Тот, кто не платил за услуги ЖКХ, так и продолжит этого не делать, расчет на то, что удастся собрать больше денег, переведя услуги ЖКХ на предоплату, не оправдается, полагает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

"Механизм реализации, думаю, будет такой же, как это делается в таких случаях - по показаниям предыдущего месяца. Допустим, надо платить за ноябрь - тогда предоплата будет в таком размере, сколько по факту было в октябре, а при оплате за следующий месяц, которая тоже должна будет производиться до 10 числа, уже производится какая-то корректировка. Но непременное условие здесь - счетчики, счетчики за газ, за электричество, за горячую, за холодную воду - за все", - заявил Николаев Центру энергетической экспертизы.

По мнению эксперта, какие-то дополнительные средства, возможно, будут получены, но только при переходе на систему предоплаты, когда придется заплатить за два месяца, "дальше этого эффекта уже не будет".

"Тут существуют и риски для потребителей. Как правило, когда есть предоплата, потом начинаются корректировки, а корректировки бывают не в пользу плательщиков",- предупреждает Николаев.

Аналитик "Инвесткафе" Екатерина Шишко предполагает, что механизм реализации предоплаты может быть такой, же как сейчас в европейских странах: "В качестве предоплаты за ресурс вы вносите фиксированную сумму, а при следующем платеже (или в конце года, как правило), в зависимости от того, превысили ли вы потребление относительно уже оплаченного или наоборот, истратили меньше, происходит соответственно доплата или перенос платежа на следующий срок".

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов также полагает, что прдполагаемая предоплата вряд ли серьёзно изменит ситуацию с платёжной дисциплиной: "Население у нас платит за услуги ЖКХ довольно исправно: большая часть населения, порядка 87-93%, осуществляет платежи вовремя, и только оставшаяся часть является неплательщиками, разной степени злостности. Причём зачастую это никак не зависит от платежеспособности граждан или от величины тарифов ЖКХ, они либо значительно опаздывают по срокам платежей, либо не платят вовсе довольно долго, вынуждая организации ЖКХ обращаться в суд. Поэтому в случае переноса сроков оплаты изменений не будет почти никаких, за исключением изменения самих сроков оплаты".

Напротив, считает Баранов, "из-за того, что граждане будут платить вперёд, не исключено, может произойти увеличение суммы неплатежей, за счёт того, что будет неизвестно сколько будет потреблено коммунальных услуг": "То есть граждане могут платить лишь небольшую фиксированную сумму, а остальное будут доплачивать после того, как станет ясно, сколько они потребили услуг, то есть в итоге, выплата за один месяц может растянуться на несколько месяцев, поставщики услуг будут получать меньший по объёму денежный поток".

По мнению эксперта, эту идею имело бы смысл реализовать в сочетании с другим предложением, которое также обсуждалось в последнее время. "А именно - при осуществлении платы за ЖКХ вперёд, для потребителя действуют более низкие тарифы. Тогда, теоретически, у потребителей может появиться желание платить вперёд, но и сумма при этом может быть чуть больше, так что это будет выгоднее для поставщиков услуг", - считает он.

Заместитель генерального директора по научно-организационной работе Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев рассматривает вопрос с вязи с проблемами в конкретных регионах. Выручка ОАО "Газпром" (за вычетом НДС) от поставок газа на внутренний рынок достигла в 2012 году 740,3 млрд руб. Соответственно, если верить данным ООО "Газпром межрегионгаз", что общий объем неплатежей на 01.10.2013 г. составляет 100 млрд руб., то это 13,5% от общей стоимости поставок. Правда, от выручки с учетом экспорта это меньше 3,6%. В любом случае даже для Газпрома это весомая величина, но основные риски неплатежей ложатся не на него как оптового поставщика, а на региональные дочерние организации "Газпром межрегионагаза", которые платят за оптовые поставки, но не могут собрать деньги со стороны розничных потребителей.

"Необходимость введения всеобщей предоплаты газа со стороны населения вызывает сомнения, поскольку из 44,8 млрд руб. задолженности со стороны населения 36 млрд руб. (т.е. свыше 80%) приходится на республики Северного Кавказа, прежде всего Чечню, Дагестан и Ингушетию. В Чечне, например, за газ в последние годы платило чуть более 20% конечных потребителей, в Дагестане и Ингушетии - 40-50%. Причем, речь идет о многолетних долгах, часто без ясных перспектив возврата. То есть это не общероссийская проблема, а скорее региональная специфика. В Москве и Московской области, например, неплатежи не превышают 5% (по данным Газпрома за 2011 г.), а в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 8%. Иными словами, круг регионов, в которых остро стоит проблема неплатежей за газ именно со стороны населения, весьма узок (даже несмотря на стремительный рост цен), и для большей части России введение предварительной оплаты газа просто не нужно. А в основных регионах - неплательщиках эта мера явно не даст заметного эффекта. При этом она будет весьма болезненной для небогатых регионов, где многие семьи и без того живут в долг в счет следующей зарплаты или пенсии", - считает Белогорьев.

"Если абстрагироваться от особой ситуации, сложившейся на Северном Кавказе, основные неплатежи населения связаны не с бытовым потреблением газа, а с долгами теплоснабжающих организаций (на них приходится "львиная доля" из 28,3 млрд руб. долгов ЖКХ за газ). Т.е. для Газпрома важна не столько предоплата за газ, поставляемый в квартиры, сколько предоплата за тепло, точнее за газ, используемый для выработки тепла в котельных. Но здесь больше вопросов пока возникает к управляющим организациям, которые в большинстве случаев выступают посредниками в оплате газа. В связи с этим понятно и вполне обосновано стремление Газпрома выделить топливную составляющую в цене тепла и уменьшить роль недобросовестных посредников в оплате за газ", - заключает Белогорьев.

Как уже сообщало ИА REGNUM, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев предложил ввести в стране предоплату за жилищно-коммунальные услуги. Он поручил до 5 декабря проработать вопрос возможности введения предоплаты за "газ или другие коммунальные услуги" российскими потребителями. Если решение будет принято, то платить за услуги ЖКХ россиянам придется не до 10 числа следующего месяца, как это происходит сейчас, а до 10 числа текущего месяца.

Напомним, задолженность населения за услуги ЖКХ перед ресурсоснабжающими организациям возросла до 248 млрд руб.