Уходящий 2013 год СМИ и общественность пристально следили за судьбой экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Вновь и вновь звучали мнения, что он должен быть не свидетелем, а обвиняемым и более того, как можно быстрее получить срок. Однако в целом год оказался для Сердюкова вполне успешным: ему удалось избежать обвинений в тяжких преступлениях и даже получить шанс на амнистию в случае признания виновным по статье "Халатность". ИА REGNUM вспоминает основные моменты "дела Сердюкова" в 2013 году.

Напомним, громкая отставка Сердюкова последовала вскоре после того, как правоохранительные органы выявили крупные хищения в ОАО "Оборонсервис" в 2012 году. Два эпизода коррупционного скандала - финансирование из бюджетных средств строительства дороги к базе отдыха "Житное" в Астраханской области и незаконная продажа объектов недвижимости Минобороны с участием фирмы "Славянка" - оказались напрямую связаны с главой Минобороны.

Поначалу Сердюков уклонялся от посещений Следственного комитета, однако 11 января 2013 года он в сопровождении адвоката Генриха Падвы явился на допрос, письменно изложил свою версию по делу "Славянки", но от дачи показаний относительно "Житного" отказался. Отметим, что собственником базы на тот момент являлся муж сестры Сердюкова Галины - Валерий Пузиков.

Буквально на следующий день оперативники СК восполнили информационный вакуум по делу "Оборонсервиса" и сообщили, что Сердюков, находясь на посту министра обороны, неоднократно оказывал поддержку бизнесу Пузикова за счет бюджета ведомства, а также был лично заинтересован в строительстве дороги к "Житному", где проводил отпуска и принимал высокопоставленных гостей, в том числе Владимира Путина и Дмитрия Медведева.

Тем не менее, Сердюков продолжал хранить молчание вплоть до 12 марта, когда он явился в Главное военное Следственное управление СК РФ и дал письменные показания на 11 листах. Благоустройство собственности своего зятя силами Минобороны РФ с привлечением бесплатного труда военнослужащих он объяснил "заботой о полноценном отдыхе бойцов зенитно-ракетных войск ПВО, несущих тяжёлую, а порой и опасную службу на находящемся неподалёку полигоне Ашулук".

Следующий удар по репутации экс-министра нанес его преемник - Сергей Шойгу, который 22 мая, выступая в Госдуме РФ, обвинил Сердюкова в развале военной медицины, создании дефицита военных кадров из-за закрытия ряда вузов и сокращения приема в оставшиеся, несвоевременном и некачественном выполнении оборонзаказа и так далее. Выступление Шойгу произвело сильное впечатление на депутатов, представитель КПРФ Анатолий Локоть высказал мнение о том, что приведенные факты могут служить основанием для обвинения Сердюкова в развале Вооруженных сил РФ "с соответствующими выводами".

В июне Счетная палата заявила, что экс-министр незаконно повысил выплаты гидронавтам Минобороны в три раза, в результате чего их "чистая" зарплата в 2012 году составила от 500 до 590 тысяч рублей, что, к примеру, в три раза превышает жалование командира авиационной базы стратегических бомбардировщиков в звании полковника. Однако данный сюжет следственного развития не получил.

23 июля СК РФ вновь заинтересовался тандемом Сердюков-Пузиков в связи с продажей по заниженной цене старинного особняка на территории Таврического дворца в Санкт-Петербурге. Как выяснили следователи, объект общей площадью 1,2 тыс. кв. м с участком 0,53 га на территории Таврического дворца после капитального ремонта за счет Минобороны и многократной переоценки был продан за 376,5 млн рублей фирме "Стройрент", контролируемой Пузиковым. По мнению оперативников, рыночная цена особняка была занижена как минимум на 75 млн рублей. Сердюков на допрос явился, но вины не признал. Как позже объяснил его адвокат Константин Ривкин, сделка была заключена с целью избавиться от непрофильного актива в короткий срок, поэтому в качестве покупателя был выбран первый попавшийся бизнесмен, который по стечению обстоятельств оказался родственником министра.

Несколько дней спустя хор критиков Сердюкова пополнился еще одним голосом: курирующий вопросы оборонно-промышленного комплекса вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе совещания у президента возложил на экс-министра обороны ответственность за развал системы приемки вооружений, приведший к массовой поставке некачественных комплектующих на предприятия отрасли.

Казалось бы, дальнейшего преследования и серьезных обвинений Сердюкову не миновать, пресса и эксперты со дня на день ожидали возбуждения против него уголовного дела о превышении служебных полномочий. Однако в сентябре в деле "маршала Табуреткина" наметился перелом.

Первой ласточкой стало решение собственников базы "Житное" о безвозмездной передаче объекта стоимостью 150 млн рублей на баланс Минобороны. Следующее событие, вынесшее фамилию Сердюкова в топ новостей, произошло 1 ноября, когда он был назначен генеральным директором Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения (ФИИЦ М), который входит в состав госкорпорации "Ростехнологии". Новая должность опального чиновника повергла в недоумение не только СМИ, но и депутатский корпус: в нижней палате данное решение назвали прямым вызовом обществу. Администрация президента РФ поспешила откреститься от сомнительного назначения: пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что Кремль не имеет отношения к кадровым изменениям в "Ростехнологиях".

18 ноября произошло еще одно приятное событие в жизни Анатолия Сердюкова: его имя исчезло из дела "Славянки", организатором хищений собственности Минобороны был назвал генеральный директор фирмы Александр Елькин. Напомним, по версии следствия, путем махинаций с недвижимостью ведомства Елькин нанес государству ущерб в размере 174 млн рублей, эти деньги были перечислены в 2010-2012 годах на счета подконтрольных фирм "Славянки" в виде откатов, а подозреваемый распорядился ими по своему усмотрению.

Тем не менее, совсем уйти от преследования Сердюкову не удалось. 28 ноября Следственный комитет возбудил против него дело о халатности в связи с упоминавшимся уже эпизодом со строительством дороги к базе "Житное". 6 декабря экс-министру было предъявлено официальное обвинение в халатности, повлекшей причинение крупного ущерба (ч.1 ст.293 УК РФ). Следствие по делу было завершено 16 декабря, обвинение осталось прежним и не было переквалифицировано на более тяжкое, что является очень хорошей новостью для Анатолия Сердюкова. Предполагается, что выделение денежных средств и рабочей силы Минобороны для строительства дороги произошло по недосмотру Сердюкова, который был вынужден подписывать сотни распоряжений, в том числе в выходные дни.

Если суд признает его виновным, ему грозит штраф в размере до 100 тыс. руб., или 360 часов общественных работ, или арест сроком до трех месяцев. Впрочем, у экс-главы Миноброны есть шанс избежать и этого наказания. Дело в том, что принятая 18 декабря Государственной думой амнистия дает Сердюкову шанс уйти от ответственности, если приговор будет вынесен в течение 6 месяцев, а сам он будет признан участником боевых действий. Отметим, что формально участием в боевых действиях может считаться любое нахождение в горячих точках по долгу службы. Будучи министром обороны, Сердюков неоднократно выезжал в места боевых действий. Добавим, момент предъявления обвинения, выбран очень удачно с точки зрения интересов экс-министра: если бы оно состоялось после 18 декабря, то воспользоваться амнистией Сердюков бы не смог, несмотря на "боевые заслуги".

Отметим, что россияне весь год внимательно следили за развитием "дела Сердюкова": согласно опубликованным 26 декабря данным итогового опроса ВЦИОМ, коррупционные расследования в Минобороны были названы главным скандалом года с результатом в 19%.

Таким образом, уходящий 2013 год Анатолий Сердюков может считать для себя успешным: ему удалось не только избежать обвинений в превышении служебных полномочий, но и воспользоваться амнистией, если он будет признан виновным в халатности.

Впрочем, 2014 год может стать для экс-министра не столь радужным: уже появилась информация, что против него готовится новое уголовное дело. По данным военной прокуратуры, Сердюков продавал под коттеджную застройку лесные участки военных полигонов в Московской и Ленинградской областях, на что не имел права.