Народ Сербии ощущает духовную близость с Россией и желает политического и экономического сближения со странами Таможенного союза, несмотря на курс официального Белграда на вступление в Евросоюз. Об этом 23 октября заявил в интервью ИА REGNUM доктор политологии, директор и научный советник Института политических исследований (г.Белград) Живойин Джурич.

ИА REGNUM: В марте президент Сербии Томислав Николич посетил Белоруссию и провёл переговоры с Александром Лукашенко, договорившись активизировать сотрудничество во всех сферах. Виден ли прогресс в реализации заявленных договорённостей?

Николич как президент Сербии вынужден проводить сбалансированную политику, учитывая перспективы вступления нашей страны в ЕС и формирования Евразийского союза. Визиты Николича в Москву и Минск продиктованы искренним желанием нашего народа развивать отношения с Россией и Белоруссией. По итогам данных визитов можно констатировать проблему реализации достигнутых договорённостей. Полагаю, что затруднения с реализацией открывшихся перспектив возникают, прежде всего, у групп бизнеса Сербии, которые в большей степени ориентированы на ЕС.

За последние годы подписано очень много соглашений о сотрудничестве с Белоруссией и другими постсоветскими странами - проблема в реализации данных соглашений. К тому же, официальный Брюссель обостряет условия реализации данных намерений. Полагаю, что правительство и парламент Сербии изыщут возможности реализации достигнутых договоренностей и дальнейшего развития сотрудничества со странами Таможенного союза, переориентации Белграда с Евросоюза на Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

ИА REGNUM: Что даёт основания для такого вывода о геополитической переориентации Сербии?

Прежде всего, такие основания видятся в контексте "евроинтеграции" нашей страны: Сербии не выгодны условия вступления в ЕС. Эти условия не менее жёсткие, чем те, которые были выдвинуты Брюсселем Хорватии. Фактически, Сербии предлагается выйти из ассоциации экономического сотрудничества балканских государств, имеющих режим льготной торговли с Евросоюзом. Сербия должна реализовать свои собственные интересы, свой экономический потенциал в "восточном" направлении - с Россией, со странами Таможенного союза, если этого не получается сделать со странами Запада, с Брюсселем и Вашингтоном. Полагаю, визит Томислава Николича в Минск ещё рано оценивать - достигнутые договорённости в переговорах с Александром Лукашенко ещё могут быть реализованы.

ИА REGNUM: Накануне агрессии НАТО парламент Сербии обсуждал вопрос о сближении республики с Россией и Белоруссией. Как оценивают сербские эксперты перспективы сближения официального Белграда с Союзным государством Белоруссии и России, Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана?

Политическая элита Сербии настроена на сотрудничество Сербии с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана. Согласно социологическим исследованиям сербских государственных и негосударственных институтов, около 2/3 сербов верят и надеются на реализацию экономического потенциала сотрудничества нашей страны в "восточном направлении" - т.е. с Россией, в первую очередь, со странами Таможенного союза и постсоветского пространства - Азербайджаном, Украиной и др., а также Китаем. По данным сербских социологов, половина граждан Сербии против вступления страны в Евросоюз. Следовательно, у Белграда есть перспективы реализации альтернативного варианта интеграции.

СМИ Сербии пропагандируют идею о том, что продажа сербских активов российскому "Газпрому" невыгодна нашей стране, что газопровод "Южный поток" угрожает Сербии. Масс-медиа Сербии работают на разрушение сформировавшегося в сербском обществе представления о единстве восточнославянских государств. Российскому капиталу в Сербии намного труднее реализовывать свои интересы в Сербии, чем филиалам компаний Запада.

Проблемы, безусловно, есть, но их нужно решать. Нельзя забывать и о том, что сербы очень ждали помощи России во время агрессии НАТО. И Россия во времена Бориса Ельцина, и Белоруссия, и Сербия пережили периоды упадка, деиндустриализации и дезинтеграции. Для того, чтобы активизировать взаимное сотрудничество, следует отталкиваться от определённого базиса, который сегодня пока не определён.

ИА REGNUM: Что может предложить Сербия тройственному союзу России, Белоруссии и Казахстана, если стороны договорятся создать, например, зону свободной торговли?

Очень трудно говорить о том, что Сербия может предложить в данной ситуации. В Сербии прошла деиндустриализация, поэтому о пресловутых "югославских сапожках", в очередях за которыми стояли женщины СССР, не может быть и речи. Попросту в Сербии не осталось тех предприятий, которые выпускали бы продукцию, которую помнят граждане СССР.

Официальный Белград ориентирован на вступление Сербии в Европейский союз. Но если Брюссель не сможет предложить Сербии выгодных условий сотрудничества, то Белграду ничего иного не останется, кроме как обратиться к "восточному вектору" своей внешней политики и рассматривать перспективы интеграции в этом направлении. Впрочем, и в этом случае нельзя однозначно утверждать, что переориентация официального Белграда с интеграции с ЕС возьмёт верх над очевидными меркантильными выгодами.

ИА REGNUM: "Южный поток" будет способствовать евразийской интеграции?

"Южный поток" - самый важный проект, который был заявлен за последние годы. Очевидно, он является самым важным проектом с точки зрения экономических выгод, открывающихся перспектив. Реализация данного проекта принесёт немало экономических и иных дивидендов, которые смогут остудить пыл ярых сторонников безоглядной интеграции Сербии в ЕС. "Южный поток", несомненно, будет способствовать укреплению экономических связей с восточнославянскими государствами.

ИА REGNUM: Насколько эффективно работает в Сербии российская дипломатия?

Российская дипломатия была на вершине своей активности в Сербии при после Александре Конузине. Мы ожидаем, что и нынешний посол России в Сербии будет не менее активен. Многое зависит от желания сотрудничать с Россией правительства Сербии, где министров, выказывающих такое желание, меньше, чем тех, которые открыто или латентно ориентируются на ЕС.

В целом сегодня ни со стороны России, ни со стороны Сербии мы не наблюдаем активных практических шагов навстречу друг другу. Наверное, настало время серьёзно обсудить новую стратегию сербско-российских отношений.

ИА REGNUM: Пытается ли Россия формировать свой позитивный имидж в Сербии? В чём это выражается?

Позитивный имидж России в общественном мнении Сербии присутствовал всегда, другое дело - наличие такого образа среди политических элит Сербии. В последнем приходится сомневаться. Можно констатировать: сегодня формирование позитивного имиджа российского государства в Сербии пущено на самотёк. Отчасти улучшению имиджа России способствуют политические партии, ориентирующиеся на Православную церковь Сербии, отчасти - отдельные политики и общественники, но системной, слаженной, эффективной и целенаправленной работы в данном направлении не просматривается.