На протяжении ряда лет представители белоруской общественности, представляющие различные организации, люди разных возрастов, национальностей и профессий добиваются от властей объявления даты 17 сентября 1939 года Днём Воссоединения белорусского народа (Воссоединения Белоруссии). В 2009 году Александр Лукашенко отметил важность данного события для белорусской истории, однако не решился объявлять 17 сентября памятным или праздничным днём. О своём отношении к дате 17 сентября в интервью ИА REGNUM рассказал белорусский писатель Андрей Геращенко.

17 сентября 1939 года является важнейшей датой для белорусского народа - это начало освободительного похода Красной армии в Западную Белоруссию, начало воссоединения нашего народа. По сути, именно благодаря 17 сентября 1939 года мы имеем нынешние границы, имеем своё государство в его нынешнем виде, в противном случае почти половина Белоруссии была бы до сих пор под польской оккупацией. Наши войска вышли к общепринятой линии Керзона, которая, согласно всем международным оценкам, разграничивала территории проживания поляков и белорусов. Это, безусловно, праздничная и светлая дата, дата конца польской оккупации. Воспользовавшись слабостью Советской России, Польша оккупировала наши западные земли с 1918 по 1939 год. Лишь тогда, когда Польша буквально на глазах развалилась под ударами вермахта, белорусы, наконец, воссоединились - вначале в рамках БССР, а затем СССР.

ИА REGNUM: Ряд польских публицистов подготовили к 17 сентября публикации, в которых утверждали, что именно советские солдаты были захватчиками, убийцами и насильниками и это "преступление до сих пор не получило должного наказания". Многие ли Белоруссии разделяют такой подход к оценкам событий 1939 года?

Польский взгляд на нашу историю для нас неприемлем. Вчера я прочёл материал польского публициста Лешека Петшака "Вторжение варваров" ("Uwazam Rze"), который напомнил мне речи и выступления Йозефа Геббельса, руководствовавшегося принципом "чем чудовищнее ложь, тем легче в неё поверят". Считаю, что дело также в беззубости нашей внешней политики в этом вопросе (как и российской, к слову) и вечном ничем не оправданном заискивании перед поляками. Преступлением как раз была польская оккупация западных земель Белоруссии с 1918 по 1939 годы, когда регулярно унижались национальные и религиозные чувства белорусов. Вторая Речь Посполитая, как называлась тогда Польша, вошла в историю, как предельно тоталитарный режим с элементами крайней религиозной нетерпимости и варварства - уничтожения наследия мировой культуры, храмов, жестоких убийств тысяч попавших к полякам в плен красноармейцев (среди которых было немало белорусов), которые содержались в концлагерях в жутких условиях. В 1926 году в Варшаве варварски был взорван шедевр мировой архитектуры - православный красавец-храм Александра Невского. Пользуясь ситуацией ослабления православия в Советской России, в Польше только в 1918-1920 годах было разрушено множество православных храмов. В 1924-1925 году в Люблине был уничтожен величественный православный храм Воздвижения Честного Креста Господня. В 1938 году на Холмщине при активном участии полиции и войск разрушили большое количество православных сельских храмов, прихожанами которых были жившие здесь много веков украинцы. Без конца напоминая о Катыни, требуя покаяния и осуждения, современная Польша до сих пор не осудила собственные бесчинства против православного населения, белорусов, аресты, пытки и преследования активистов КПЗБ. К слову, в этом году исполнилось 100 лет со Дня рождения великого сына белорусского народа Сергея Притыцкого, посвятившего всю свою жизнь борьбе за освобождение от польской оккупации.

ИА REGNUM: Почему польская интеллигенция постоянно поднимает вопрос о "жертвах Катыни" и никогда - о жертвах польских концлагерей в межвоенный период?

- Катынь - удобная тема, чтобы попытаться уйти от ответственности за варварство и беззаконие польской оккупации наших земель 1918-1939 годов. Польша призывает осудить и не признавать правомочными действия СССР? Тогда нужно говорить и о противозаконности передачи советскими властями Белостокской области Польше. Если бы эта белорусская территория не была передана поляками, а также были бы учтены те жертвы, которые понёс белорусский народ во время Великой Отечественной войны и северная часть Восточной Пруссии была бы передана Белоруссии (что, на мой взгляд, было бы более справедливо), мы имели бы сейчас совершенно иное геополитическое положение с выходом к морю. Я не призываю к перекройке границ, а просто напоминаю о важных моментах истории.

Конечно же, польский народ ни в чём не виноват - эти преступления и беззакония совершались польским руководством. Однако я полагаю, что необходимо хотя бы на общественном уровне создать комиссию по оценке суммы ущерба, нанесённого польской оккупацией 1918-1939 годов белорусскому народу - все разрушенные и уничтоженные храмы и иные объекты могут и должны быть учтены и оценены. Такой же подход правомерен в отношении родственников убитых, замученных, прошедших польские концлагеря людей - существует мировая практика, когда жертвам либо их ближайшим потомкам выплачиваются компенсации. Необходимо составить списки пострадавших, определить примерную стоимость компенсаций и потребовать у руководства современной Польши официального осуждения преступлений польской оккупации белорусских земель 1918-1939 годов, а также выплат компенсаций родственникам и возможно всё ещё остающимся в живых жертвам польских властей оккупационного периода 1918-1939 годов. Беззакония и преступления такого плана не имеют срока давности и не должны оставаться безнаказанными. Здесь мы не одиноки и можно также привлечь к данной работе специалистов из других стран - похожие бесчинства польские власти того периода осуществляли в отношении оккупированных ими территорий Литвы и Чехословакии.

Мы должны потребовать от Польши компенсацию за оккупацию белорусских земель в 1918-1939 годах. День 17 сентября должен получить статус государственного праздника Воссоединения белорусского народа и стать обязательным выходным днём.