Армянские СМИ продолжают мусолить тему дешевого иранского газа, который мог бы заменить российский. С абсолютным незнанием дела (по принципу — чем меньше знаешь, тем больше и громче говоришь) некоторые представители журналистской братии анализируют тему на страницах прессы и в необъятных просторах интернета.

На этот раз пищу для марания бумаги дал посол Ирана в Армении Мохаммад Реиси. На днях он, в частности, заявил, что Ереван не вел переговоров с Тегераном относительно цены на газ и его поставок. По словам посла, Тегеран сам решает, кому и по какой цене продавать газ, мол, для некоторых стран газ стоит $400 за тысячу куб.м, а для дружественных стран он может стоить и $100.

12 декабря министр энергетики и природных ресурсов Армении Армен Мовсисян по просьбе журналистов прокомментировал эти слова посла, заявив, что ради такой цены на газ ($100) он готов хоть завтра вылететь в Тегеран. Он также заметил, что российская сторона вполне лояльно относится к возможному сотрудничеству Армении по газу с третьими странами, чего нельзя сказать о других «газовых» партнерах России. Правда, министр не договорил (собственно, как и все говорящие на эту тему не договаривают), в чем реальная причина того, что Армения не может закупать газ у Ирана. Но она банальна.

Близко к сути вопроса подобрался тот же посол Мохаммад Реиси на той же пресс-конференции, где намекнул на стодолларовый газ для Армении. По его словам, банковская система Армении «не дружит» с иранским банком «Меллат» (Mellat), что тормозит развитие торгово-экономических отношений. Правда, он не назвал причину «недружественных» отношений, хотя они не имеют к Армении какого-либо отношения — это санкции ООН, США и Евросоюза против Ирана. Армения, как никакая другая страна мира, кроме самого Ирана конечно, серьезно пострадала в результате этих санкций.

Тесные социально-экономические связи Армении с Ираном обусловлены не только богатой и влиятельной армянской общиной в Иране, но и тем простым фактом, что Иран по сути — единственная граничащая с Арменией страна, с которой у Еревана более или менее приличные отношения. И не удивительно, что Иран готов продавать газ Армении по беспрецедентно низким ценам, и не случайно между двумя странами развиваются бартерные сделки и тормозятся валютные операции и совместные проекты (Мегринская ГЭС, третья ЛЭП и другие).

В недалеком 2012 году группа экспертов ООН представила доклад, в котором буквально говорилось следующее: «Одно из граничащих с Ираном государств информировало группу о предложениях со стороны Ирана на открытие новых финансовых организаций. Эти просьбы не были удовлетворены, по-видимому, из-за обременительного законодательства этой страны». В СМИ проскользнула информация, что неназванным государством является Армения. «Несмотря на то, что Армения отрицает незаконные банковские договорённости, Иран, по словам дипломатов, не оставил попыток экспансии в этой стране, а представители США в очередной раз сделали предупреждение армянским коллегам по поводу ужесточения финансового контроля», — отмечал тогда источник в группе экспертов ООН.

В докладе одной из западных спецслужб от мая 2012 года, опубликованном агентством Reuters в 2013 году, говорится: «Растущее давление на банки Турции и ОАЭ заставило Центробанк Ирана искать финансовые альтернативы в странах, которые работают без соблюдения западных директив». Далее в качестве такой цели называется Армения. И не случайно, что в июне того же года госсекретарь США Хиллари Клинтон в ходе визита в Ереван обсудила эту проблему с президентом Сержем Саргсяном. Информацию о том, что этот вопрос был затронут в ходе встречи Клинтон и Саргсяна слил в прессу сам Госдеп.

Естественно, что эта тема всплыла и у Wikileaks. В частности, в депешах американского посольства в Ереване указывалось, что два иранских банка — Sepah и Mellat в обход санкций осуществляют в Армении транзакции. Отчитываясь перед начальством в Вашингтоне, сотрудники американского диппредставительства пишут, что потребовали (!) у МИД Армении рекомендовать Центробанку Армении усилить бдительность при мониторинге иранских финансовых транзакций, проводимых через принадлежащий Ирану филиал банка «Меллат» в Ереване.

Все вышеописанное касается периода до середины 2012 года, после чего против Ирана были введены новые санкции. Помнится, как глава компании «Армавиа» (риторически обанкротившийся национальный авиаперевозчик Армении) жаловался автору этих строк, что не может осуществлять полеты в Тегеран, поскольку иранцам нечем платить — предлагают заправлять самолеты авиакеросином. То же самое и в обратном направлении — в Иран валюта из Армении может попасть только в глубоких карманах, а не через банковскую систему, а тем паче в рамках межгосударственного договора. Даже один частный банковский перевод из Армении в Иран может стать причиной визита посла США в Армении к премьер-министру, экс-главе ЦБ Армении Тиграну Саркисяну, что прикрывается официальным пресс-релизом правительства, мол, встретились и обсудили представляющие двусторонний интерес вопросы и региональную обстановку.

Если Турция прогибается под американским давлением в ущерб своим жизненным интересам (развитие экономики), то что говорить об Армении. Анкара в свое время придумала замысловатую схему для покупки иранской нефти в обход санкций: она платила Тегерану за нефть в турецких лирах, после чего Иран закупал на эти лиры у той же Турции золото. Но в этом году под невероятным давлением Вашингтона Турции пришлось свернуть и эту схему, и начать покупать нефть в иракском Курдистане, ставя под угрозу свои отношения с Багдадом.

Таким образом, не надо быть семи пядей во лбу для понимания того, что находящаяся под пристальным вниманием Вашингтона государственная финансовая система Армении (которой политический отдел посольства США выдвигает требования) не может платить Ирану за газ ни $100, ни $10. У Армении также нет ничего полезного для Ирана, чтобы осуществлять бартер за газ.

Что же касается откровений иранского посла о стодолларовом газе, то их появление не стоит считать наивностью со стороны представителя Тегерана. Наивных иранских послов не бывает. Дело в том, что отношения Тегерана с Вашингтоном сегодня терпят серьезные изменения, и то, о чем раньше Иран предпочитал молчать, сегодня вполне может озвучивать. Это опять же не означает, что иранская сторона готова продавать Армении газ за бесценок, дотировать ее экономику по политическим причинам. Это означает лишь то, что региональная политическая ситуация начинает развиваться в новой парадигме, в условиях постепенного снятия санкций с ИРИ. К каким долгосрочным последствиям это приведет, покажет время. Пока же остается «наслаждаться» перлами доморощенных экспертов, утверждающих, что если бы не Россия, то Армения получала бы из Ирана дешевый газ, который Иран поставлять не мог и не собирался.

Рубен Грдзелян — шеф-редактор Ереванского бюро ИА REGNUM