26 августа республики Южная Осетия и Абхазия отмечают пять лет со дня признания их независимости Россией. Вслед за Россией независимость РЮО и Абхазии признали еще такие государства-члены ООН как Венесуэла, Никарагуа, Науру и Тувалу. Неясной осталась ситуация с признанием Вануату, это государство после признания Абхазии установило дипотношения с Грузией и признало ее территориальную целостность, появилась информация о том, что Вануату отозвало свое признание независимости Абхазии, однако в МИД Абхазии в июле этого года заявили, что официально Вануату этого не делало. Независимость республик поддержали еще ряд непризнанных, частично признанных государств, а также несколько организаций.

Эксперты, опрошенные ИА REGNUM, оценили позиции независимости Южной Осетии и ответили на вопрос о том, нужны ли Республике признания каких-либо еще государств.

Югоосетинский эксперт Алан Парастаев назвал работу над дальнейшем признанием РЮО мировым сообществом "важнейшей". "Я сторонник сложившихся Status Quo. Каждый раз, когда кто-то пытался силой изменить ситуацию, начиналась война. Скажем к концу 1990-х годов была Республика, мы плохо ли хорошо зарабатывали на проживание, и при нормальном правительстве вполне могли бы пополнять бюджет и защищать наши интересы, бороться за признание на международном уровне. Тут и Россия становилась более самостоятельной и уже повернулась к нам. Главное был мир. Саакашвили решил разрушить сложившийся Status Quo. Кончилось все печально. Сейчас тоже ситуация как-то утряслась с новыми игроками и в новых ролях. Давайте действовать дальше внутри- и внешнеполитическими методами, дипломатией, но без революционных сдвигов и эпохальных скачков. И в этом контексте важнейшей является работа над дальнейшим признанием нас мировым сообществом. Не обязательно странами, но международными структурами", - считает Парастаев.

Глава югоосетинского медиацентра "Ир" Ирина Гаглоева заявила, что все возможности для дальнейшего развития и укрепления независимости у Республики есть. "Процесс нелегкий, но реальный. Многое упущено, но не потеряно. Признание Республики со стороны других стран, несомненно, важно и в этом направлении надо работать при всем противостоянии этому процессу со стороны международного сообщества", - сказала Гаглоева.

Российский политолог Евгений Крутиков также говорит о том, что признания Южной Осетии нужны. "Южная Осетия как независимое государство существует де факто больше, чем последние пять лет, и просто отмахнуться от этого уже невозможно. В то же время "ограниченный" статус ее признания серьезно сказывается на внутренней ситуации, в том числе и социальной. Без сомнения, расширение признания РЮО или просто ее более активная и последовательная интеграция в мировое сообщество положительно сказались бы даже на психологическом климате среди жителей, склонных не доверять до конца сложившейся ситуации. В последнее время численность населения Республики несколько выросла - это результат того, что население поверило в военную стабильность. Люди стали возвращаться, не боясь новой войны. Расширение признания и интеграции только усилит эту тенденцию. А демография и стабильный психологический климат для Республики сейчас - задача самая важная", - заявил Крутиков.

По словам приглашенного сотрудника Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США) Сергея Маркедонова, все зависит от конечных целей, которые ставит Южная Осетия. "Если конечная цель - все-таки войти в состав России, то количество признаний не так важно. Если цель - стать отдельным государством полностью, это было бы важно", - сказал он.

"Первостепенная задача - чтобы население, живущее там, рассматривало власть, находящуюся в Цхинвале, как легитимную. Если, к примеру, завтра, признают, что Южная Осетия это отдельное государство, а власть в Цхинвале будет напоминать власть, которая в Сомали или в Афганистане, - что толку с этого? Что толку с того, что Афганистан все признают, признают его границы? Все понимают, что в реальности целостного Афганистана не существует. Вопрос не в том, что как называется, а в том, насколько это соответствует реалиям, насколько население, живущее там, к чему и как готово", - подчеркнул Маркедонов.

Руководитель аналитического бюро Alte Et Certe Андрей Епифанцев полагает, что дальнейшие признания РЮО не нужны. "Главное признание у Южной Осетии уже есть, от этого признания зависит в общем-то все. Опять же не вижу, что Южная Осетия могла бы быть самодостаточным государством и даже не в военном смысле, а в экономическом, вряд ли она сможет себя так или иначе обеспечивать, не потому что осетины ленивые люди, а по объективным условиям. Так или иначе Южная Осетия будет стремиться к интеграционным объединениям. Скорее всего, это будет Россия. Проект воссоединения Южной Осетии с Северной Осетией нельзя снимать со счетов. Возможно, стоит подумать, чтобы это интеграционное объединение было именно в рамках двух Осетий", - сказал Епифанцев.

Действительный государственный советник РФ I класса Модест Колеров также заявил, что признания не нужны: "Независимость не в количестве вануату, которые признают Республику, независимость в эффективности государственных институтов".

"Конечно, я хотел бы, чтобы Южная Осетия и Приднестровье повысили бы уровень отношений до полноценных посольств, до полноценного признания. Но не будем себя обманывать. Посольства не демонстрируют, не доказывают качества признания. Качество признания - эффективность государственных институтов", - подчеркнул Колеров.