"Восточное партнерство": "Евробюрократы рады давлению Москвы, которая только покрывает их пассивность и отсутствие проекта для бывших советских территорий". "Бессарабский вопрос": "Не удивляет, что кишиневские политики, обладающие гражданством Румынии, пугаются, когда кто-то открыто говорит о сближении двух государств".

"Восточное партнерство": "Евробюрократы рады давлению Москвы, которая только покрывает их пассивность и отсутствие проекта для бывших советских территорий"

Вот так неудача - оказаться гражданином страны, оставшейся снаружи, откуда на неё ни посмотри, пишет Hotnews в статье под заголовком "Украина, застрявшая между двумя мирами". Наблюдая за драмой Украины до и после Вильнюса можно лишь выразить сострадание народу, обреченному жить в тени своего великого восточного "протектора". Геополитика берёт жестокий реванш на нашем континенте, после двух десятилетий конструктивизма, интеграции и продвижения Запада на Восток. И не полностью европеизированная, и не фундаментально русскоязычная (как, например, соседняя Белоруссия, которая, по крайней мере, внешне смирилась со своей судьбой "пленницы"), Украина бьётся сегодня в хронической для Восточной Европы неспособности преодолеть позицию периферии "империй", прошлых или настоящих.

Посткоммунистический переходный период, последовавший за распадом Советского Союза, стал для украинцев долгой и бесплодной борьбой с отсутствием стратегических перспектив, характеризующейся тупиками, судорогами и внутриполитическим кризисом страны, которая, похоже, не находит своего места на геополитической карте начала этого века, пишет Hotnews. "Оранжевая революция" 2004 года явилась захватывающей попыткой расколоть цепи зависимости от России, однако быстро и плачевно потерпела фиаско по разным причинам, как внутренним, так и внешним.

Решение президента Украины Виктора Януковича не подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС не только стратегически, но и тактически неверно, продолжает Hotnews. Он "сдаёт страну на блюдечке" России за гроши. Если бы он вышел навстречу европейцам в Вильнюсе, то интерес обеих великих держав (ЕС и России) сохранить Украину в сфере своего влияния стимулировал бы новые переговоры уже с другими цифрами. Украина таким образом стала бы ещё более привлекательной, серьезной ставкой региона соседства. А сейчас, отказавшись от европейского сценария, Киев неявно признает, что планируемый визит Януковича в Москву в этом месяце будет проходить на коленях, и что "царь" сможет бросить им столько крошек, столько пожелает, поскольку они будут рады принять любую помощь, чтобы пережить еще одну зиму и этот решающий год с более чем $60 млрд. накопленного долга.

Следует признать и то, что политическая обусловленность подписания европейских соглашений решением украинского правосудия по делу Тимошенко не была оригинальным решением, пишет Hotnews. С другой стороны, вовсе не из-за неосвобождения Юлии Тимошенко Украина сейчас не состоит в ассоциации с Евросоюзом. Европейцы поняли в последний момент, в день саммита в Вильнюсе, что подобное давление не является ни реалистичным, ни "принципиально европейским" (можно было потребовать повторного суда и т.д., но не конкретного решения) и отказались от условия, но положения дел это уже не изменило. То есть, дело Тимошенко не было в конечном счете столь существенным. Решающим фактором явился страх Украины, не сумевшей противостоять экономической мести России. Украина не обладает на данный момент достаточными политико-экономической силой, общественным мнением и ресурсом культурной европейскости, чтобы, наконец, вырваться из "серой зоны" континентальной геополитики и переместиться в более светлую и более цивилизованную. Рекламных щитов и плакатов, пропагандирующих более двух месяцев проевропейский режим Януковича по всей стране, оказалось мало. Барьеры, стоящие на пути "побега" Украины на Запад, отлиты из свинца.

Правдоподобно, хотя и не обязательно неминуемо, проглядывается апокалиптический сценарий распада Украины по линии трещины Восток-Запад, продолжает Hotnews. Это культурный разрыв, который отделит русскоговорящий регион от (относительно) проевропейского. Гипотеза возможного внутреннего разлома украинского общества, возможно, подпитываемого Россией на случай европейской интеграции Киева, довольно убедительна, если учитывать экономические и культурно-исторические реалии нашего северного соседа. С другой стороны, глядя на карту, становится неспокойно от мысли, что так близко к нашим границам теоретически возможна напряженность сепаратистского характера, особенно если вспомнить кровавый распад Югославии 90-х. Никто не желает, чтобы это повторилось.

Не надо быть аналитиком, чтобы понять, что ухудшение политического климата на Украине, полупровал "Восточного партнерства" (четыре из шести государств сказали Брюсселю "нет"), а также очевидное наступление России по восстановлению исторического влияния на территории, соседствующие с ЕС, являются сильными аргументами для повышения стратегического значения Республики Молдова и Грузии, пишет Hotnews. Вполне вероятно, что вскоре мы станем свидетелями интенсификации споров гигантов, Брюсселя и Москвы, за сближение с этими маленькими постсоветскими республиками. Особенно крепко руль следует держать в 2014-м - в год очень сложных парламентских выборов за Прутом (в ноябре 2014 года в Молдавии запланированы очередные парламентские выборы - прим. ИА REGNUM).

Символом "Оранжевой революции 2.0", вероятно, станет снесение памятника В.И. Ленину на Бессарабской площади в Киеве, пишет Revista 22. 8 декабря милиция отказалась далее оборонять памятник, так что последняя в Киеве статуя основателя советского государства легко была обрушена со своего пьедестала под крики толпы. Эта гранитная статуя неоднократно становилась объектом покушений. В июне 2009 года националисты из партии "Свобода" молотком отбили статуе руку и нос. На этот раз протестующие обезглавили Ленина. Этот эпизод знаменует победу нового поколения молодых украинцев над советским наследием. За последние 20 лет на Украине сформировалось гражданское общество, которое не желает участвовать в традиционном балете между Россией и Западом, проходившем по принципу "ласковый телёнок двух маток сосёт".

Происходящее сегодня на Украине подтверждает тот факт, что после истощения ресурсов, оставшихся от коммунизма, и в условиях отсутствия энергетических ресурсов, основным источником выживания является суверенитет, от которого власти отказываются, чтобы получить поддержку Кремля, продолжает Revista 22. Это произошло с Белоруссией и Арменией, которые согласились с полуколониальной зависимостью от России. На Украине, однако, этот сценарий вызвал политический взрыв. Украинцы отвергли постсоветскую модель, которая исчерпала свои ресурсы, и возложили свои надежды на европейскую интеграцию. То есть они готовы отказаться от прерогативы суверенитета в пользу Европейского союза, но не России.

Для Кремля Украина является фактором внутренней стабильности политического режима, пишет Revista 22. Отсюда попытки удержать Украину полностью или хотя бы её восточную часть в орбите России. Даже если Виктор Янукович хочет казаться жертвой Владимира Путина, похоже, он никогда не был готов решительно двигаться в направлении Запада. Он предпочитал лавировать между Западом и Россией, стараясь не потерять свой традиционный электорат в перспективе нового срока на посту президента.

В течение двух десятилетий капризная Украина была любимым ребенком Запада, продолжает Revista 22. В 90-х Украина была предметом крупной геополитической битвы между Западом во главе с США и Россией. Администрация Обамы изменила свой подход, выделив другие приоритеты внешнеполитической повестки дня, - Ближний и Средний Восток, Афганистан, Китай. Довольно большие и сложные досье. Вашингтон опирался на тот факт, что для украинского общественного мнения, политической элиты, бизнесменов, Россия больше не является привлекательной моделью. Соединенные Штаты были разочарованы политическими результатами "Оранжевой революции" и упадком демократии на Украине, всё более очевидными после победы Януковича на президентских выборах в 2010 году.

Перенять у США украинское досье попытался Европейский союз, но и он оказался не готов действительно помочь ей, пишет Revista 22. Германия, крупнейшая страна ЕС, застряла в деле Юлии Тимошенко и не пыталась реально воздействовать на Януковича или хотя бы поддержать его перед давлением России. "Восточное партнерство" было долгожданной инициативой, но оно было похоронено евробюрократами Брюсселя. Со временем, "Восточное партнёрство" стало площадкой, в рамках которой ЕС может подружиться с авторитарными лидерами, такими как Ильхам Алиев, который рад возможности вращаться в избранных западных кругах. По крайней мере, именно этим президент Азербайджана занимался на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе.

Поддержка, которую украинское общество выражает в отношении подписания соглашения об ассоциации, меняет суть "Восточного партнерства", продолжает Revista 22. Евробюрократия, Европейская служба внешних действий, Еврокомиссия не были готовы к столь сильным эмоциям, сгенерированным общественным взрывом в Киеве. Для Брюсселя целью "Восточного партнерства" является создание зоны свободной торговли, а не европейская интеграция. Сотни тысяч украинцев, вышедшие на улицы, превратили Вильнюс в поворотный момент, которым он, по сути, не является. Теперь, европейские лидеры находятся перед дилеммой: либо поддержать европейский выбор определённой части украинского общества, либо прятаться в тени, давая понять, что ЕС фактически не имеет серьезного предложения для Украины, и великий интеграционный проект континента парализован.

На самом деле, брюссельские евробюрократы рады давлению со стороны Москвы, которая только покрывает их пассивность и отсутствие проекта для бывших советских территорий, пишет Revista 22. Они будут глупо повторять, что "Восточное партнерство" не направлено против Евразийского союза, задуманного Путиным, и все были бы счастливы воцарению мира и дружбы на планете. Это даже тогда, когда Кремль уже обязывает своих соседей сделать категорический выбор: или с Россией, или против нее. Осознаёт ли ЕС весь драматизм данного момента? Есть ли у Берлина, Парижа, Лондона, Рима, Мадрида, Гааги, Праги, Будапешта политические лидеры, которые бы олицетворяли силу либеральной демократии? Провал Майдана может стать новогодним подарком, столь желанным для Кремля. И это будет не только поражением Украины, но поражением всей западной цивилизации. Тогда у России не будет даже виртуального конкурента, с которым она могла бы меряться силами. Президенту Путину больше просто не с кем будет разговаривать, подводит итог издание.

"Бессарабский вопрос": "Не удивляет, что кишиневские политики, обладающие гражданством Румынии, пугаются, когда кто-то открыто говорит о сближении двух государств"

10 декабря в Бухаресте прошла конференция "Политическое утверждение календаря объединения Республики Молдова с Румынией", пишет Adevarul. Хорошей новостью является то, что в мероприятии участвовали 11 депутатов из всех румынских парламентских партий, а это значит, что мы близки к достижению политического консенсуса по данному проекту.

Даже Россия со всем своим косноязычием признает, что дорога Республики Молдова к Европе означает путь к Румынии, продолжает Adevarul. Так, председатель Комитета по внешней политике Государственной думы Алексей Пушков, отметил, что Молдавия будет "поглощена" Румынией, если продолжит свой путь в Европейский союз. То, что Россия называет "поглощением" на самом деле является воссоединением двух румынских государств, о котором, впрочем, и сама Россия говорит, как о неоспоримом факте, который произойдёт в ближайшем будущем.

В рамках работы по "календарю объединения" следует идентифицировать группу депутатов-унионистов в парламенте Румынии, вне зависимости от их политической окраски, и аналогичную группу в парламенте Кишинева, пишет Adevarul. Когда эти две группы станут значительными по своему влиянию и весу, они скажут своё слово в пользу объединения. После этого обе эти компоненты должны слиться и совместно выполнять конкретные мероприятия и действия, реализуя политическую волю к объединению со стороны политического класса обоих румынских государств. Воссоединение - это мост, который должен быть построен с обоих берегов реки Прут, подводит итог издание.

Впервые на параде в честь Национального дня Румынии присутствовал президент Республики Молдова Николай Тимофти, пишет Evenimentul Zilei. Это повысило значимость этого события и стало звеном в целой цепи жестов Траяна Бэсеску за последние дни, начиная с его заявления на TVR от 27 ноября. Траян Бэсеску заявил, что объединение с Республикой Молдова следует считать ключевым проектом нации: "Первым фундаментальным проектом Румынии было вступление в НАТО. Вторым стало вступление в Европейский союз. Я думаю, что третьим ключевым проектом государства должно стать объединение с Республикой Молдова. Безоговорочно".

Теоретически, это был вызов, брошенный всему политическому классу, продолжает Evenimentul Zilei. Практически, это был запуск проекта, который президент через голову политического класса предлагает напрямую румынскому народу. И здесь требуется пояснение. Траян Бэсеску говорит об объединении с Молдавией, как о ключевом проекте страны. Такой проект не может быть реализован единственным политиком и одной политической силой. Это должно стать проектом всех политических сил на ближайшие годы. Таким образом, Бэсеску собирается работать во имя этого проекта, им же запущенного, чтобы добиться того, чтобы этот проект был принят всеми политиками, всеми политическими силами и всем обществом. Таким может быть смысл его заявления.

Также необходимо упомянуть о конъюнктуре, в которой Траян Бэсеску изложил Третий национальный проект, пишет Evenimentul Zilei. Это было сделано в контексте, в котором у президента не только нет правящей партии, но нет ни одной поддерживающей его партии в парламенте. Это контекст, в котором жесткий конфликт с премьер-министром Виктором Понтой лишает Бэсеску инструментов для эффективной работы по данному проекту. Контекст, в котором Траян Бэсеску находится в должности последний год. Резюмировав всё вышесказанное, можно заключить, что своим заявлением Бэсеску берёт на себя обязательство посвятить последний год своего мандата привлечению всех политиков, всех политических сил, всех румын к реализации этого проекта. Это должно означать, что этот последний год станет годом президента-переговорщика, а не президента-игрока.

Однако, зная Траяна Бэсеску, трудно поверить, что он запустил этот проект, чтобы все политики вместе с ним работали над объединением с Республикой Молдова, продолжает Evenimentul Zilei. Скорее всего, смысл здесь в другом. Своё заявление Бэсеску сделал, перед вылетом в Вильнюс, где он принял участие в парафировании Соглашения об ассоциации между ЕС и Республикой Молдовой. Запуск проекта не случайно был сделан перед Вильнюсом. По мнению Бэсеску, после Вильнюса начнётся не только процесс интеграции Республики Молдова в ЕС, но также и объединения Румынии с Молдавией.

Траян Бэсеску не взял с собой в Вильнюс министра иностранных дел Румынии Титуса Корлэцяна, пишет Evenimentul Zilei. Можно сделать вывод, что Траян Бэсеску считает государственный проект объединения с Молдавией эксклюзивным проектом президента, над которым в следующем году будет работать только президент и ещё, возможно, близкая его сердцу политическая партия "Народное движение".

Если обратить внимание на два других жеста Траяна Бэсеску после заявления (срочный визит в Кишинев и приглашение Николая Тимофти в Бухарест), то можно прийти к выводу, что государственный проект объединения Траян Бэсеску рассматривает, как свой проект последнего года пребывания в должности, продолжает Evenimentul Zilei. Об этом он в той или иной форме заявил и в своей речи на приеме по случаю Национального дня Румынии: "На днях я озвучил государственный проект, образ будущего: предложил свои размышления и объявил цель, которая принадлежит президенту Румынии, и я думаю, что ее разделяет большая часть румынского народа: воссоединение с нашими братьями из Республики Молдова, объединение нас, как народа".

Воодушевленный результатами опросов, которые показывают, что большинство румын желают объединения с Республикой Молдова, Траян Бэсеску запустил скорее проект президента, нежели государственный проект, пишет Evenimentul Zilei. Будет весьма интересно понаблюдать над тем, какая развернётся битва за этот проект. Виктор Понта кажется всё более решительным начать войну не на жизнь, а на смерть с Траяном Бэсеску. Еще предстоит выяснить, кто проиграет эту войну: Траян Бэсеску или Виктор Понта. Или, что более вероятно, сам проект объединения, подводит итог издание.

Ziare.com публикует интервью лидера партии "Народное движение", депутата парламента Румынии Еуджена Томака, который считает, что объединение Республики Молдова и Румынии - это реальная цель, а все мешающие этому проблемы могут быть решены.

Z: Президент Бэсеску заявил об объединении Молдавии и Румынии как о проекте на будущее. Если смотреть на вещи реально, возможно ли это? Можно ли преодолеть такие препятствия, как приднестровская проблема, большое число тех, кто против объединения, сопротивление русскоязычных меньшинств и многое другое?

Е.Т.: Я считаю, что объединение с Республикой Молдова - это реальная цель, которую можно достичь гораздо быстрее, чем мы себе представляем. Конечно же, препятствий много, это и Приднестровье, и ситуация с меньшинствами в РМ, экономическое положение и не только, но все это решаемо. Советская антирумынская пропаганда была нацелена на денационализацию населения Бессарабии, и последствия этого видны в обществе, в том числе и среди румын, лишившихся корней, невооруженным глазом. При всем этом я бы напомнил, что после развала СССР, кишиневские власти приняли решение вернуть румынскому языку статус официального, первым гимном Молдавии была песня "Desteapta-te romane" ("Проснись, румын"), а объединение с Румынией считалось чем-то само собой разумеющимся. Бухарест же ответил на все это трусостью и угодничеством перед Москвой. Ион Илиеску (первый президент посткоммунистической Румынии - прим. ИА REGNUM) предал национальные интересы румын и отправился в 1991 году в Москву вместе с Адрианом Нэстасе (в 1991 году - министр иностранных дел Румынии - прим. ИА REGNUM) для того, чтобы подписать постыдный для Румынии договор с СССР, обманув ожидания миллионов румын, оставшихся вне румынских границ из-за пакта Молотова-Риббентропа. Если бы Румынией тогда руководил президент Траян Бэсеску, румыны за Прутом сегодня были бы гражданами Румынии. Сегодня перед нами иная реальность и необходимо действовать со всей ответственностью, не торопить события, но открыто заявляя о своих интересах. И Румыния может помочь посредством всех доступных демократических инструментов вернуть румынское достоинство на восточный берег Прута. Никто не мешает нам создать общее информационное пространство, разработать единую образовательную систему на румынском языке, общий подход к сохранению и продвижению румынской культуры. Духовное единство необходимо в первую очередь осознать, а потом уже оба берега решат, хотят ли они жить в одном румынском государстве.

Z: Официальный Кишинев выразил обеспокоенность по поводу заявлений Траяна Бэсеску, кто-то даже сказал, что он помогает России. Что вы об этом думаете?

Е.Т.: Всегда проще пуститься в спекуляции на такой теме как сближение двух берегов Прута. Политики, независимо от того, где они находятся, в Бухаресте или Кишиневе, должны оставаться людьми государственными, смело решающими проблемы, следуя национальным интересам. Позиция России по отношению к Бессарабии известна уже 200 лет. Нация не может вернуть себе достоинство, пряча правду. Совершенно очевидно, что большая часть населения Республики Молдова - румынская, но она денационализирована, обманута, оторвана от всего, что ей принадлежит посредством политического шантажа и пропаганды в средствах массовой информации. Меня не удивляет, что кишиневские политики, обладающие гражданством Румынии, пугаются, когда кто-то открыто говорит о сближении двух государств. Президент Румынии всегда открыто выступал за объединение, даже тогда, когда у власти в Молдавии были коммунисты. Кишиневские же политики не понимают другого - что президент Бэсеску обращается к румынам Республики Молдова, которые должны четко знать какова наша позиция.

Z: Не противоречит ли объединение с Румынией плану интеграции Республики Молдова в ЕС?

Е.Т.: Нет, потому что эта цель не мешает нынешней повестке дня Республики Молдова касательно интеграции в ЕС. Как только Прут перестанет быть границей между двумя румынскими государствами, процесс воссоединения румын двух берегов станет интенсивнее. Важно быть рядом с Республикой Молдова в этом процессе. Опыт Румынии в разных областях полезен Молдавии, в том числе и в том, что касается интеграции меньшинств, которые, в свою очередь, были денационализированы насильственной русификацией. Ненормально, что гагаузское меньшинство говорит на русском языке, а не на собственном гагаузском. Румыния в лице Бэсеску безусловно поддерживает присоединение Республики Молдова к ЕС, и поддерживала даже до того, как мы в 2007 году туда вступили. Когда же наша страна стала членом ЕС, на каждом заседании Совета ЕС обсуждается ситуация в Республике Молдова. Мы сделали это потому, что интеграция Молдавии в ЕС - это и наша цель тоже.

Z: Чего стоит ждать от России относительно Республики Молдова, если последней удастся сделать первые значительные шаги по направлению к ЕС?

Е.Т.: Россия прекрасно понимает, что однажды столь решительно начатый процесс не может быть остановлен, хотя она иногда и прибегает к методам Холодной войны, вроде эмбарго и других форм давления. Страны Прибалтики тоже стали жертвами соглашения между Гитлером и Сталиным, но они выбрались из сферы влияния Москвы, благодаря тому, что Евросоюз поставил перед собой такую цель. Сегодня понятно, что ЕС желает укрепить отношения с Республикой Молдова, и свидетельством тому саммит в Вильнюсе. Россия - это сосед, к которому стоит относиться со всей серьезностью, но не стоит забывать и о собственных интересах, на которые Кремль иногда смотрит иначе...

Z: Мы видели, что на Украине в поддержку европейскую интеграцию на улицы вышли 100 тысяч человек, дошло до столкновений, жертв. Возможно ли такое в Кишиневе, если европейский курс провалится?

Е.Т.: То, что произошло в Киеве, свидетельствует о наличии огромной пропасти между властями и народом. Люди хотят другого будущего, хотят свободы передвижения, хотят лучше жить. Власть показала, что не обладает силой, необходимой для принятия решений, а влияние России все явственнее. Тем временем, в Кишиневе тоже вышли на площадь несколько недель назад более 100 тысяч человек для того, чтобы выразить поддержку курсу правительства на интеграцию в ЕС. Практически поддержка европейской интеграции в Республике Молдова стала свидетельством патриотизма. Коммунисты и другие противники европейской интеграции являются больше патриотами Российской Федерации, чем Республики Молдова.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. В 1812 году пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом Бессарабия была освобождена российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией, вошла в состав Российской империи. Государство Румыния (основу которого составили объединившиеся княжества Валахия и Молдавия без Бессарабии) появилось по решению Берлинского конгресса в 1878 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала никогда не принадлежавшую ей Бессарабию. В 1940 году СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к Приднестровью была образована Молдавская ССР. В то же время румыноунионисты вслед за официальным Бухарестом считают 1812 и 1940 годы соответственно первой и второй "русско-советскими оккупациями".

В 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во Второй мировой войне на стороне "Третьего Рейха" и представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 вызвало в Румынии переворот - румынский король Михай I сверг фашистского диктатора Иона Антонеску - и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей страны, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.