Казачьи классы, которые объединят в себе детей разных национальностей, создадут в школах Северной Осетии. Правительству республики поручено обеспечить государственную поддержку казачьих обществ, Министерству образования - рассмотреть инициативу казаков республики о создании таких классов, а Администрации местного самоуправления Владикавказа - помочь уже функционирующему в СОШ №4 казачьему классу. Старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмед Ярлыкапов считает, что власти в России воссоздают казачье сословие, которое было "одной из военных опор имперской власти".

Советник главы РСО-Алания Ксения Гокоева рассказала ИА REGNUM, что казачьи классы военно-спортивного направления создаются по инициативе самих казаков. По ее словам, кроме школьных дисциплин дети будут изучать историю казачества, готовиться к службе в армии.

"О разделении школьников вообще речи не идет, - заявила чиновница. - Сегодня в Осетии казаками считают себя осетины, русские, армяне и представители других национальностей. Проблем в этом никаких нет. В Моздокском районе республики вот уже несколько лет функционирует детский казачий лагерь, там проводят каникулы подростки, представляющие различные национальности".

Как отметил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM председатель Казачьей партии РФ Сергей Бондарев, в настоящее время одной из стратегических целей государственной политики РРФ "является поддержка российского казачества в целом и системы казачьего образования в частности".

"Мы приветствуем инициативу казаков из Северной Осетии по созданию казачьих классов, ведь это даст школьникам то понимание казачьего духа, казачьей культуры и истории, которое, наряду с профессиональными знаниями и навыками, в дальнейшем позволит молодому поколению верой и правдой служить нашему Отечеству", - заявил Бондарев.

По его словам, система непрерывного казачьего образования и воспитания "сейчас успешно реализуется во многих регионах страны". Например, сообщил Бандарев, в Ростовской области изучение казачьего компонента начинается с казачьего детского сада (их порядка 30), затем продолжается в казачьей общеобразовательной школе (более 100). Существуют и казачьи учреждения дополнительного образования. Кроме того, по всей стране действуют порядка 30 казачьих кадетских корпусов.

"Казачье образование имеет в своей основе идею служения Отечеству. Это комплексное и универсальное образование, в котором соединяются изучение традиций казачества и получение актуальных знаний и навыков, полезных на будущей службе Отечеству. Такое образование позволяет продолжить обучение как в военном, так и в гражданском вузе. Так, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского реализует концепцию непрерывного казачьего образования. Но какую бы профессию ни получил будущий выпускник, он будет трудиться на благо Отечества и во славу казачества", - сказал Бондарев.

Ахмед Ярлыкапов отмечает, что "современный статус казачества очень странный". "Понятно чем было казачество в Российской империи - это было сословие со своими привилегиями. Но что сейчас - непонятно, даже несмотря на то,что есть какие-то регулирующие законы,касающиеся казачества", - заявил ИА REGNUM Ярлыкапов.

"Само создание этих казачьих классов именно в Осетии - не очень понятно, тем более что там не делается акцент на этническое. Это попытка обратиться к тому казачеству, которое было в Российской империи. Оно действительно было больше сословием, но оно все-таки было основано, с некоторыми исключениями, на идее православия и на идее того, что оно русское в основе", - отметил эксперт.

"Не знаю, чем закончатся такие методы в школе. В принципе казачество представляло службу, именно поэтому оно имело свои привилегии - потому что оно было своего рода опорой, одной из военных опор имперской власти. Получается своеобразная милитаризация школы", - сказал Ярлыкапов.

Он считает, что "лучше было бы поддерживать суворовские училища". "И упор делать все-таки не на том, что это казачьи классы, потому что казаки на Северном Кавказе неоднозначно воспринимаются. С одной стороны, мы знаем, что казачья культура была близка кавказской и с кавказцами складывались хорошие добрососедские отношения. Но с другой стороны, есть и темные страницы в истории взаимоотношений казаков и народов Кавказа", - пояснил он.

По мнению Ярлыкапова, "приход в школу этого неоднозначного института не очень хорошо ложится на попытки создать общую российскую нацию".