"Они могут своих девиц поставлять на экспорт, мы - бензин. Большего в этой ситуации трудно ожидать. Жёстко, но это так", - заявил 9 октября корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Леонид Заико, комментируя возможности извлечения выгод официальным Минском от интеграции Украины с Евросоюзом.

Напомним, 1 октября после доклада Александру Лукашенко председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович заявил, что намерение официального Киева подписать соглашение об ассоциации с ЕС не должно негативно сказаться на объемах белорусско-украинской торговли. "В этой ситуации Белоруссия ни в коем случае не должна потерять торговлю с Украиной, а может быть, даже найти определенные плюсы. У нас там очень большой рынок".

После этого, 7 октября в Минске Александр Лукашенко во время переговоров с председателем Кабмина Украины Николаем Азаровым заявил, что намерение официального Киева сблизиться с Евросоюзом и НАТО не должно стать препятствием для полноправного членства постсоветской республики в других интеграционных объединениях - Таможенном союзе Белоруссии, России и Казахстана, а также в ЕЭП и Евразийском союзе. Лукашенко заявил, что "Украина подписывает соглашение об ассоциации с Европейским союзом - это уже практически свершившийся факт", подчеркнув при этом: "Важно другое: чтобы соглашение само и последующие не закрывали для Украины сотрудничество с Единым экономическим пространством, нашим Таможенным союзом".

По мнению Заико, официальный Киев определился с приоритетами, выбрав Брюссель, а не Москву. В сложившейся ситуации Лукашенко и Мясникович пытаются сгладить ощущение потери и приукрасить действительность, считает независимый эксперт.

"Заявления Лукашенко - оно такое "соседское", и вполне понятно, почему он так сказал", - сказал Заико. Он напомнил, что "Москва говорила о перспективах возможных санкций" в случае, если официальный Киев выберет интеграцию с Евросоюзом, в Кремле рассчитывали на солидарную позицию стран Таможенного союза по "украинскому вопросу".

Эксперт отметил, что у президента РФ компетентные советники, если в Москве чётко понимают: с вступлением в силу соглашения об ассоциации с ЕС на украинский рынок хлынут товары из Евросоюза и поток этих товаров устремится на российский рынок. Поэтому Российская Федерация, заявил журналистам 8 октября на саммите АТЕС президент России Владимир Путин, вынуждена думать о защитных мерах.

"Идёт разграничение общего экономического пространства: Таможенный союз - Европейский союз. И в этой ситуации не надо быть котом Леопольдом: у сторон разные политические интересы и эти интересы следует отстаивать, - сказал белорусский экономист.

Комментируя ожидаемые выгоды официального Минска от интеграции Украины с Евросоюзом, эксперт отметил, что глава правительства Белоруссии сделал странное заявление о намерении "найти определенные плюсы" в сложившейся ситуации. "Мясникович, говоря о подобных планах, наверное, был после бутылки хорошей украинской горилки или виски", - сказал он.

"Главный плюс для Белоруссии в нынешней ситуации - покупать российскую нефть дешевле и продавать нефтепродукты подороже", - сказал Заико. Белоруссии трудно предложить что-то ещё, что пользовалось бы на внешних рынках таким же спросом, констатировал экономист. Он отметил также, что соседняя Украина также не располагает возможностями представить на мировом рынке некий высоколиквидный ассортимент - обе постсоветские республики рискуют превратиться в "магазины китайских товаров".

Как сообщало ИА REGNUM, президент Украины Виктор Янукович, продолжая дело своих предшественников на этом посту, отдал приоритет "евроинтеграции": подписание соглашения об ассоциации Украина-ЕС планируется в ноябре, во время вильнюсского саммита стран-членов программы ЕС "Восточное партнёрство". Эксперты в Киеве, Москве и Брюсселе отметили, что данный шаг официального Киева негативно скажется на доступе украинских товаров на рынки России и её партнёров по Таможенному союзу. Несмотря на такое решение официального Киева, заявил 8 октября на саммите АТЕС президент России Владимир Путин, российские банки открыли Украине кредитные линии на $750 млн, а "Газпром" помог заполнить украинские газохранилища российским газом по цене в $260 за 1 тыс кубометров.