расследования деятельности "Южной дирекции". Конечно, не будет уж таких совсем ярких результатов, итогов расследования деятельности "Южной дирекции", как, мы ожидаем, будут итоги расследования деятельности Анатолия Сердюкова во главе Министерства обороны РФ, но по объему средств, конечно, итоги будут сопоставимы. Главный узел противоречий, с точки зрения финансирования Южной Осетии, лежит не столько внутри России, но вокруг конкретных проектов использовании российских денег", - заявил Колеров.

По его словам, "несомненно, существует мощное российское лобби того, чтобы большие объемы российских денег списывались на Южную Осетию". "Для того чтобы они списывались в таком объеме, нужны большие инвестиционные проекты. Но обсуждавшийся прежде, и сейчас возобновившийся в обсуждении, например, проект строительства железной дороги из Северной Осетии в Южную Осетию, не дает свободы рук традиционным лоббистам, которые действуют через Минрегион, потому что здесь есть конечная организация - РЖД. Но, тем не менее, если постараться и найти способ взаимодействия с РЖД через какую-то промежуточную структуру, а не только Минрегион, не только правительство, конечно, это открывает огромные лоббистские перспективы", - отметил эксперт.

Колеров считает, что "недостаток и беда" Южной Осетии в том, что она "до сих пор не может придумать больших масштабных проектов, в которых так нуждаются все - и те, которые хотят создать рабочие места в Южной Осетии, и те, которые хотят создать рабочие места в Северной Осетии, и те, которые хотят заработать". "Даже такой известный "кандидат Кремля" как Анатолий Бибилов, очень долго думал, какую ему придумать программу и не придумал ничего кроме сельского хозяйства, воды и туризма. На воду, туризм и сельское хозяйство больших денег не будет. И сейчас - мучительная борьба между властями Южной Осетии и лоббистами в Москве за то, чтобы власти Южной Осетии подчинились лоббистским усилиям и не только подтвердили увеличение финансирования, как было сказано, но и дали московским лоббистам те проекты, под которые возможно списание большого объема средств", - заключил Колеров.

Югоосетинский эксперт Алан Парастаев отмечает, что "заметно некое отрезвление, после четырехлетнего принципа "берите-берите, братья осетины". "Теперь принцип: берите - но обоснуйте. То есть заработал не только бюрократический, но и технократический механизмы. Требуют оправдательных документов затраты", - отметил он.

"Насколько это сработает - посмотрим, но у меня сомнения. Пока не будут арестованы и посажены на длительные сроки, с конфискацией имущества, те, кто уже "напилил" денег на помощи, у тех, через кого она идет, наипервейшим принципом будет: а что, ему можно, а мне нельзя?" - сказал Парастаев.

Лидер югоосетинского движения "Твой выбор, Осетия" Алан Джуссоев отметил, что на сегодняшний день программа соцэкономразвития представляет из себя перечень объектов, которые надо построить, отремонтировать или достроить. Проблема, по его словам, - это проектно-сметная документация, ее составление или ее отсутствие вообще. "А какова цель программы 2014-2016, какие задачи должны решаться при осуществлении того или иного этапа программы? Как скоро качество жизни простого человека улучшится при осуществлении данной программы? На эти вопросы ни министр экономики РЮО, ни премьер-министр РЮО пока внятного ответа дать не могут, ни обществу, ни парламенту РЮО, ни президенту и, судя по всему, ни своим российским коллегам", - сказал Джуссоев.

По его словам, нужна выработка системных подходов к решению всего спектра проблем, "только в таком случае и при таких подходах, РЮО может начинать в ближайшие3-5 лет начать выходить на частичное самофинансирование". "Экономическая составляющая должна дать каждому гражданину, проживающему в РЮО, возможность роста, роста благосостояния, роста карьерного и профессионального. Только тогда в РЮО потянутся наши соотечественники, проживающие в РФ. Только тогда наши граждане перестанут выезжать в Грузию для оказания себе и своим близким медицинской помощи. При наличии возможности получения хорошего высшего образования в РЮО, у нас закончится борьба за лимиты, если не закончится, то хотя бы уменьшится", - сказал Джуссоев.

"Никогда не будет в РЮО экономического развития без разработки и утверждения земельного кадастра, программы приватизации, частной собственности на землю. Сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и торговля не будут развиваться без этого. Также не будет частных инвестиций", - подчеркнул он.

Джуссоев перечисли вопросы, которые предстоит решать РЮО в сфере экономики: "С нового года РЮО переходит на казначейскую систему распределения бюджета и бухгалтерию с программным обеспечением "1С". Это требует как минимум стабильной интернет-связи, постоянного и качественного программного обеспечения, а также реформирования структур управления города и районов. Мы быстро можем построить дороги, дома, ЛЭП, провести воду и канализацию, что за последние 5-6 месяцев было продемонстрировано. Но куда ведут эти дороги, насколько они рентабельны будут в перспективе, каким образом будут развиваться территории, до которых доводят всю коммуникационную инфраструктуру? Кто будет обслуживать данные инфраструктурные и коммуникационные объекты? Ничего не говорится о системе реформирования ЖКХ. Нужна прозрачная и простая система кредитования в сфере развития малого и среднего бизнеса. В сфере сельского хозяйства надо определиться, какое сельское хозяйство мы строим и каковы его приоритетные направления развития. Что и в каких районах мы будем развивать. Что нам делать с системой орошения, которая до сих пор функционирует по старой советской системе. Что делать с улучшением или обновлением поголовья КРС, не совершая ошибок, которые совершил бывший председатель правительства РЮО Вадим Бровцев".

Джуссоев считает, что для прозрачности Инвестпрограмма должна пройти общественное обсуждение.