В сегодняшних условиях попытки увеличить собираемость налогов на Северном Кавказе будут иметь больше негативных последствий, чем позитивных. Такое мнение в беседе с ИА REGNUM высказал руководитель исследовательского центра RAMCOM, эксперт по экономике Северного Кавказа Денис Соколов. Эти меры наверняка затронут в первую очередь малый бизнес, а результатом будет увеличение безработицы, полагает Соколов.

Напомним, что на совещании по проблемам СКФО, состоявшемся в Пятигорске 19 августа, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что республики Северного Кавказа заметно отстают от среднероссийского уровня по собираемости ряда налогов, и что в них предоставляется неоправданно большое количество налоговых льгот.

"Если дело не пойдет дальше разговоров, то наверняка будут пытаться увеличить сбор налогов за счет малого бизнеса. Он на Северном Кавказе существует по большей части внелегально, то есть без соответствующей государственной регистрации. Доля внелегального предпринимательства на Северном Кавказе доходит до 50% внутреннего регионального продукта и в десятки раз превышает среднероссийский уровень. Малый бизнес не идет на "легализацию", потому что оценивает ее издержки как слишком большие в условиях коррумпированности чиновничества и неспособности государства стать эффективным защитником прав собственности. Если начать на малый бизнес Северного Кавказа серьезное давление в этом плане, то с большой вероятностью он просто прекратит свое существование, что обернется безработицей, а не наполнением бюджета", - отметил эксперт.

Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отметила, что сам по себе объем налоговых льгот, предоставляемых регионами, не может иметь принципиальное значение для наполняемости бюджета, поскольку регионы наделены правом устанавливать льготы по тем налогам, по которым общий объем собираемых средств не велик. "Другое дело, что это высоко дотационные субъекты, и там вопросы могут возникать, если льготы даются, а отдачи нет, не растут объемы поступлений соответствующих налогов. Льготы должны предоставляться для того, чтобы росла налогооблагаемая база, и если она не растет - то это уже проблема", - считает Зубаревич.

По мнения Константина Казенина (ИА REGNUM, Институт экономической политики им. Гайдара) налоговые льготы и налоговое администрирование - в числе ключевых источников чиновничьей коррупционной ренты на Северном Кавказе. "Напомню, что попытки сменить начальника Управления Федеральной налоговой службы не раз приводили в регионах СКФО к скандалам: настолько важной для региональных руководителей подчас оказывалось иметь на этой должности "своего" человека. Печальная реальность сегодняшнего Северного Кавказа состоит в том, что там есть две экономики - реально что-то производящая и избегающая встречи с государством, и "бумажная", потребляющая дотации, банковские кредиты и льготы, но существующая в основном виртуально. Вокруг этой "бумажной" экономики на протяжении многих лет концентрировались значительные чиновничьи интересы. Изменить все это можно не административным давлением, а прежде всего созданием условий, когда законное занятие реальной экономикой станет выгоднее, чем экономика "бумажная" и чем теневое производство", - отметил Казенин.