Глава официальной делегации Белоруссии Владимир Макей на пленарном заседании саммита стран-членов программы Евросоюза «Восточное партнёрство», состоявшегося в Вильнюсе 28−29 ноября, оценил ход реализации данной программы и указал на «ряд принципиальных вызовов, которые стоят в настоящее время перед ее участниками». Текст доклада на английском языке опубликован 29 ноября на сайте МИД Белоруссии.

В своём выступлении глава МИД Белоруссии, возглавляющий официальную делегацию, отметил, что «мы сделали явный шаг вперёд по сравнению с предыдущим саммитом». Тем не менее, констатировал Макей, дела «Восточного партнерства» идут с переменным успехом и реализация данной программы сталкивается с рядом серьезных проблем. «Я считаю, что проблема связана, в основном с тремя «ложными выборами», которые так или иначе поставлены перед нами».

«Ложный выбор №1: «Свой путь или путь ЕС «, — сказал Макей, отметив, что при такой постановке вопроса самостоятельный путь страны-члена программы ЕС «Восточное партнерство» априори означает движение в неверном направлении. На самом же деле, констатировал Макей, «восточные партнёры» ЕС разделяют «единые европейские ценности» и видят своё европейское будущее, привержены модернизации и реформам. «Но не ради ЕС, а ради нас самих», — подчеркнул он. При этом он отметил, что Евросоюз мог бы помочь «восточным партнёрам», делающим ошибки, а не наказывать их — как в случае Белоруссии, к которой ЕС применяет санкции и ограничительные меры, хотя такая практика «полностью противоречит самому духу «Восточного партнерства».

«Белоруссия существует лишь два десятилетия как независимое и суверенное государство. Выйдя из исторической тени больших соседей, белорусский народ все еще находится в процессе строительства своей идентичности. Это занимает время и не может быть навязано или искусственно ускорено», — заявил глава МИД Белоруссии.

«Ложный выбор №2: «Берёшь или не берёшь», — продолжил Макей. По мнению представителя официального Минска, «развитие отношений и сближения с ЕС может принимать различные формы», к каждому «восточному партнёру» нужен индивидуальный подход, а не шаблонный.

«Если это не удается — мы потерпим неудачу, то есть «Восточное партнерство» останется «хромой уткой «: набор инструментов для присоединения без каких-либо обещаний и обещания сотрудничества без инструментов. Мы ранее сделали ряд предложений по устранению этого ложного выбора. И я надеюсь, что вы о них хорошо осведомлены», — добавил он.

«Ложный выбор №3: «Восток или Запад «. Не должно быть места для геополитического соперничества в нашем регионе, который является и всегда был на стыке различных интеграционных проектов, а не чьей-то исключительной прерогативой. Последние события в нашем регионе и резкая риторика напомнили нам о временах «холодной войны». Мы против любого давления на суверенные государства, независимо от его источников и мотивов. Но мы также против новых разделительных линий в Европе, — продолжил Макей. — Как шлюз между Таможенным союзом, Единым экономическим пространством и Европейским союзом, Белоруссия видит эти два процесса интеграции взаимно дополняющими друг друга и сходящимися в долгосрочной перспективе. Мы предложили и продолжаем выступать за идею «интеграции интеграций «с целью формирования единого экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». Мы убеждены, что это единственный способ избежать новых разделений и напряженности и в Европе, и в регионе».

Глава МИД Белоруссии заявил о необходимости сделать образ данной программы ЕС более привлекательным для граждан и объединить усилия по информированию населения. Он также выказал надежду, что данный саммит «откроет новую позитивную страницу в наших отношениях с ЕС», процитировав книгу президента США Барака Обамы.

«Кстати, следует отметить, что по некоторым исследованиям, проведённым в ЕС, белорусы чувствуют себя более европейцами, чем граждане в других странах «Восточного партнерства». Наконец, я хотел бы подтвердить живой интерес Белоруссии развивать открытый диалог, взаимовыгодное сотрудничество и подлинное партнерство с Европейским союзом. Белоруссия готова начать переговоры с ЕС по соглашениям об упрощении визового режима и реадмиссии, а это важно для нашего народа», — заявил глава официальной делегации Белоруссии.

По итогам саммита его участниками принята совместная декларация, в которой содержится своеобразная «дорожная карта» дальнейшего развития программы ЕС. В МИД Белоруссии отметили: «В декларации признается важная роль Белоруссии в обеспечении энергобезопасности Европы, приветствуется проведение отраслевых диалогов по вопросам экономки, финансов, окружающей среды и образования, в позитивном ключе упоминается участие Белоруссии в стресс-тестах ЕС по ядерной безопасности. Участники саммита также отметили ведущийся обмен мнениями между правительством Белоруссии и Евросоюзом по определению наилучшей формы сотрудничества по вопросам модернизации и высказали заинтересованность в начале переговоров между Республикой Беларусь и ЕС по соглашениям об упрощении визовых процедур и реадмиссии».

В ходе вильнюсского саммита Владимир Макей провел переговоры с министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским, обсудив пути дальнейшего развития диалога и двустороннего сотрудничества в краткосрочной и среднесрочной перспективе. «Состоялся также ряд встреч с руководством европейских структур и главами внешнеполитических ведомств других стран-членов ЕС и стран-партнеров», — сказано в официальном сообщении.

Как сообщало ИА REGNUM, Белоруссия является единственным членом программы ЕС «Восточное партнёрство», к которому Евросоюз применяет политически е и экономические санкции. Власти Литвы на время проведения вильнюсского саммита ВП пригласили из Белоруссии две делегации: официальную (во главе с министром иностранных дел Владимиром Макеем) и представителей прозападной оппозиции.

Напомним, 20 ноября Владимир Макей в интервью польскому изданию Dziennik Gazeta Prawna заявил, что официальный Минск не считает программу ЕС «Восточное партнерство» для себя очень важной и приносящей большую пользу. Отвечая на вопрос о возможности вступления Белоруссии в Евросоюз через 40 или 50 лет, Макей сказал: «А почему нет? Мы спокойно рассмотрим происходящие процессы вместо принуждения государства к окончательному выбору: либо с ЕС, либо с Таможенным союзом. Мы долго жили в тени больших народов, у нас были общие государства с Польшей, Россией, мы жили в СССР. В течение этих 20 лет мы не в полной мере построили свою собственную идентичность. Дайте нам время, чтобы решить, куда идти».