29 августа 2013 года американское издание Washington Post вышло с материалом на первой странице о тайном бюджете американских спецслужб. Публикация основана на документах, полученных изданием от бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена. Сейчас на сайте издания представлен датированный февралем 2012 года совершенно секретный документ - "Бюджетное обоснование национальной разведывательной программы для Конгресса" Том. 1. (FY Congressional Budget Justification) из 17 слайдов.(1) В другой публикации в Washington Post сообщаются сведения из 178 страничного документа о тайном бюджете американского разведывательного сообщества и дается анализ содержащейся в нем информации.(2) Две другие публикации Washington Post ориентируют в обширном материале.(3) (4)

Опубликованный Washington Post секретный документ дает представление о структуре созданного после 2001 года разведывательного сообщества США и о направлениях его деятельности. Документ свидетельствует о тесной интеграции разведывательных спецлужб США - ЦРУ, АНБ (Агентство национальной безопасности) и др. под единым управлением директората разведывательного сообщества.

Бюджет распределяется не только между отдельными организациями - ЦРУ, АНБ и др., но и по отдельным специальным программам, в которых задействованы по отдельности или совместно разведывательные организации. Показательно, что у разведывательного сообщества США один пенсионный фонд, который числится за ЦРУ.

Всего разведывательное сообщество США включает в себя 16 организаций.(5) Далее перечислим их с указанием суммы финансирования в 2013 году:

1) ЦРУ (Central Intelligence Agency) - $14,7 млрд., на 56% больше, чем в 2004 году;

2) Агентство национальной безопасности (National Security Agency) - $10,8 млрд., на 53% больше, чем в 2004 году;

3) Национальный разведывательный офис (National Reconnaissance Office), спутниковая разведка - $10,3 млрд., на 12% больше, чем в 2004 году;

4) Национальное агентство геопространственной разведки (National Geospatial-Intelligence Agency), занимается картами и позиционированием - $4,9 млрд., на 108% больше, чем в 2004 году;

5) Агентство оборонной разведки (Defense Intelligence Agency);

6) Разведка Военно-воздушных сил (Air Force Intelligence);

7) Армейская разведка (Army Intelligence);

8) Разведка береговой охраны (Coast Guard Intelligence);

9) Департамент энергетики (Department of Energy);

10) Департамент внутренней безопасности (Department of Homeland Security)

11) Государственный департамент (Department of State) - разведка Госдепа;

12) Департамент казначейства (Department of the Treasury);

13) Управление по контролю за распространением наркотиков (Drug Enforcement Administration);

14) Федеральное бюро расследований (ФБР, Federal Bureau of Investigation);

15) Разведка Корпуса морской пехоты (Marine Corps Intelligence);

16) Военно-морская разведка (Navy Intelligence);

Можно сделать вывод, что опубликованный документ не дает полных сведений о финансировании американских спецслужб. В опубликованном секретном бюджете перечисляется финансирование 7 организаций разведки и 5 разведывательных программ. По всей видимости, самостоятельные службы военной разведки финансируются, как по тайному бюджету по статье Общей оборонной разведывательной программы, так и из бюджетных статей американского военного ведомства - Пентагона. Кроме того, на основании опубликованного документа можно сделать вывод, что и ФБР получает из означенного бюджета только часть денег по программам, в которых оно задействовано. Помимо этого, ФБР имеет еще и свой бюджет. Подобного рода организация бюджета и бюджетов разведывательного сообщества и его отдельных организаций позволяет скрыть расходы по отдельным направлениям деятельности американских спецслужб.

* * *

Итак, общий секретный бюджет американского разведывательного сообщества в 2013 году составляет $52,6 млрд., что на 2,4% больше, чем в 2012 финансовом году.

В разведывательном сообществе США в 2013 году занято 107035 сотрудников. 1241 сотрудников или 1% от общего числа были сокращены по сравнению с предшествующим годом. Весь персонал разведывательного сообщества США делится на три категории: 1) состоящие на службе гражданские лица (83675 человек); 2) военные (23400 человек); 3) работающие по контракту (21800 человек). Напомним, что разоблачитель Эдвард Сноуден относился к третьей категории сотрудников американского разведывательного сообщества. Поэтому его часто называют в зарубежных СМИ "контрактором".

Американское разведывательное сообщество работает по пяти стратегическим направлениям. При общей сумме бюджета американского разведывательного сообщества в $52,6 млрд. финансирование по этим пяти направлениям выглядит следующим образом:

- предупреждение лидеров США "о критических событиях" - $20,1 млрд.;

- борьба с терроризмом - $17,2 млрд.;

- борьба с распространением оружия массового поражения - $6,7 млрд.;

- проведение кибер операций -$4,3 млрд.;

- защита от иностранного шпионажа - $3,8 млрд.

Таким образом, из общей суммы бюджета американского разведывательного сообщества в $52,6 млрд.: 39% предназначено на "стратегическую разведку и прогнозирование", 33% - на борьбу с "воинствующим экстремизмом", 13% - на "нераспространение оружия", 8% - "совершенствование кибербезопасности", 7% - на "интегрированную контрразведку".

Финансирование по другому критерию - отдельным программам выглядит следующим образом:

1) Консолидированная криптологическая программа (CCP) АНБ - 21%;

2) программы ЦРУ (CIAP) - 28%;

3) пенсионный фонд ЦРУ (CIARDS) - 1%;

4) общее управление (CMA) - 3%;

5) Департамент внутренней безопасности (DHS) - 1%;

6) Департамент обороны - Зарубежная контрразведывательная программа (DoD-FCIP) - 1%;

7) Департамент юстиции (DOJ) - 6%;

8) Департамент энергии (специализируется на вопросах неядерной энергетики) - 1%;

9) Общая оборонная разведывательная программа (GDIP) - 8%;

10) Национальная геопространственная разведывательная программа (NGP), занимающаяся картами и позиционированием - 9%;

11) Национальная программа разведки наблюдением (NRP), занимающаяся спутниковой разведкой - 20%;

12) Специализированная программа разведки наблюдением (SRP) - совместная программа ЦРУ и АНБ, занимающаяся за рубежом через посольства проникновением в местные коммуникационные сети (SCS) и всякого рода перехватом сигналов чужих коммуникаций - 2%;

13) Департамент государственного бюро разведки и исследований - 1%;

14) Департамент казначейства, занимающийся разведывательной активностью в отношении финансовых источников террористических организаций, отмыванием денег - 1%.

Отдельная диаграмма в презентации иллюстрирует по статьям консолидированные программы ЦРУ (CIAP), из которой становится известно, что 78% средств ЦРУ тратит на сбор информации и операции и только 7% на аналитику.

Отдельная диаграмма иллюстрирует по статьям Консолидированную криптологическую программу (CCP), из которой становится известно, что 23% средств этой программы АНБ тратится на сбор информации и операции, а 14% на ее анализ. Программа CCP АНБ много средств забирает на техническое оснащение, эксплуатацию техники и менеджмент.

В Национальной программе разведки через спутниковое наблюдение (NRP) 59% средств тратится на сбор информации и операции по сбору, а 24% - на технический процесс и эксплуатацию техники. Анализа полученной информации в рамках означенной программы не производится. Крупных увеличений средств на спутниковую разведку не предусматривается. Дело здесь идет уже по налаженной давно колее.

Что касается расходов Офиса директора национальной разведки (ODNI), то только 3% его средств тратится на анализ информации. Из этого становится очевидным, что основные аналитические центры, поставляющие информацию в директорат, работают в рамках ЦРУ и АНБ.

Опубликованная презентация сообщает о росте бюджета американского разведывательного сообщества с 2004 по 2013 финансовые годы по отдельным ведомствам и программам.

Особый интерес вызывают сведения о количестве сотрудников (всего 10193 человека) получающих специальную премию (бонус) за знание иностранных языков: испанский - 2725 человек; французский - 827; китайский (все диалекты) - 903; арабский (все диалекты) - 1191; русский - 736; немецкий - 521; корейский - 490; фарси - 357; португальский - 295; другие - 1629.

В отдельную статью выделено знание языков "особого интереса" - всего 509 человек. К этой группе относятся: тагальский (Филиппины) - 62; индонезийский - 48; хинди - 73; сомали - 5; пушту - 88; дари - 96; урду - 89; пенджаби - 45, хауса (Чад) - 3. Здесь, как видим, в зоне "особого интереса" американской разведки числятся восточные языки. Из означенной опубликованной статистики нельзя определить количество сотрудников американского разведывательного сообщества, владеющих в совершенстве иностранными языками, поскольку один сотрудник может отлично владеть не только одним, но двумя и более иностранными языками, за что и премироваться. Однако общее представление о сферах "лингвистического" интереса в сравнении можно составить.

* * *

По содержанию секретного бюджета американского разведывательного сообщества Washington Post делает ряд существенных выводов.(2)

Текущее состояние американского разведывательного сообщества Washington Post определяет, как "Империя шпионажа". Из публикации становится очевидным, что президент и правительство держат в секрете информацию о том, как расходуются гигантские средства разведывательным сообществом США.

После 2001 года США за десять лет потратили дополнительно $500 млрд. на разведку. Тайный бюджет разведки США 2013 года в два раза превышает таковой в 2001 году и на 25% больше, чем в 2006 году. В результате расходы на разведывательное сообщество в США сравнялись или чуть превысили уровень расходов эпохи Холодной войны. С учетом покупательной способности американской валюты, эксперты оценивают совокупный бюджет американской разведки на конец 1980-х годов в сумму $71 млрд. Сейчас, кроме тайного бюджета в $52,6 млрд. разведывательного сообщества, американцы тратят по бюджету Пентагону еще $23 млрд. на военные разведывательные программы.

Активизация расходов на разведывательное сообщество после 2001 года привела к тому, что Соединенные Штаты в настоящее время тратят чуть менее одного процента от ВВП на свое разведывательное сообщество. Теперь выясняется, что правительство США тратит на Пентагон - оборонное ведомство США в 10 раз больше, чем на разведку.

В своей текущей деятельности разведывательное сообщество США проявляет активный профессиональный интерес как к "друзьям", так и "врагам" США. Основными объектами стратегических разведывательных и контрразведывательных операций США являются в порядке приоритета: Китай, Россия, Иран, Куба и Израиль. Правительства Ирана, Китая и России квалифицируются как трудные объекты для проникновения. Однако Северная Корея вообще непрозрачна для американского шпионажа. Имеется пять "критических" проблем в ядерной и ракетной программах Пхеньяна для американской разведки, а аналитики практически ничего не знают о намерениях северокорейского лидера. Кроме того, Пакистан определяется, как "неподдающаяся цель".

Washington Post констатирует, что секретный бюджет свидетельствует: созданный после терактов 11 сентября 2001 года "разведывательный колосс" США все еще не может обеспечить критическую информацию президенту по целому ряду угроз национальной безопасности. Критические бреши американское разведывательное сообщество видит: в "Хезболле" на Ближнем Востоке, ядерной программе Пакистана, работе в Китае над 5-м поколением истребителей, в возможном ответе лидеров России на "потенциально дестабилизирующие события в Москве, такие, как массовые протесты и террористические атаки". Объектом особого интереса американцев являются работы за рубежом над биологическим и химическим оружием. Среди приоритетных задач американской разведки значатся "возможные контрмеры русских против химического оружия" и оценка мер безопасности биологических и химических лабораторий Пакистана. В перечне приоритетных целей американского разведывательного сообщества определена и ядерная программа Северной Кореи.

После 2001 года американские спецслужбы остаются направленными на борьбу с терроризмом, как серьезной угрозой для национальной безопасности США. Треть расходов разведки идет по этому направлению. Из последних достижений: ЦРУ развернуло новые биометрические датчики для идентификации личности и места нахождения террористов, использованные в кампании нападений дронов ЦРУ на Ближнем и Среднем Востоке.

В настоящее время разведывательное сообщество США особенно пугает перспектива появления в стране "доморощенных" террористов, которые планируют и осуществляют теракты в Соединенных Штатах без прямой поддержки или инструкций из-за рубежа. В качестве подобной ситуации указывают на террористический акт братьев Царнаевых в Бостоне. Однако проблема была сформулирована за год до взрывов в Бостоне, как одна из "самых сложных брешей для разведки". Таким образом, террористический акт в Бостоне стал подтверждением предшествующих прогнозов. В последний год Национальный контртеррористический центр США привлек десятки аналитиков из разных учреждений для определения "индикаторов" для выявления подобного рода потенциальных террористов. ФБР, в свою очередь, получил дополнительное финансирование для увеличения числа своих сотрудников, которые тайно отслеживают активность "джихадистов" в Интеренте.

Опубликованный секретный бюджет свидетельствует, что США по-прежнему отдают приоритет технической разведке. ЦРУ выделяет $1,7 млрд., или почти 12% своего бюджета на совместную программу с АНБ CLANSIG, предназначенную для тайного перехвата радио- и телефонной связи "на враждебной территории". 35 тыс. сотрудников АНБ заняты в т. н. "Консолидированной криптологической программе", которая дополнительно работает еще и на вооруженные силы. Программа предусматривает не только декодирование чужой связи, но и защиту собственных кодов. Раздел по Северной Корее свидетельствует о том, что Соединенные Штаты окружили эту страну плотным техническим наблюдением. Специальные датчики мониторят сейсмическую активность, спутники сканируют поверхность страны в поисках строительства новых ядерных объектов. Разведывательные агентства США стремятся "круглосуточно" заполучить из Северной Кореи фотографии объектов, образцы воздуха и инфракрасные образы. Что касается Ирана, то новые методы наблюдения и технологии позволили аналитикам определить ядерные объекты, которые не были обнаружены на спутниковых снимках.

В публикации Washington Post сообщается, что в Сирии при начале гражданской войны АНБ прослушивало связь высших военных чинов этой страны. Сирийцы позднее признали свои упущения в организации своей связи. Что касается Интернета, то активность АНБ по этому направлению уже была достаточно раскрыта Эдвардом Сноуденом. ЦРУ и АНБ предприняли агрессивные усилия для взлома иностранных компьютерных сетей для сбора информации и саботажа, того, что бюджет именует "наступательные кибер операции".

Публикации Washington Post свидетельствует, что сферой особого интереса АНБ является возможная реакция правительства России в случае террористического акта в Москве.

Задолго до случая со Сноуденом руководство разведывательного сообщества США было обеспокоено "поведением" сотрудников и подрядчиков, имеющих доступ к секретным материалам. АНБ планирует в этом году проверить допуск 4 тыс. сотрудников для предотвращения возможных утечек. Опубликованный секретный бюджет включает специальный раздел о финансировании контрразведывательной программы, предназначенной для защиты от опасности, исходящей от иностранных спецслужб, а также предупреждения предательства в рядах собственных.

В 2012 году на этом направлении значительные усилия были затрачены на борьбу с утечками WikiLeaks. Однако в 2013 году Сноуден успел переписать тысячи секретных документов до того, как АНБ запустило специальную программу внутренней безопасности.

Источники

(1) The Black Budget: Explore top secret U.S. intelligence funding //

http://apps.washingtonpost.com/g/page/national/inside-the-2013-us-intelligence-black-budget/420/

(2) U.S. spy network's successes, failures and objectives detailed in 'black budget' summary // http://www.washingtonpost.com/world/national-security/black-budget-summary-details-us-spy-networks-successes-failures-and-objectives/2013/08/29/7e57bb78-10ab-11e3-8cdd-bcdc09410972_story.html

(3) Black budget leaked by Edward Snowden gives details of agencies beyond CIA, NSA // http://www.washingtonpost.com/world/national-security/black-budget-leaked-by-edward-snowden-gives-details-of-agencies-beyond-cia-nsa/2013/08/29/a7f20890-10f0-11e3-bdf6-e4fc677d94a1_story.html

(4)The Black Budget // http://www.washingtonpost.com/wp-srv/special/national/black-budget/

(5) http://www.dni.gov/index.php/intelligence-community/members-of-the-ic