Нет худа без добра. Решение российского президента отменить усиленный режим таможенного досмотра на границе с Литвой, принятое сразу после встречи с калининградским губернатором, очевидно, отразится на политической карьере главы российского эксклава. Опуская версии типа "Путин и Цуканов разыграли литовскую карту", ясно одно - за один день Николай Цуканов превратился в политическую фигуру региона Балтийского моря.

Это мнение разделяет, прежде всего, европейский бизнес. В частности, президент Ассоциации иностранных инвесторов в Калининградской области Стефано Влахович уже констатировал: "Цуканов вышел на главу государства, специально летал в Москву заниматься этой проблемой и решил ее".

Все понимали, что в накалившихся российско-литовских отношениях заложником ситуации стала Калининградская область. Такое уже было не раз, но всегда федеральный центр напевал песенку "Отряд не заметил потери бойца". Сегодня "боец" поднялся и пробился к генералу.

И главное, на мой взгляд, в этой истории не продуктовая истерия калининградцев по поводу застрявших на границе бананов или йогуртов с крыжовником. Людей, изолированных от "большой России", задел психологический момент как в шахматной партии: Россия вновь пожертвовала своим самым западным регионом (пусть он будет белым конём), когда можно было им сходить более удачно, сделав, например, вилку.

Калининградский губернатор, вынужденный на встрече с президентом буквально лавировать между российской государственностью и региональной самостоятельностью (это заметно даже в беглом семантическим анализе стенограммы беседы), вышел из Кремля маленьким наполеоном. Не в историческом, конечно же, смысле. Теперь литовцы должны молиться на соседа-губернатора.

Сейчас важно не размыть этот потенциал в работе с соседями. Прежде всего, с литовским народом. Благо, повод имеется. 1 января 2014 года Литва празднует 300 лет со дня рождения поэта Кристийонаса Донелайтиса, которого прибалтийцы именуют "литовским Пушкиным".

По иронии истории, творческая колыбель Донелайтиса находится в Калининградской области. И Калининград должен на деле показать Вильнюсу, как надо строить добрососедские отношения, проведя свою часть юбилея на европейском уровне. Может быть, тогда литовскому народу станет стыдно за то, что в Литве в 2012 году был проигнорирован российский юбилей - 150-летие со дня рождения премьера Петра Столыпина, когда Вильнюс отказался восстанавливать столыпинскую усадьбу под Каунасом (тем временем Россия восстанавливает дом Донелайтиса под Калининградом).

Важнее другое - Россия в лице Калининградской области может предложить Литве отказаться от политической заповеди "око за око, зуб за зуб", делая акцент на тесном межрегиональном сотрудничестве.

Особенно это будет важно в последующие пять лет, которые в Калининграде пройдут под знаком подготовки к Чемпионату мира по футболу. В этой связи маленькая федеральная победа калининградского губернатора важна в работе со вторым соседом - Польшей.

По всей видимости, Варшава, учитывая её опыт Евро-2012 и близость к Калининграду, станет "генеральным менеджером" строительства в российском эксклаве объектов инфраструктуры к ЧМ-2018. И губернатор "обвода Калининградского", умеющий решать стратегические вопросы в Москве, это совсем неплохая партия.