Сегодня, 2 декабря, Фонд развития гражданского общества презентует доклад "Российская партийная система: текущее состояние и перспективы развития". О трансформации политической системы России и основных выводах, к которым пришли авторы доклада, ИА REGNUM рассказал руководитель Центра политических исследований Фонда развития гражданского общества Андрей Кочетков.

"Мы изучили большой фактический материал, связанный вообще с развитием политических партий за рубежом и в России. По результатам этого анализа мы пришли к выводу о том, что ключевой функцией партий является, в первую очередь, обеспечение народного представительства в органах государственной власти. Если мы возьмем ключевые западные демократии, естественно, ключевым инструментом для обеспечения этого представительства является участие партий в выборах. И для России, поскольку она тоже является развитым демократическим государством, участие партий в электоральном процессе также является ключевым инструментом для обеспечения представительства. Если проанализировать моменты, связанные с участием партий в политическом процессе на Западе, то мы увидим, что для партий, которые активно участвуют в выборах, предоставляются дополнительные права, преференции. В то же время права партий, которые ведут себя пассивно или не добиваются успехов на выборах, в каком-то смысле урезаются, к ним применяются даже определенного рода санкции", - заявил Кочетков.

Он обратил внимание, что российская политическая система прошла с начала своего формирования в 1990-х гг. три этапа. Первый этап, который можно назвать "привычной многопартийностью", длился до 2001 года. Для него характерно существование большого количества партий, из которых, тем не менее, лишь некоторые реально влияли на политический процесс и добивались конкретного результата на выборах. Второй этап начался с 2001 года и продолжался до 2011 года. Это этап строительства общенациональных партий, которые имели большой вес, большую поддержку среди избирателей, они регулярно участвовали в выборах, добивались определенных результатов. Третий этап начался с 2012 года и продолжается по настоящий момент, это этап так называемой "представительной многопартийности", когда количество политических партий опять увеличилось, но в качестве одной и ключевых задач было поставлено именно повышение качества народного представительства во власти.

Кочетков отметил, что по результатам выборов в Госдуму в 2011 году и электоральных циклов 2012 и 2013 годов российские партии можно разделить на условные три лиги: высшую, первую и вторую. При этом партии, которые вошли в высшую и первую лиги, по его словам, реально преодолели избирательный барьер и получили конкретное представительство на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, российская политическая система приобрела достаточно четкие контуры и в целом завершила свое оформление.

Тем не менее, условием для дальнейшего развития эксперт называет стимулирование партий для участия в выборах, в электоральном процессе: "Это является главным условием для того, чтобы обеспечить повышение качества народного представительства во власти. Наш Фонд предлагает целый набор мер, который будет направлен на то, чтобы стимулировать партии участвовать в электоральном процессе".

Он добавил, что в докладе предпринята попытка сделать проекцию, как, исходя из нынешней системы, из текущего числа политических партий, из законодательства, из новаций, которые могут быть приняты в ближайшее время, из введения системы выборов по одномандатным округам и ряда других факторов, будет развиваться электоральный процесс на выборах в Госдуму в 2016 году. "Мы пришли к выводу, что шанс преодолеть барьер есть у всех партий, которые входят в высшую лигу, туда входят все федеральные парламентские партии, а также у нескольких партий из первой лиги, включая те партии, которые сейчас преодолели барьер на выборах в органы законодательной и представительной власти субъектов РФ", - уточнил Кочетков.

Также он пояснил, что между кандидатами от партий, которые вошли в высшую и первую лиги, будут распределены мандаты, полученные по одномандатным округам. Эксперты не исключают, что отдельным партиям первого дивизиона второй лиги также удастся провести несколько кандидатов по одномандатным округам. Во вторую лигу входят партии, которым удалось преодолеть барьер на выборах в муниципалитеты.

"В целом можно прогнозировать, что в случае проведения выборов в Госдуму по смешанной системе возможно образование некой двухпартийной системы в одномандатных округах. В перспективе возможно даже возникновение аналога безопасных округов. Это сейчас распространено в западных демократиях, например, в США, в Великобритании. Безопасные округа подразумевают, что длительное время в округе доминирует конкретный кандидат от одной партии. Если нынешние тенденции сохранятся и если их экстраполировать в будущее, то после нескольких федеральных избирательных циклов партийная система России четко разделится на результативные партии из высшей и первой лиг, а те партии, которые будут участвовать в выборах безрезультатно или не будут проявлять должной активности, будут постепенно или отмирать, или переходить в статус общественных объединений. Таким образом, партийная система России приобретет черты, похожие на партийные системы развитых демократий мира", - резюмировал Андрей Кочетков.