Визит члена Общественной палаты Российской Федерации Дениса Дворникова на Кунашир совпал с первой за долгое время поездкой на Южные Курилы министра по делам северных территорий Японии господина Итита Ямамото. Поездка японского чиновника была неоднозначно воспринята в политических кругах нашей страны и стала поводом для нового витка дискуссии о судьбе Курил.

Не все знают на "материке", что авиабилет на Курилы это билет в некотором смысле "лотерейный", выигрышем по которому является своевременный вылет. Погодные условия и частые туманы на островной гряде (в связи с тем, что они разделяют водные массивы с большой разницей температур) могут даже после регистрации пассажира оставить его на 4-5 и даже более дней в ожидании вылета. Так что два дня хорошей погоды сделали первый визит члена ОП и первый визит (за 8 лет) министра по так называемым "северным территориям" Японии практически одновременным. И это очень хорошо, потому что подобные визиты должны обязательно проходить под ненавязчивым, но пристальным вниманием представителей федеральных структур и институтов.

Надо отметить, что визит господина Итита Ямамото был очень тихим и никак не повлиял на размеренную жизнь островитян. Большинство жителей его просто не заметили, так что нет смысла излишне преувеличивать значение частной поездки чиновника. В Южно-Курильске давно работает "Дом Дружбы", где много лет проводятся совместные российско-японские мероприятия, а визиты японских делегаций традиционно проводятся раз в полгода и вносят разнообразие в жизнь острова.

Визит члена ОП Д. Дворникова был организован в рамках совместного проекта с Сахалинским областным судом и Управлением Судебного департамента в Сахалинской области. Целью поездки была встреча с представителями судебной системы, исполнительной власти и правоохранительных органов Южно-Курильского района (район включает в себя острова Кунашир и Шикотан). Поездка носила ознакомительный характер, а объектом изучения - проблемы граждан, живущих на островах и возможные пути их решения с привлечением не только органов государственной власти, но и общественных институтов, включая Общественную палату РФ.

Даже беглый анализ сообщений в СМИ на тему "Курильские острова" позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство материалов и разговоров связаны исключительно с вопросами геополитики и территориальным спором. При этом жизнь простых граждан России, проживающих на островах, остается за кадром, хотя именно защита прав и интересов россиян должна быть основой государственной политики в отношении этих восточных территорий.

В целом же экономические и бытовые проблемы Курил в гипертрофированной форме отражают те сложности, с которыми сталкиваются жители всего Дальневосточного федерального округа, однако имеют свою специфику, не только негативную, но и связанную с уникальными, но, к огромному сожалению, неиспользуемыми возможностями.

Сегодня любой товар, который продается на территории Курил стоит в несколько раз дороже, чем на материке. В первую очередь это результат деятельности мощного лоббистского и административного ресурса перекупщиков и перевозчиков, которые, благодаря сверхприбыли, имеют достаточно возможностей для уничтожения любой инициативы по организации местного производства. При этом существует высокий потенциал для развития многих производственных отраслей, включая сельское хозяйство. Например, на острове существуют хорошие возможности для промышленного животноводства, благодаря естественным природным условиям - обильная кормовая база. Потенциал заметно проявляется в частном секторе, куда руки перекупщиков не доходят - домашняя скотина на пастбищах встречается гораздо чаще, чем в центральных регионах России. Однако на промышленном уровне такой потенциал не используется. Животноводческие фермы уничтожены.

Растениеводство на островах требует определенных вложений. В советский период активно строились парниковые хозяйства, которые позволяли обеспечить немногочисленных жителей Курил свежими овощами по доступной стоимости и приемлемого качества. Сегодня же дешевая и напичканная химией продукция китайского агропрома продается с наценкой в 500-600%. При этом несколько реальных и обеспеченных инвестициями проектов по развитию растениеводства были планомерно загублены, как говорят, не без участия предприимчивых торговцев. Аналогичные казусы имеют место и на Сахалине, а также в других дальневосточных областях и краях.

Общую дороговизну жизни на курильских островах "обеспечивают" и энергетики. Если раньше высокие тарифы на электроэнергию объясняли высокой стоимостью доставки угля и топлива для электростанций, то сегодня этот аргумент уже не работает. Так, на Кунашире введена в действие геотермальная электростанция, ресурсом работы которой является геологическая особенность островов, богатых термальными вулканическими источниками. Таким образом, у Курильских островов есть колоссальное преимущество в виде бесплатного кипятка для обогрева домов и производства электроэнергии. Однако при этом, ни коммунальные, ни промышленные пользователи этих природных преимуществ не ощущают, продолжая платить по завышенным тарифам. На мой взгляд, такое положение вещей требует вмешательства, как минимум федеральной прокуратуры, а учитывая стратегическую важность полноценной жизнедеятельности на островах курильской гряды - строгой оценки со стороны политического руководства страны. Никакие оправдания, связанные с необходимостью "отбить затраты на строительство станции", тут, конечно же, просто не уместны.

Курилы считаются рыбным краем, однако даже с учетом того, что Южные Курилы это часть Российской Федерации, все преимущества от биологического разнообразия прилегающих вод получают японцы. Происходит это по следующим причинам. Японские рыбаки освобождены от каких-либо формальностей, связанных с выходом в море и отловом любых даров моря. Все бумаги, формальности берет на себя рыболовецкий союз. Непосредственно рыбакам нужно только ловить и привозить улов в порт, сдавая его по достойной цене - закупка рыбы у своих рыбаков субсидируется государством.

На этом фоне российские рыбаки для выхода в море должны самостоятельно собрать уйму бумаг и разрешений. Кроме этого, от разных источников приходилось слышать об огромных взятках и примитивном рэкете, которому подвергаются русские рыболовецкие суда и хозяйства. Требования заплатить 10 000 долларов только за разрешение выйти в море - мало кого удивляют. Закупочные цены, как во всех сферах продовольственных закупок в России также формируются исходя из интересов посредников, а не производителей, поэтому рентабельнее отвозить улов в Японию и сдавать его в 5-6 раз дешевле, чем это делают японские коллеги по тяжелому морскому ремеслу. Даже такой вынужденный дисконт выгоднее, чем продажа улова на российские предприятия переработки. В итоге именно японский потребитель и переработчики, а значит и японская казна получают все географические преимущества расположения российских Южных Курил. Уникальный краб, свежая рыба, гребешок, другие морепродукты оказываются на японских, а не на российских столах. Именно поэтому стоимость той же икры в Южно-Сахалинске и Москве практически не отличается. Без серьезного и вдумчивого вмешательства федеральной власти такая позорная для России ситуация не будет разрешена. Напротив, не трудно прогнозировать дальнейшую деградацию важнейшей отрасли.

Любое объявление о повышении социальных выплат и заработной платы бюджетников еще до реализации этой благой инициативы находит пропорциональное отражение на ценниках в магазинах. Некоторые жители говорят: "Уж лучше бы тайно поднимали зарплаты, чтобы торгаши не знали, что у нас прибавка в 5%". Получается, что и в этом случае, когда государство пытается проявить заботу о людях, выгодополучателем оказывается продуктовый посредник.

Безусловно, есть позитивные моменты. На острове Кунашир построен асфальтовый завод и стали появляться дороги с хорошим покрытием. В скором времени они должны сделать удобным проезд по всему острову. Разрабатываются карьеры для обеспечения собственного не привозного сырья. Это важно для удержания стоимости строительства дорог. Активно ведется строительство жилья. Весь Южно-Курильск - это двухэтажный городок. Новые дома выделяются приятной расцветкой и благоустроенной дворовой территорией. Однако цены на жилье остаются очень высокими, сопоставимыми даже с Москвой.

Закупается новое - второе судно для регулярных морских рейсов на остров. Сообщение с Сахалином и материком имеют огромное значение для развития Курил. В этом отношении также помогают новые самолеты "Сахалинских авиатрасс", которые регулярно летают на острова.

Сегодня существует уникальная возможность навести порядок на островах. Встреча с председателем районного суда Тамарой Косыгиной, вновь избранным мэром Южно-Курильска Василием Соломко, представителями правоохранительных органов, дают повод для оптимизма и понимание того, что есть ответственные руководители, заинтересованные в эффективном развитии и улучшении жизни граждан. В частности, говоря о судебной системе Южных Курил, можно ответственно заявить о полной независимости и неподкупности суда. Что, кстати, вызывает недовольство некоторых отстраненных работников системы.

Помимо эффективной борьбы с криминалом, необходимо приложить все усилия для того, чтобы стимулировать производственную деятельность на островах. Важно не только создать налоговые и иные административные преференции, но и обеспечить защиту от посягательств со стороны укоренившейся так называемой "торговой мафии", для которой появление на прилавках местной продукции означает конец эпохи сверхприбыли. Однако остались люди, которые помнят, что Южные Курилы славились не только рыбой, но и свежим мясом и другими товарами, которые производились на островах.

Существуют и весьма специфические проблемы жизни островов. Тот же Кунашир это замкнутое пространство длинной 120 и шириной (в среднем) около 13-15 километров. Большая часть острова это территория заповедника, поэтому жизненное пространство весьма ограничено. При этом часто происходят небольшие, но чувствительные землетрясения. Для школьников и молодых людей большой проблемой является социализация и выбор профессии, планирование карьеры в условиях нестабильности. Все эти проблемы создают большое психологическое напряжение. Практическим решением могла бы стать организация работы специалиста психолога, а лучше нескольких. Однако подобных ставок, ни в медицинских, ни в образовательных учреждений нет. Жители Кунашира обратились с просьбой оказать помощь в создании такой ставки. Надеемся, представители федеральных ведомств пойдут навстречу.

Денис Дворников - член Общественной палаты РФ