Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в ноябре заявил о намерении разделить Дагестан на четыре административные округа, во главе каждого из которых будет стоять представитель главы республики. О возможных последствиях этого шага в интервью ИА REGNUM рассказал ведущий научный сотрудник Центра цивилизационных и регинальных исследований РАН Энвер Кисриев.

Какие задачи, по вашему мнению, будут реально возложены на полномочных представителей президента Дагестана?

Исходя из слов Абдулатипова, главная функция полпреда президента Дагестана - проверять достоверность информации с мест и передавать ее президенту. Если это так, то это означает, что Абдулатипов не доверяет средствам массовой информации и тем государственным органам, которые обязаны добывать достоверную информацию о событиях, происходящих в Дагестане. В принципе, в этом ничего страшного нет, даже наоборот. Если президент Дагестана заинтересован в том, чтобы его достоверно информировали о происходящем в республике, то такую инициативу можно только приветствовать.

Но здесь много что настораживает. О своих намерениях Абдулатипов заявил всенародно. А этот факт говорит о следующем: судя по всему, Махачкала собирается вводить в Дагестане какой-то новый институт. И это уже тревожно.

Что у вас вызывает тревогу?

Прежде всего, между республиканской властью, районами, городами и аулами появится некое промежуточное звено. Бюрократизация - не самое опасное последствие этого нововведения. В нашей стране гипербюрократия стала нормой жизни. Стране удалось не только проглотить, но и даже переварить это ненормальное явление. Но дело тут не в бюрократии, а в других вещах, более тревожных и опасных для республики.

Первый момент. Институт полномочных представителей президента в районах стоит "над" сложившимися там общественно-политическими интересами. Тем самым, есть риск резкого обострения отношений между региональными авторитетами за доступ к ресурсам и власти. Борьба между региональными авторитетами у нас - вещь небезболезненная. Она обычно сопровождается инициированными извне народными сходами, митингами, стояниями. К сожалению, очень часто эти народные манифестации заканчиваются по тому сценарию, который на днях был в Ленинкенте.

Второй момент. Дагестан и дагестанское общество - не унитарные образования, а сегментированные. Сегментный порядок у нас сложился исторически, в силу действия географических, этнических, религиозных и других факторов. Деление Дагестана на четыре территориальных округа может не самым лучшим образом сказаться на сложившемся характере взаимоотношений между этими сегментами.

Что вы имеете в виду? Начнется новое противостояние?

Вследствие действий Махачкалы, в Дагестане образуются параллельные центры власти. Дело может дойти до возникновения альтернативной столицы - центра, где будут сосредоточены органы управления новой вертикалью. Начнут меняться существующие в Дагестане силовые поля. Вследствие этого полпреды окажутся в буквальном смысле на линии огня в борьбе с районными элитами. Вместо того, чтобы быть опорой президента на местах, они начнут искать защиты у самого Абдулатипова. Глава республики окажется перед сложным выбором, на кого ему в итоге опираться. По здравой логике, ему в таком случае нужно не опираться на своих четырех представителей, а искать поддержку у множественных сил, то есть, районных элит.

Исходя из всего этого, я делаю вывод: решение о делении Дагестана на округа и введение в республике института полпредов президента Дагестана - идея, абсолютно не нужная с практической точки зрения. Эти инициативы мало того, что будут затратными, они несут внутри себя угрозы для внутренней стабильности Дагестана.

Идея Абдулатипова поразительно напоминает кавказские опыты царской власти. В XIX веке Петербург разделил Дагестан на четыре военных округа, и сделал эти округа основными административно-территориальными единицами. Эта мера Петербурга была продиктована не интересами народов Дагестана, а исключительно геополитическими целями царской России.