ИА REGNUM представляет военный дайджест - десятку наиболее громких событий военного характера за истекшую неделю.

1. Минобороны Ирака хочет купить в России БТР-82 вместо украинских БТР-4

В ходе выставки RAE-2013 в Нижнем Тагиле делегация Минобороны Ирака обсудит с представителями Рособоронэкспорта и Курганмашзавода возможность закупки российской бронетехники. Как рассказал еженедельнику "ВПК" информированный источник в оборонно-промышленном комплексе, иракских военных интересуют бронетранспортеры БТР-82, а так же возможные варианты модернизации уже имеющегося парка советских БТР и БМП, поставленных в 1980-х годах. В ходе выставки представители минобороны Ирака ознакомятся с бронетехникой и проведут закрытые переговоры. Одной из причин интереса к российским БТР собеседник издания назвал проблемы с закупленными ранее украинскими БТР-4.

Расследование в отношении поставок Украиной Ираку оружия выявило коррупцию в части продажи 420 бронетранспортеров, из которых на данный момент поставлены лишь порядка 100 машин, несмотря на то, что с момента ратификации контракта прошло несколько лет.

2. Конгрессмен назвал планы вывести штурмовики А-10 из боевого состава "позором"

Американский конгрессмен, член Комитета по вооруженным силам Рон Барбер (Ron Barber) и восемь его коллег создали двухпартийную группу для противодействия выводу из боевого состава ВВС США штурмовиков А-10 Thunderbolt 2, сообщает aereo.jor.br. Барбер заявил, что А-10 является "рабочей лошадкой, проверенной в бою, которая обеспечивает критически важные боевые возможности для наших войск".

Штурмовики А-10 являются основными боевыми самолетами на базе Дэвис-Монтан, где базируется 355-е авиакрыло (82 штурмовика). А-10 по прозвищу Warthog ("Бородавочник") высоко оценен наземными войсками за его высокие возможности по непосредственной авиационной поддержке. Барбер написал письмо в поддержку А-10 министру ВВС Эрику Фаннингу (Eric Fanning) и начальнику штаба ВВС Марку Уэлшу-третьему (Mark Welsh III), письмо подписали конгрессмены, как республиканцы, так и демократы.

"В ходе операции "Буря в пустыне" штурмовики А-10 уничтожили 4000 военных транспортных средств и артиллерийских орудий. В операциях "Несокрушимая свобода" и "Иракская свобода" А-10 выполнили почти треть всех боевых вылетов", говорится в письме. Помимо задачи непосредственной авиационной поддержки наземных войск штурмовики принимали участие в поисково-спасательных операциях, сопровождая вертолеты.

С прошлого года штурмовики оснащаются новыми крыльями и авионикой. Эти нововведения позволят сохранить их в эксплуатации по крайней мере до 2028 года. Но Пентагон планирует секвестр расходов на миллиарды долларов, и штурмовики могут преждевременно пойти на металлолом. "Это позор. Я всегда выступал против такого бездумного секвестра, призываю и прошу моих коллег предпринять все меры, чтобы положить этому конец. Национальная безопасность и защита наших военных должны быть превыше всего", подытожил письмо конгрессмен.

3. Состоялась торжественная церемония принятия на вооружение серийного истребителя 5-ого поколения F-35

На базе Хилл ВВС США (шт. Юта) проведена торжественная церемония по прилету первого стелс-истребителя пятого поколения F-35A Lightning-2, сообщает Military Times 22 сентября. На церемонии в пятницу принял участие сенатор Оррин Хэтч (Orrin Hatch). Истребитель прибыл на базу 13 сентября с базы Неллис (Невада, 422-я испытательно-оценочная эскадрилья). Компания Lockheed Martin и Воздушный логистический комплекс Огден будут совместно вырабатывать государственно-частное партнерство. На базе Хилл могут быть размещены первые две строевые эскадрильи истребителей F-35A. В конечном итоге истребители F-35 трех версий заменят боевые тактические самолеты А-10 и F-16 (ВВС), F/A-18 (авиация ВМС), F/A-18 и AV-8B (авиация Корпуса морской пехоты).

Выступавшие на церемонии ораторы заявили, что появление F-35 на базе Хилл позволит сохранить ее жизнеспособной еще в течение многих десятилетий.

4. На новые истребители у Белоруссии денег нет

В 2014 году планируется возобновить работы по модернизации боевых самолетов МиГ-29 для Военно-воздушных сил Белоруссии. Об этом на днях сообщил заместитель главного инженера 558-го авиаремонтного завода (Барановичи) Александр Воробей. Он подчеркнул, что у белорусских военных "нет возможности закупать новые истребители". По словам специалиста, ранее на предприятии уже были модернизированы четыре таких истребителя, которые стоят на вооружении ВВС страны. При этом Воробей отметил, что на заводе помимо белорусских модернизируются и истребители МиГ-29 ВВС иностранных государств. Модернизация МиГ-29 производится в процессе капремонта, когда самолет расстыковывается на агрегаты.

Напомним, что после своего образования в 1992 году ВВС Белоруссии получили в наследство от распавшегося Советского Союза практически всю авиационную технику, базировавшуюся в этот момент на белорусской территории. В это число вошло и более 80 истребителей МиГ-29 версий 9-12 и 9-13. Однако руководство страны сочло, что таких машин чересчур много, и было решено часть продать за границу. В 1996 году 18 истребителей МиГ-29 (включая две "спарки" МиГ-29УБ) было поставлено в Перу. Еще 31 такой самолет в течение 1999-2002 годов приобрел Алжир. Все они прошли предпродажную подготовку на 558-м авиаремонтном заводе.

В целом в процессе переоборудования исходного МиГ-29 по программе МиГ-29БМ в состав бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) вводится 23% новых блоков, а еще 6% подвергается доработкам. По оценкам авторов программы модернизации, в результате усовершенствований комплекса оборудования и расширения номенклатуры вооружения боевой потенциал самолета МиГ-29БМ по сравнению с серийным МиГ-29 возрастает при решении задач класса "воздух - воздух" на 80%, класса "воздух - поверхность" - в 4 раза. Испытания первого МиГ-29БМ были успешно завершены к июлю 2003 года. На воздушном параде в честь 60-летия освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков 3 июля 2004 года было продемонстрировано уже звено из четырех МиГ-29БМ, которые Александр Лукашенко назвал "суперсовременными самолетами".

5. Разработку турецкого истребителя оценили в 33 миллиарда долларов

Министерство обороны Турции в ближайшие несколько лет потратит на программу создания и закупки нового собственного истребителя TF-X 31-33 миллиарда долларов, сообщает Defense News со ссылкой на несколько источников в турецком оборонно-промышленном комплексе. При этом, если закупка американских перспективных истребителей F-35 Lightning II будет продолжена по графику, расходы страны на боевую авиацию превысят $50 млрд.

По предварительной оценке, создание восьми летных прототипов нового боевого самолета обойдется Анкаре примерно в $10 млрд. После завершения испытаний и принятия истребителей TF-X на вооружение, они могут быть закуплены в количестве 200 единиц. Стоимость каждого самолета составит около $100 млн. Таким образом, совокупные расходы Турции на этот проект составят $31 млрд - $33 млрд.

Прежде чем начнется строительство первых летных прототипов истребителя, Турции необходимо будет выбрать один из реактивных двигателей, уже доступных на рынке. Необходимо также проработать технико-экономическое обоснование, на основании которого премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган будет принимать решение о производстве TF-X. Согласно действующему графику, первый полет нового боевого самолета должен состояться в 2023 году, в год столетия основания Турецкой Республики. Производство TF-X планируется начать в 2021 году, а первые истребители будут переданы ВВС Турции в 2025 году. Последний самолет такого типа ВВС получат в 2035 году. Ожидается, что в составе турецких военно-воздушных сил TF-X прослужат по меньшей мере до 2060 года.

6. В Иране показали принятые на вооружение внедорожники "Сепехр" с реактивной пусковой установкой "Фалак"

В иранских городах состоялись ежегодные парады в память о "Священной обороне" - войне с Ираком в 1980-88 гг. Основной парад, как всегда состоялся в Тегеране, где впервые на трибуне стоял новый президент Ирана Хасан Роухани. В этот раз на параде на параде было немного новинок, даже не было некоторых машин, что ранее показывались. Пожалуй самым интересным стало появление внедорожника "Сепехр" с двумя направляющими реактивными пусковыми установками "Фалак" (Falagh). Хотя эта система была разработана в Иране много лет назад, но она практически не появлялась на кадрах из Ирана, за исключением рекламных буклетов иранского ВПК, зато была замечена на вооружении правительственных войск в Сирии и ливанского движения "Хизбалла". И вот, такое впечатление, что убедившись в эффективности этих систем в городских боях в Сирии, иранские военные решили взять их на вооружение и для себя.

Отличительной чертой реактивных снарядов Фалак, является небольшая дальность при очень мощной боевой части. Так у Фалак-1 при дальности в 10 км, общем весе РС в 113 кг, вес БЧ составляет 50 кг, у Фалак-2 при дальности в 10,8 км и общем весе РС в 255 кг, вес БЧ составляет 117 кг. Можно предположить, что разработка этих систем началась во второй половине ирано-иракской войны, когда для многих участков фронта были характерны затяжные позиционные бои, и такие мощные реактивные снаряды могли быть использованы против укрепленных вражеских позиций. Однако, по всей видимости, к моменту окончания разработки системы "Фалак" оказались невостребованными и были выпущены в очень ограниченном количестве.

7. Компания "Сикорский" начала сборку революционного вертолета S-97 Raider

Компания Sikorsky начала окончательную сборку прототипа вертолета S-97 Raider, сообщает Defense News 23 сентября со ссылкой на представителей фирмы. Первый полет прототипа, который участвует в программе AAS (Armed Aerial Scout - легкий вооруженный разведывательный вертолет) армии США, намечен в конце 2014 года.

Конструкция основана на технологиях скоростного вертолета Х-2, разработанного компанией в конце 2000-х годов, но имеет увеличенный вес и размеры. Х-2 был рассчитан на одного пилота, масса вертолета 5000 фунтов (2270 кг), но Raider имеет массу 11000 фунтов (5000 кг) и способен перевозить до шести солдат в конфигурации транспортной машины. В режиме ведения разведки пространство салона может быть использовано для размещения дополнительного оборудования или вооружения. Скорость вертолета должна превышать 220 узлов (более 400 км/ч), должен маневрировать на перегрузках 3g, выходить на потолок 10000 футов (более 3000 м) под углом 95 град.

Фюзеляж был собран компанией Aurora Flight Sciences (Западная Вирджиния) и доставлен на объект компании Sikorsky в Уэст Палм Бич (Флорида) 20 сентября. Корпус, выполненный из композитов, успешно выдержал испытание на скорости 230 узлов попаданиями птиц, и показал очень низкое аэродинамическое сопротивление.

Программа AAS направлена на замену парка вертолетов OH-58 Kiowa, которые находятся на вооружении с конца 1960-х годов. Победитель программы будет производить и обслуживать вертолеты далеко за пределами 2050-х годов. Если сроки вывода прототипа на испытания будут выдержаны, создание S-97 с чистого листа до летных испытаний составит всего 48 месяцев, что значительно быстрее, чем это обычно делается в оборонной промышленности. Компания рассчитывает, что стоимость вертолета с полным составом оборудования составит не более $15 млн. Экспортный потенциал вертолета "исчисляется сотнями машин".

8. Истребитель 5-ого поколения J-31 предназначен исключительно для экспорта - китайский адмирал

Второй тип китайского стелс-истребителя пятого поколения J-31, разработанный Шеньянской авиастроительной корпорацией, будет производиться исключительно на экспорт, заявил адмирал Чжан Чжаочжон (Zhang Zhaozhong) газете "Жэньминь жибао". Однако американское военное издание Strategy Page полагает, что J-31 обладает потенциалом стать в будущем палубным истребителем ВМС НОАК, но адмирал заявил, что вряд ли этот истребитель будет базироваться на борту китайских авианосцев. В отличие от J-20, разработанного Авиапромышленной группой Ченгду, этот самолет (J-31) никогда не был предназначен для оснащения военной авиации Китая.

Как и истребитель FC-1/JF-17, разработанный совместными усилиями Китая и Пакистана, J-31, скорей всего, является экспортной моделью, которую могут приобрести такие страны, как Северная Корея и Иран. Китайские истребители значительно более дешевы, чем американские, могут экспортироваться для оснащения ВВС развивающихся стран, даже тех, которые имеют возможность закупать военную технику из США.

Модель J-31 впервые показана на выставке в Чжухае в ноябре прошлого года, где самолет был представлен как истребитель для экспорта и назван Advanced Fighter Concept ("Передовая концепция истребителя"). Истребитель вновь представлен на открытии Пекинской международной авиавыставки 25 сентября с новым названием China Concept Fighter ("Китайская концепция истребителя"). Но источники из государственной авиастроительной корпорации AVIC сообщили "Женьминь Жибао", что представленная модель не является J-31.

9. Китай разрабатывает бомбардировщик, подобный американскому В-2

Китай разрабатывает новый стратегический бомбардировщик, по внешнему виду подобный американскому В-2, сообщают японские СМИ. Как пишет mil.sohu.com, пока по данной программе нет никакой ясности, известно лишь, что Китай модернизирует свои бомбардировщики Н-6 (Ту-16), а также проявляет интерес к закупкам российских бомбардировщиков Ту-22М и Су-34.

Однако высказываются мнения, что Китаю не нужен новый стратегический бомбардировщик, к тому же до сих пор не было никаких официальных сообщений Пекина о существовании подобной программы. Тем не менее, схема "летающее крыло" является наиболее оптимальным для разработки такого самолета, так как позволяет иметь большой внутренний объем и прекрасные стелс-характеристики.

В китайской блогосфере нет недостатка в фантазиях на тему, каким должен быть новый бомбардировщик. Сообщается, что с середины 1990-х годов силами Сианьского проектного института и Сианьского авиационного завода разрабатывается проект Н-7 с четырьмя двигателями "Тайхан" (замещение ТРДДФ АЛ-31Ф). Боевая нагрузка самолета "с обычной аэродинамической компоновкой" 18 т (вариант - 12 крылатых ракет "Красная птица-3" с дальностью пуска 3000 км, каждая оснащена ядерной боеголовкой мощностью 350 кт), максимальная скорость М 1,4, дальность не менее 10000 км с возможностью дозаправки в воздухе. Бомбардировщик, взлетев с базы в Хейлуцзяне, способен наносить удары по всей территории Северной Америки. На вопрос, почему бомбардировщик разрабатывался по нормальной схеме, говорится, что в то время Китай имел только опыт модернизации бомбардировщиков Н-6, не обладал знаниями по новым аэродинамическим схемам и пытался создать самолет на основе хорошо изученной конструкции (использовался опыт создания истребителя-бомбардировщика JH-7A).

Сообщается также о разработке более амбициозной модели - гиперзвукового воздушно-космического бомбардировщика Н-9. Этот самолет должен быть оснащен четырьмя ТРДДФ и двумя прямоточными двигателями. ТРДДФ используются для "обычных" полетов со скоростью 2-3М, при достижении высоты более 15000 м включаются прямоточные двигатели, которые позволяют самолету достигать высоты около 100 км и развивать скорость 8М. Такой бомбардировщик сможет за 2-3 часа поразить цели в любой точке Земли.

10. Первые боевые машины "Курганец-25" будут показаны во время парада Победы

В расчет парада Победы 2014 года войдут 16 гусеничных боевых бронированных машин (ББМ) данного семейства Задачу подготовить машины к параду поставил лично руководитель правительства. Как сообщил корреспонденту еженедельника "Военно-промышленный курьер" представитель "Курганмашзавода", сейчас на платформе "Курганец-25" сделаны БМП, БТР и БРЭМ. По его словам, БМП и БТР отличаются только вооружением. Дмитрий Медведев, как сообщил источник, остался очень доволен встречей с представителями завода. В отличие от танка "Армата" и колесного БТР "Бумеранг", представленных макетами, перспективные гусеничные ББМ реализованы полностью, готовы и на ходу.