Совместное заявление глав МИД Молдавии и Канады Натальи Герман и Джона Бэрда в поддержку украинской оппозиции и "европейского выбора Украины" и последствия данного шага для молдавско-украинских и украино-приднестровских отношений прокомментировал 17 декабря для ИА REGNUM директор НИИ стратегического анализа и прогнозирования (г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика) Илья Галинский:

"Представители правящего молдавского политического класса в последнее время все активнее выступают с публичными заявлениями в поддержку "кампании гражданского неповиновения" и так называемого Евромайдана, которые были инициированы радикальной украинской политической оппозицией, первоначально, вроде бы как, для демонстрации своих евроустремлений, на самом же деле, как показывают последние их действия, - с целью свержения нынешней государственной власти во главе с Виктором Януковичем. Поэтому, на наш взгляд, вполне предсказуемым было последнее заявление находящейся с официальным визитом в Канаде министра иностранных дел и европейской интеграции РМ Наталии Герман (как, кстати, и недавнее выступление на "Евромайдане" председателя ЛДПМ Владимира Филата) о поддержке властями Республики Молдова киевских демонстрантов, фактически же - о поддержке ныне реализуемого на Украине антиконституционного государственного переворота.

Разумеется, и это совершенно очевидно, по своей воле и инициативе такие "высокоответственные" политические заявления, по сути, представляющие из себя ничто иное, как откровенное вмешательство во внутренние дела соседнего государства и могущие привести к крайне печальным последствиям для такого маленького и слабого государства, как Республика Молдова, вряд ли делаются. Очевидно, что с самого высокого европейского, а может быть и американского политического уровня, был подан соответствующий сигнал, правильно понятый правящей политической элитой Республики Молдова. Более того, скорее всего ей были даны некие гарантии еврозащиты "в случае чего". При этом, если заявления молдавских политиков совместить с грозными заявлениями, прозвучавшими на самом "Евромайдане" из уст американских сенаторов Джона Маккейна и Кристофера Мерфи, помощника Госсекретаря США Виктории Нуланд, еврокомиссара Кэтрин Эштон и других "друзей" Украины, то с уверенностью можно констатировать, что разработанный на Западе план по переформатированию или даже демонтажу существующей украинской власти, начал претворяться в жизнь.

Понимая, что их политическое будущее на сто процентов зависит сегодня от поддержки западных партнеров, прежде всего Евросоюза, пытаясь парафирование Соглашения об ассоциации с ЕС в самое ближайшее время превратить в его подписание, надеясь на всяческие поблажки со стороны ЕС в контексте сближения и "приторможения" Украины, молдавские власти готовы, по нашему мнению, даже на большее. Нельзя исключить, что при определенном изменении политических условий, в постоянно создаваемой ситуации "вытеснения России" из Приднестровья, разумеется - по подсказке и при поддержке Запада, они вполне будут готовы не только к полномасштабной экономической блокаде Приднестровья, но и к попытке военным путем "вернуть" себе "утраченные территории". Иначе говоря, мы сегодня можем наблюдать за тем, как нынешние молдавские власти, куда-то запрятав свою "суверенность" фактически перешли под явный контроль внешнего европейского управления.

Безусловно, возможная реализация этих или других планов молдавских властей по отношению к Приднестровью во многом будет зависеть от дальнейшего развития политической ситуации, как на Украине, так и вокруг нее. Например, если к власти на Украине в результате сегодняшних политических потрясений и сотрясений придет прозападная 3-партийная политическая коалиция, ориентирующаяся на европейскую интеграцию и конфронтацию с Россией, вполне предсказуема ее тесная смычка с правящей молдавской коалицией на базе общих "европейских ценностей" в стратегии "удушения" Приднестровья. В данном случае у России, как мы полагаем, не будет иного выхода в поддержке приднестровского социума, кроме как - юридического признания ПМР суверенным государством.

Если же Виктору Януковичу на данном этапе все-таки удастся сохранить власть, скорее всего, власть эта в "переходных период" будет слабой, рыхлой и весьма недолговечной, поскольку радикальная прозападная оппозиция разрушит хрупкое единство Партии регионов и перезамкнет на себя многие президентские полномочия, а Виктор Янукович, спасая себя самого, свою "семью" и свое благополучие, будет при ней полудекоративной фигурой, во многом, идущей у нее на поводу. В этой ситуации он с большей долей вероятности может согласиться с теми жесткими стратегиями, которые могут быть предложены ЕС и Республикой Молдова для Приднестровья.

Совершенно иначе, с позитивной точки зрения, может сложиться судьба Приднестровья при развитии ситуации на Украине по третьему сценарию. А именно, в случае ее территориального политического размежевания. Нельзя исключить, что наличие различных цивилизационных ценностей, менталитета, геополитических предпочтений у населения, проживающего в разных регионах Украины, в конечном счете, приведет к образованию на территории современной Украины ряда самостоятельных государств (в том числе, дружественных по отношению к России и Приднестровью), как это, в свое время, случилось, например, с Австро-Венгрией или Югославией. И никакой трагедии из этого не следует делать. Может быть, это как раз тот случай, когда все заинтересованные стороны сохранят свой главный политический интерес. В этом случае граница Приднестровья с новым "другим" украинским (или украинско-русским) государством (скажем, Новороссией), может превратиться в границу дружбы и сотрудничества, что кардинально поменяет сущностные аспекты молдавско-приднестровского урегулирования, создаст устойчивые гарантии жизнеспособности и безопасности приднестровскому государству. И этот вариант сегодня явно не из области фантазии. Для его реализации есть все объективные предпосылки. Главное, чтобы они были подкреплены достаточно активным субъективным фактором.

В любом случае, и приднестровские политики и эксперты это отчетливо понимают, настоящее и будущее Приднестровья во многом будут зависеть от окончательного выбора Украиной восточного или западного вектора ее политического развития, от центростремительного движения Республики Молдова в сторону Европейского союза, ну и, конечно же, от новой политики России на приднестровском направлении, учитывающей вновь складывающиеся обстоятельства, несущие видимые риски и угрозы, в том числе и российским национальным интересам".