Прошло немногим более недели как завершилось очередное заседание Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (далее ПА OБCE), которое проходило в Будве (Черногория) с 13 по 15 октября 2013 года. Программой заседания было предусмотрено рассмотрение столь актуальных вопросов, каковыми являются: положение в Сирии, противодействие терроризму и транснациональным угрозам на пространстве ОБСЕ и защита прав человека, последствия финансово-экономического кризиса в сфере безопасности и интеграция различных обществ. Обсуждения, казалось бы, этих разных вопросов выявили их глубокую взаимосвязь, обусловленную, в первую очередь, глобализацией. Чтобы этот вывод не оказался лишь риторическим утверждением, несколько подробнее остановимся на сути имевших место дебатов.

Итак, немногим более года назад в Тиране на заседании ПА ОБСЕ во время последнего заседания со стороны турецкой делегации в повестку скоропалительно был внесен проект заявления, в котором в одностороннем порядке оценивались события в Сирии с резким осуждением действий правительства Башара Асада при одновременной идеализации усилий Турции по приему и размещению сирийских беженцев на своей территории. На мой вопрос докладчику - руководителю турецкой делегации Эмину Онену о том, что с принятием декларации есть ли у турецкой стороны гарантии, что из оружия, поставляемого Турцией боевикам, не будут убивать мирных граждан Сирии, в том числе сирийских армян, как это имело место быть за неделю до данного обсуждения, как и следовало ожидать, вразумительного ответа на поставленный вопрос так и не поступило.

Более того, не последовало никакой осуждающей оценки в адрес боевиков-каннибалов, противостоящих правительственным войскам. Серьезные сомнения относительно необходимости принятия данного заявления по Сирии были и у российской делегации, которая воздержалось при голосовании. Против принятия декларации голосовала лишь армянская делегация, в единственном числе. Примечательно, что спустя пять месяцев о положении в Сирии говорилось и на Венском (февраль 2013г.) заседании ПА ОБСЕ, причем турецкая делегация всячески подчеркивала конструктивную роль своей страны, а отдельные ораторы из стран Запада, касаясь вопросов сирийского урегулирования, недвусмысленно, а порой в открытую критиковали якобы деструктивную позицию России в поиске путей урегулирования сирийского кризиса.

И вот в ходе недавно завершившегося в Будве заседания ПА ОБСЕ во время дебатов о положении в Сирии сложилось впечатление, что наконец-то преодолена "разруха в головах" немалого числа парламентариев. Четко просматривалось, что президенту России удалось-таки найти ключ к политическому урегулированию сирийского кризиса, причем совместно с США. Примечательно, что совместные усилия президентов России и США в этом сложном процессе были высоко оценены со стороны представителей делегаций разных стран. Были также и восторженные отклики в связи с награждением Организации по запрещению химического оружия Нобелевской премией мира 2013 года. Будучи очевидцем подобной эволюции в сознании своих коллег по ПА ОБСЕ, естественно, что ваш покорный слуга не мог не выступить. Чтобы не утомлять читателя подробным изложением моих выступлений, скажу лишь о их сути. Мною было констатировано: прошедший год показал, что оценки, содержащиеся в заявлении, принятом на ПА ОБСЕ по положению в Сирии, а также выступления парламентариев абсолютно не отражали истинное положение вещей, более того, представляли собой односторонний подход в оценке происходящих в этой стране событий. В то же время вооружение, передаваемое оппозиции Сирии, как показали многочисленные факты, зачастую попадало в руки боевиков-террористов, аффилированных с "Аль-Каидой".

В итоге за прошедший год десятки тысяч мирных граждан Сирии погибли от рук боевиков-террористов, а сотни тысяч сирийцев стали беженцами. Только в Армении получили приют более десяти тысяч сирийских армян. По указанию президента Армении Сержа Саргсяна в нашей стране уже функционируют школы для детей сирийских беженцев, преподавание в которых ведется на армянском и арабском языках. Я вынужден был ответить и на выступление руководителя турецкой делегации Эмина Онена o том, что сотни тысяч граждан Сирии погибли не от использования химического оружия, а в результате боевых действий. Мною было замечено, что, к сожалению, турецкий парламентарий обошел молчанием вопрос о том, а сколько мирных граждан было убито боевиками, которые вооружаются со стороны Турции. Одновременно парламентариям ПА ОБСЕ было предложено хотя бы сейчас, когда намечаются положительные сдвиги в политическом урегулировании сирийского кризиса, воздерживаться от односторонней трактовки положения в Сирии.

Считаю, что принципиальным было мое замечание в адрес своих коллег по ПА ОБСЕ о том, что в нашей работе все еще продолжает иметь место применение двойных стандартов при оценке даже вполне конкретных событий. Свое утверждение я обосновал констатацией бесспорного факта об исключительной личной роли президента России Владимира Владимировича Путина в вопросе склонения сирийского руководства присоединиться к Конвенции ООН о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 29-го апреля 1997-го года. Более того, было констатировано, что благодаря усилиям российского руководства было дезавуировано намерение руководителей ряда стран Запада нанести военные удары по вооруженным силам правительства Сирии. Далее мной был озвучен призыв к справедливости и принятию той простой истины, что уж если по-честному, то Нобелевскую премию мира следовало бы присудить президенту России Владимиру Путину, инициатору разоружения Сирией арсеналов химического оружия, а не "инструменту", осуществляющему мониторинг этого разоружения. С удовлетворением хочется отметить, что мое замечание если не со всеобщим одобрением, но с пониманием и без возражений было воспринято со стороны всех делегаций ПА ОБСЕ.

При этом мною был также отмечен бесспорный факт проявления доброй воли со стороны президента США Барака Обамы, подержавшего инициативу своего российского коллеги. Особо было отмечено, что с первых дней внутрисирийского противостояния президент Армении Серж Саргсян с самых высоких международных трибун неоднократно отмечал безальтернативность мирного урегулирования сирийского кризиса. Я счел очень важным несколько подробнее остановиться на отдельных оттенках, которые выявились в ходе суждения положения в Сирии, с одной целью. Так, за прошедший год последовательная и принципиальная позиция российского руководства в урегулировании сирийского кризиса не только была положительно воспринята со стороны большинства делегатов ПА ОБСЕ, но и в целом стала, хочется верить, подспорьем для более глубокого осмысления новой весомой роли Российской Федерации в современном крайне неспокойном мире.

Не менее бурные обсуждения в ПА ОБСЕ развернулись при обсуждении вопроса "Противодействие терроризму и транснациональным угрозам на пространстве ОБСЕ и соблюдение прав человека". Всестороннее обсуждение этого вопроса было предрешено содокладом руководителя делегации Российской Федерации в ПА ОБСЕ Николая Дмитриевича Ковалева. Профессиональное и глубокое изложение сути проблемы, постановка казалось бы простых вопросов, но которые почему-то выпадают из поля зрения, со стороны содокладчика выявили серьезные проблемы в противодействии терроризму как в глобальном масштабе, так и на пространстве ОБСЕ. Убедительным свидетельством объективности приведенных в докладе Николая Ковалева доводов явилась последняя террористическая атака, имевшая место в столице Кении Найроби. Примечательно, что многие из выступивших по этому вопросу делегатов ПА ОБСЕ фактически разделяли недавно высказанную позицию президента России о том, что одной из причин терроризма является бедность, крайне неравномерное распределение глобального валового внутреннего продукта, как среди отдельных государств, так и внутри самих стран.

Я посчитал необходимым в своем выступлении по данному вопросу обратить внимание делегатов ПА ОБСЕ на тот факт, что Республика Армения вот уже почти 19 лет почти еженедельно подвергается террористическим атакам со стороны Азербайджана, когда снайперскому обстрелу подвергаются мирные граждане пограничных с Азербайджаном сел, которые расположены в сотнях километров от линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Нагорно-Карабахской Республики. Более того, услышав доклад генерала армии Николая Ковалева ни у кого из депутатов ПА ОБСЕ не осталось сомнений, что мир столкнулся с объединенным террористическим "интернационалом", против которого все еще не сформирован единый плацдарм антитеррора. В своем выступлении пришлось привести пример из недавнего прошлого, когда в 1992 году против сил самообороны Нагорного Карабаха воевали в том числе и отъявленные террористы, в частности, печально известный руководитель террористической организации "Международная исламская миротворческая бригада" Амир Ибн аль-Хатаб. Этот пример я привел вовсе неслучайно. Так как в 90-ые годы отряды чеченских боевиков в немалой степени были сформированы боевиками-членами известных террористических организаций, которые почему-то и самой ПА ОБСЕ в те годы характеризовались в качестве борцов за свободу и независимость Ичкерии. Бесспорно, что Россия, почему бы нет и Армения в 90-ые годы накопили большой опыт по организации борьбы с террористической угрозой. В то время накопился положительный опыт в деле координации усилий спецслужб стран СНГ. Обсуждение столь важного вопроса выявило, что и в наши дни чувствуется острая необходимость координации усилий государств-членов ОБСЕ по объединению и систематизации усилий в борьбе с международным терроризмом. Именно благодаря усилиям российских и армянских спецслужб, руководимых в те годы Николаем Ковалевым и нынешним президентом Армении Сержем Саргсяном, было предотвращено множество террористических угроз как на территории России, так и на территории Армении и Нагорно-Карабахской Республики и тем самим были спасены жизни сотен и тысяч людей. Для армянского народа борьба с международным терроризмом имеет исключительное значение, так как и в наши дни от рук террористов гибнут десятки наших соотечественников в Ираке, Египте, Сирии...

Мысленно подводя итоги обсуждения и этого вопроса, можно было сделать вывод о том, что в настоящее время многие и многие делегации ПА ОБСЕ совершенно по иному склонны оценивать действия российских властей в особенности на Северном Кавказе. Более не слышны стенания относительно подавления якобы национально-освободительного движения в этом регионе России, поубавилась прыть отдельных "рьяных" поборников соблюдения прав человека, а на поверку прав отъявленных террористов, прикрывающихся заученными лозунгами о демократии, о борьбе с притеснениями и "удушением" свободы в национальных автономиях. Такие перемены в настроениях депутатов ПА ОБСЕ являются новым подтверждением правильности курса российского руководства, нацеленного на последовательную борьбу против терроризма, искоренение причин, порождающих террор.

Не менее интересное обсуждение на ПА ОБСЕ развернулось в ходе обсуждения темы "Последствия финансово-экономического кризиса в сфере безопасности". Примечательно, что несмотря на множество факторов, подтверждающих, что мировой финансово-экономический кризис все еще не преодолен, ПА ОБСЕ была склонна проанализировать не причины продолжающегося кризиса, а акцентировать внимание на преодоление его последствий. Пришлось выступить и по данному вопросу и поделиться своим видением текущего состояния дел в мировой финансовой системе и глобальной экономике. Прежде всего, пришлось напомнить делегатам ПА ОБСЕ, что о грядущем мировом финансово-экономическом кризисе за два года до его наступления, еще в феврале 2006 года обосновал ныне лауреат Нобелевской премии по экономике Нуриэль Рубини. Примечательно, что за три года до предсказания американского ученого вышла в свет книга известных российских экономистов Михаила Хазина и Андрея Кобякова под весьма символическим названием "Закат империи доллара и конец "Рах Americana", в которой авторы со всей убедительностью обосновывали неизбежность грядущего финансово-экономического кризиса.

Предсказания американского и российских экономистов, увы, сбылись. Примечательно, что в числе главных причин кризиса приводилось крайнее несоответствие между реально располагаемыми доходами населения и их потреблением в развитых странах. К примеру, по оценке экономистов, в частности, потребление домохозяйств в США на 25-30 % превышает реально располагаемые ими доходы. Из года в год покрытие этой разницы осуществлялось посредством кредитования потребителей, в результате чего были накоплены огромные долги. Так, по данным ЦРУ (https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2079rank.html), долг правительства США к концу 2012 года составил $15,9 трлн, а в настоящее время составляет более $16,7 трлн. Поэтому мною было отмечено, что в настоящее время президент США Барак Обама настоятельно просит американских конгрессменов повысить потолок государственного долга на $1 трлн, чтобы его страна избежала бы технического дефолта.

С целью поддержания достаточно высокого жизненного уровня своих граждан практика стимулирования совокупного потребительского спроса нашла большое распространение и в странах Евросоюза. В результате внешний долг Евросоюза по итогам 2012 года составил $15,5 трлн, Великобритании - $10 трлн, ФРГ- $5,7 трлн, Франции - $5,1 трлн, Японии - $3 трлн. В результате глобальная финансовая система оказалась в весьма уязвимом состоянии. Из создавшейся ситуации возможны два выхода. Один из них предполагает одновременное списание всех долгов, что, бесспорно, может привести к непредсказуемым последствиям для мировой финансовой системы. И это во многом будет обусловлено тем, что еще не оформлены и не институционализированы основы принципиально новый глобальный финансовой системы, в основе которой кроме доллара и евро будут и другие резервные валюты, обеспечивающие нормальное функционирование новых глобальных экономических объединений (к примеру, КНР и сопредельных государств, стран Латинской Америки и ЮАР, Индии и сопредельных государств, стран Евразийского союза). Более того, списание долгов без последующего приведения потребительского спроса в соответствие с реально располагаемыми доходами населения, может разве что несколько сдвинуть во времени наступление нового мирового финансово-экономического кризиса, так как реализация подобного сценария вовсе не ликвидирует причины, порождающие кризис, более того, его неизбежным следствием станет существенное понижение жизненного уровня граждан США, Евросоюза, Японии. Политические элиты ведущих экономик мира допустить подобное развитие событий не станут. Второй из возможных путей выхода из мирового финансово-экономического кризиса является создание новых мировых резервных валют, которые, как уже было сказано выше, будут обслуживать объединившиеся глобальные экономические зоны. То есть, и в этом случае мы в праве вспомнить положения из речи президента России на Мюнхенской (11-12 января 2007г.) конференции по вопросам политики безопасности, где была обоснована неизбежность становления многополярного мира, так как мировой порядок, основанный на однополярности, уже исчерпал себя, как с точки зрения обеспечения глобальной безопасности, так и с точки зрения безкризисного функционирования глобальной экономики. С удовлетворением хочется констатировать, что мое выступление по данному вопросу, отражающее лишь отдельные стороны глобальных задач, выдвинутых российским руководством еще в 2007 году, далее закрепленные и в ходе недавнего саммита глав-государств и правительств Азиатско-Тихоокеанского региона на острове Бали, уже стали находить широкое понимание у депутатов ПА ОБСЕ, представляющих ведущие мировые экономики.

Таким образом, подводя предварительные итоги обсуждения на заседании ПА ОБСЕ темы "Последствия финансово-экономического кризиса в сфере безопасности", можно и в этом случае констатировать, что со стороны национальных делегаций, представленных в ПА ОБСЕ, все большее понимание получают оценки причин мирового финансово-экономического кризиса и предлагаемые для выхода из него пути, озвученные не только известными представителями российской экономической школы (академика НАН РФ Сергея Глазьева, Михаила Хазина, Андрея Кобякова и др.), но и озвученные президентом России Владимиром Путиным в выступлениях на различных авторитетных международных форумах.

С удовлетворением хотелось бы отметить, что со стороны национальных делегаций с согласием, а то и с одобрением (к примеру, делегации Канады в ПА ОБСЕ) было воспринято мое утверждение о том, что в условиях глобализации, когда мы становимся очевидцами глобального разделения труда, когда налицо недоиспользование имеющихся производственных мощностей вследствие сокращения совокупного платежеспособного потребительского спроса в мире наблюдаются тревожные тенденции. Мы становимся свидетелями того, что основные локомотивы экономики Запада: США, ФРГ, Великобритания, Франция, Япония, решая проблемы поддержания полной загруженности своих производств, фактически приводят к сворачиванию производства во многих странах мира, в том числе и в странах-членах Евросоюза. Это, в свою очередь, приводит к значительному повышению уровня безработицы. Армия безработных становится благодатной почвой для рекрутирования потенциальных террористов, которые поддаются на страстные призывы установления справедливого миропорядка путем осуществления террористических атак на разного рода угнетателей. Вместе с этим многие лишенные средства к существованию из армии безработных вынуждены обеспечивать свое пропитание, вступают в отряды якобы борцов за справедливость, а на самом деле в разного рода террористические организации.

Словом, обсуждение и этого вопроса наглядно продемонстрировало готовность парламентариев ПА ОБСЕ более внимательно, а зачастую с одобрением воспринимать подходы по преодолению мирового финансово кризиса, вот уже не первый год озвучиваемые не ими, а российской стороной. Этот вопрос имеет принципиальное значение, так как убедительно свидетельствует о том, что в ходе заседаний ПА ОБСЕ мы все реже и реже становимся свидетелями менторского тона отдельных делегаций. Тона, который не терпит возражений. И безусловно этот перелом в подходах наших Западных коллег следует закрепить скоординировав работу национальных делегаций хотя бы стран-членов ОДКБ, чтобы сделать этот процесс необратимым.

Не менее интересным были и дебаты вокруг вопроса "Интеграция различных обществ". Примечателен сам факт обсуждения этого вопроса на пленарном заседании ПА ОБСЕ. В условиях глобализации и все еще непреодоленного мирового финансово-экономического кризиса проблемы миграции и интеграции различных обществ становятся исключительно актуальными, так как они затрагивают почти все государства на пространстве ОБСЕ. Эти проблемы актуальны и для Республики Армения, чем и было обусловлено мое выступление в ходе дебатов по данному вопросу. Мною эта проблема видится в двояком свете. С одной стороны, мы имеем дело с вопросом интеграции национальных меньшинств с государствообразующей нацией в пределах отдельно взятого государства, с другой стороны, интеграция различных обществ может осуществляться и в формате межгосударственных объединений, к примеру таких, как Европейский Союз. Делегатам пришлось напомнить определенные высказывания лидеров ведущих стран Евросоюза по данной проблематике.

Так, 16 сентября 2010 года во время конференции молодежной организации Христианско-демократической партии в Потсдаме, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что мигранты, приезжающие на работу в Германию, должны говорить по-немецки, поскольку только в этом случае они могут стать полноценными участниками рынка труда. По словам канцлера: "В начале 1960-х годов ФРГ пригласила иностранных рабочих в Германию, и сейчас они здесь живут, - отметила А. Меркель, - некоторое время мы сами себя обманывали и говорили себе: они у нас не останутся, когда-нибудь они уедут. Но так не произошло. И, конечно же, наш подход состоял в мультикультурализме, в том, что мы будем жить рядом и ценить друг друга. Этот подход провалился, совершенно провалился".

Спустя почти три месяца, 6 февраля 2011 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, выступая в Мюнхене, признал, что существование различных культур внутри одного государства, в Великобритании также провалилось. Примечательна и оценка по существу данного вопроса президента Франции Николя Саркози. Так, выступая на программе французского телеканала TF-1 11 февраля 2011 года, Николя Саркози заявил, что мультикультурная модель Европы является "провалом". Данное заявление прозвучало вслед за аналогичными высказываниями канцлера ФРГ и премьер-министра Великобритании на фоне больших споров в Европе по поводу этого вопроса. "Да, это провал. Правда заключается в том, что во всех наших демократиях слишком пекутся об идентичности тех, кто прибывает, и слишком мало - об идентичности принимающей стороны". На этом фоне представляется, что заслуживает серьезного изучения опыт Российской Федерации, которая имеет много прекрасных примеров интеграции различных обществ внутри одного государства. Отрицать это - значит продолжать оставаться пленником старых стереотипов, порожденных холодной войной.

Сам факт того, что лидеры ведущих стран Евросоюза говорят об исключительной сложности проблемы интеграции различных обществ даже в условиях развитой демократии и передовой экономики, заставляет нас постараться вникнуть в суть этой проблемы. Я, как представитель Республики Армения, в своем выступлении на ПА ОБСЕ поделился накопившимся в нашей стране положительным опытом интеграции различных обществ в нашей стране. В Армении свою национальную идентичность не только сохранили, но и развили проживающие у нас представители нацменьшинства, как-то: греки, айсоры, курды, езиды, русские, евреи... Успехи Армении в интеграции различных обществ во многом обусловлены тем, что руководство страны (вместо практикуемого в отдельных странах политики дискриминации, приглушения культурных, национальных меньшинств) создает широкое поле для деятельности земляческих союзов, всемерно поощряет любые начинания, способствующие повышению их национального самосознания, воспитанию чувства гордости за свою национальную принадлежность. И такое отношение государства оказало благотворное влияние на патриотическое воспитание всех граждан Армении. Ярким проявлением сказанному явилась абсолютная поддержка представителями различных национальных обществ, проживающих в Республике Армения, национально-освободительной борьбы народа Арцаха за свою независимость. Проявляемое армянским государством теплое и отзывчивое отношение к представителям других наций имманентно присуще нашему народу, пережившему в 1915-1923 гг. Геноцид в Османской империи. Армяне, которые в прошлом веке чудом уцелели от турецкого ятагана, нашли свое спасение в странах Ближнего востока, Северной Африки, Иране, Ираке, Франции, США и, конечно, в России. Теперь же в условиях глобализирующегося мира, с учетом больших миграционных процессов для Армении особую актуальность приобретают вопросы интеграции различных обществ не только в рамках отдельно взятого армянского государства, но и различных государств. Именно руководствуясь такими соображениями, президент Армении Серж Саргсян проявил дальновидность, когда 3-го сентября т.г. озвучил решение о желании Армении вступить в Таможенный Союз России, Казахстана и Белоруссии.

Отметим, что только в Российской Федерации проживает около 2,5 млн граждан армянской национальности. И было вполне закономерно и ожидаемо, когда уже на следующий день, 4-го сентября с.г. руководство Армении высказало свое принципиальное намерение заключить Ассоциативное соглашение с Европейским союзом в рамках программы "Восточное партнерство". Увы, отрицательное отношение отдельных еврочиновников к готовности Армении заключить Ассоциативное соглашение с Европейским союзом у значительной части нашего народа породило не только разочарование, но и навело на тревожные размышления. Ведь по сути получается, что Армения, не подписывая Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС, так как его положения противоречат требованиям Таможенного кодекса Таможенного союза, лишается поддержки в деле дальнейшего продолжения процессов по углублению демократических преобразований в стране, совершенствованию судебной и правоохранительной систем, соблюдению и защиты прав человека. Не правда ли странная логика?

Уже не приходится говорить об актуальности задачи интеграции различных обществ, о чем шли жаркие дебаты в ходе недавно завершившегося заседания ПА ОБСЕ. Ведь дальновидное решение президента Армении о вхождении в Таможенный союз и заключении Ассоциативного соглашения с Европейским союзом преследовало также и цель - на примере нашего государства показать не только возможность, но и востребованность объединения Европейского и Евразийского союзов на основе общих ценностей, которые положены в основу конституций государств-членов этих международных организаций. Если отдельные еврочиновники будут и впредь тормозить это естественное и востребованное временем желание армянского государства, будучи в Таможенном союзе заключить Ассоциативное соглашение с Евросоюзом, то это будет очередным проявлением применения двойных стандартов со стороны наших европейских коллег.

Подытоживая свои раздумья относительно проблем, затронутых в ходе последнего заседания ПА ОБСЕ в Черногории, можно сделать вывод: позиция России, Армении и других государств-членов ОДКБ по актуальным вопросам современности становятся все более и более актуальными для наших европейских, американских и канадских партнеров по ОБСЕ. Политика менторских нравоучений наших Западных коллег потерпела фиаско.

Арташес Гегамян - депутат парламента от Республиканской партии Армении, руководитель парламентской делегации Армении в ПА ОБСЕ, председатель партии "Национальное Единение" и общественной организации "Северная перспектива" (www.amiab.am)