В редакцию ИА REGNUM обратилась жительница Казани, активистка родительского сообщества "Русский язык в школах Татарстана" Екатерина Беляева, участники которого борются за право своих детей изучать родной русский язык в тех же объемах, в которых его преподают в других регионах России. В этом году, в связи с принятием нового федерального закона "Об образовании", у родителей в Татарии возникла надежда, что это право будет удовлетворено, однако на деле ситуация осталась прежней. По словам Екатерины, татарстанская этнократия с помощью директоров школ и чиновников горобразования саботирует федеральное законодательство, придумывая всевозможные поводы для сохранения прежнего порядка.

Начался новый, 2013-2014 учебный год, вступил в силу новый закон об образовании. А что у нас? А у нас всё по-старому. Впрочем, по порядку.

В 2012-2013 учебном году у детей 3А класса школы 41 Вахитовского района Казани было не 3, как у большинства, а 4 часа русского языка в неделю, не без стараний родителей, конечно. В начале лета 2013 года встретила директора школы, разговор как обычно зашёл о том, сколько часов русского языка нашим детям положат по учебному плану. Договорились: как будут "спущены" БУПы, директор позвонит, я приду, и будем решать, что с этим добром делать. На том и разошлись. Лето подходило к концу, каникулы неумолимо заканчивались, а вестей из школы не было.

И вот 19 августа, звонок от классного руководителя: "Наиля Галимзяновна просила передать, что в этом году у детей будет 3 часа русского языка". Срываюсь со своей годовалой крохой, иду к директору. Директор долго показывает прошлогодний план, говорит, что на предстоящий год он ещё не составлен и не утверждён, но русского больше не предвидится, потому что на компонент образовательного учреждения выделили всего час и она обязана отдать его на "основы религии". Интересное кино, думаю, и спрашиваю директора о том, почему её не смущает тот факт, что, во-первых, на компонент ОУ должно быть не менее 10% учебного времени (это 2,6 часа в неделю для 4 класса, а значит, не менее 2-х часов в первом полугодии и 3-х - во втором), а во-вторых, почему компонент ОУ так бесцеремонно, без учёта мнения участников образовательного процесса, отдаётся не на тот предмет, который необходим. Детям ведь в конце 4 класса, как и всем, сдавать аттестацию.

Дальше был длинный разговор о равнообъёмном двуязычии и о том, какое отношение к этому имеет литературное чтение на родном (татарском) языке для русскоязычных детей, и чем результат освоения литературного чтения на татарском языке отличается от результата освоения литературного чтения на русском языке. Итогом этого получасового разговора стала договорённость, что мы, родители учащихся 4А класса, пишем коллективное заявление, на основании которого директор школы пишет ходатайство в Управление образования по Вахитовскому району Казани, чтобы они разрешили заменить литературное чтение на родном (татарском) языке на изучение русского языка. Это, к слову, 2 часа в неделю.

Но условие было такое: на сбор подписей дается три дня (и это в конце каникул, когда многих ещё в городе нет). А сразу, как будет собрано 50% подписей, необходимо принести и показать, что они есть, дабы начать готовить ходатайство. Это позволяло директору (с её же слов) к 27 августа завершить все необходимые процедуры и 27 августа утвердить учебный план, а потом отвезти его на утверждение в районный и городской отделы образования.

Единственной просьбой с моей стороны было получение доступа к списочному составу и контактным данных родителей учащихся, поскольку у многих изменились телефоны, а некоторые были вновь прибывшими в тот период, когда я, будучи беременной, а впоследствии - мамой, выпала из активной жизни. Директор сказала, что доступ к этим данным есть только у классного руководителя, после чего была достигнута ещё одна договорённость: я прихожу в 10:00 20 августа (то есть, на следующий день после разговора) и получаю всё необходимое.

Утром 20 августа бегом кормлю детей завтраком, бегу в школу. Время 10:12... На входе мне сообщают, что учитель ушла по району собирать первоклассников... Немало удивлена, захожу к директору. Она подтверждает, что по её поручению учитель отсутствует на месте, заверяет, что сразу, как только учитель появится на месте, мне позвонит. На всякий случай оставляю свой телефон. Звоню учителю. Она немало удивляется, что я её жду, договариваемся встретиться в школе ровно через час. Время 10:18. Иду гулять с детьми. Прихожу в школу, 11:18. Учителя нет. Её опять директор отправила на задание. Как выяснилось потом со словами: "Успеешь", в ответ на возражение, что должна подойти мама ученика. Звоню, снова договариваемся.

Картина маслом - спускается директор со словами: "Вы эту ждёте?", отвечаю, что да, называю учителя по имени-отчеству. Директор предлагает прислать мне данные по электронной почте. Возражаю, говорю, что дождусь. К 12:00 список был у меня! Учитель извинилась, а ведь она ни в чём не была виновата. Директору было плевать, что я с годовалым ребёнком прихожу к назначенному времени. Возникло ощущение, что ситуация директором создавалась специально. Помогло упорство и воля к победе.

21 августа 2013 года родители учащихся 4А класс школы №41 Вахитовского района Казани (17 человек, в то время, как списочный состав - 18) подали заявление на имя руководителя образовательного учреждения с требованием заменить часы, отведённые на изучение "Литературного чтения на родном (татарском) языке" для изучения русского языка. Договорились с директором встретиться 27 августа.

А дальше всё, как в сказке - чем дальше, тем интереснее, хотя и не так насыщено событиями. 27 августа не было ни ходатайства, ни учебного плана. 29 августа их опять не было. Да и какое может быть ходатайство директора школы к Управлению образования с просьбой что-то изменить в учебном плане? По закону - это недопустимо. А по закону, вступившему в силу с 1 сентября, и вовсе запрещено органам управления муниципальным, региональным или федеральным вносить изменения в учебный план.

Сегодня 5 сентября. Третий день занятий. Было 3 урока татарского языка и 1 урок русского языка. Литературного чтения на русском языке не было вовсе. Ну, что, друзья-родители, опять на митинги? Или сразу с детьми в Москву к Владимиру Владимировичу? Говорят, он детишек любит...