"Транснефть" взялась за российский топливный рынок, чтобы побороть свою неэффективность.

Российская нефте-транспортная компания начала атаку на нефтяников. Сразу несколько крупных компаний понесли многомиллионные убытки после того, как 28 августа на пресс-конференции вице-президент "Транснефти" Михаил Барков заявил о том, что компания сократит поставки российской нефти в Белоруссию в сентябре 2013 г. на 400 тыс. тонн.

Как заявил топ-менеджер госкомпании, это сокращение связано с необходимостью ремонта трубопровода на данном направлении. В связи с этим "Транснефть" в сентябре сократит поставки по нефтепроводу "Дружба" в направлении Мозырского НПЗ на 200 тыс. тонн, в направлении Новополоцкого НПЗ также на 200 тыс. тонн. Данное сокращение, по данным Интерфакс-АНИ, составляет четверть от общего объема поставок российской нефти в республику. По данным "Ъ", объемы будут сняты с компаний пропорционально.

Как заявили источники издания сразу в нескольких нефтяных компаниях, "действия "Транснефти" ударили как гром среди ясного неба. Так сказать, вероломно, без объявления войны. Никто не предупреждал. И даже уведомление о том, что нужно провести сокращение объемов поставки нефти в Беларусь мы получили за час до этой пресс-конференции Баркова. Это не партнерские отношения", - говорит собеседник издания.

В рамках межправительственного соглашения российские нефтяные компании (Лукойл, Роснефть, Газпром-нефть, Башнефть и Сургутнефтегаз) поставляют свою нефть в размере 5.75 млн. тонн в квартал на переработку на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, после чего нефть возвращается на российский рынок в виде бензина.

Источник в Министерстве энергетики РФ подтвердил изданию, что "в июле 2013 г. куратор ТЭК Дворкович давал поручения нефтяникам тащить бензин из Белоруссии. Был зафиксирован недобор запасов на более 200 тыс. тонн. Не доходили до нормы в 1,17 млн. тонн. Все сразу взяли под козырек. Нефть пошла на переработку в Белоруссию, к тому же это было очень выгодно. Теперь же на графике модернизации российских НПЗ можно ставить крест. Эта акция сорвала планы".

Регионы взвоют от роста цен на бензин

В российских нефтяных компаниях не скрывают, что то, что сейчас делает Транснефть - это "рэкет в стиле 90х". Но только страдают в конечном итоге простые граждане. Сразу в нескольких субъектах Центрального федерального округа (именно этот регион получает большую часть бензина из Белоруссии - прим. изд.) сразу на следующий день после заявлений "Транснефти" цена на народные сорта бензина Аи-92 и Аи-95 выросли на 20-30 копеек.

"Это то, чего больше всего боятся федеральные власти. В канун единого дня голосования рост цен на бензин - это лишние очки в копилку оппозиционных кандидатов. Я посмотрю, как запоет Собянин, когда на московских заправках как раз перед выборами мэра города цены поползут вверх. Навальному это только на руку", - прокомментировал ситуацию эксперт Центра.

В случае, если "Транснефть" так и не отроет прокачку нефти в Белоруссию в полном объеме, роста цен не остановится. Источник в руководстве "Газпром-нефти" рассказал изданию, что "они в "Транснефть" как будто специально подгадали сократить объемы ровно в тот момент, когда Московский НПЗ (принадлежит Газпром-нефти - прим. изд.) встает на плановый ремонт. У "Роснефти" на ремонт встали Сызранский и Саратовский НПЗ. А тут еще и Белоруссию прикрыли. Откуда брать бензин?" Итог, продолжает собеседник, будет простой - "мелкие оптовики поднимут цены, народ завопит. В итоге губернаторы побегут в Администрацию Президента жаловаться на "Транснефть"".

Действия "Транснефти" создадут и другие проблемы. Когда цены поднимутся, а нефтяников просто вынуждают пойти по этому пути, к ним в дверь головного офиса постучит Федеральная антимонопольная служба, где уже, по сведениям, издания говорят, что "строго накажут любую компанию, которая будет повышать цены на рынке ".

Трубой России по голове

"Транснефть" захотела стать "нефтяной дубиной" России, как когда-то "газовой дубиной" был Газпром, заговорили аналитики, наблюдающие за событиями последних дней. Вопрос как говорили в Древнем Риме, "Cui prodest?" или "Кому выгодно?"

В кулуарах Администрации Президента уже не первый месяц говорят о том, что Токарев переметнулся на сторону Медведева. По крайней мере, именно так выглядят действия "Транснефти", которая, как поговаривают, решила вступиться за обиженный "Уралкалий" Сулеймана Керимова и вызволить заложника - генерального директора компании Владислава Баумгертнера, которого власти Белоруссии задержали в Минске 26 августа.

Не секрет, что Керимов, как и другие дагестанские олигархи, - это партийная касса Д.Медведева и А.Дворковича, связующим звеном которых является жена вице-премьера и куратора ТЭК Зумруд Рустамова. Именно в ведении Дворковича и находится все функции по управлению российским ТЭК. По воле его слова Токарев, как говорят, и "вписался" за Керимова и его бизнес в Белоруссии. Трубу перекрыли по звонку из московского офиса на Полянке.

Таким образом, говорит один кремлевский политолог, ""Транснефть" хочет договориться с Дворковичем, чтобы грядущая приватизация госкомпаний ее не коснулась. А во-вторых, хоть как-то показать правящему классу свою "экономическую эффективность". Как компания она нерентабельна, но могла бы стать хотя бы политическим оружием", - резюмирует собеседник.

Но в итоге, нефтяная дубина "Транснефти" больно ударила по России. Цены на бензин пошли вверх, российские компании терпят убытки, а вот сиделец Баумгертнер так и продолжает сидеть в застенках Лукашенко.