Вероятность снятия Западом санкций с Ирана настраивает некоторые ближневосточные силы на предпринятие опережающих мер. К текущему моменту реализации промежуточного соглашения стран "шестёрки" с Ираном от 24 ноября прошлого года нет серьёзных угроз. Напротив, на рубеже 2013-2014 годов стали выдвигаться предложения о целесообразности начала работы сторон уже над комплексным соглашением, которое придёт на смену установленному в Женеве 6-месячному "испытательному сроку".

Снятие санкций с Ирана пока носит весьма ограниченный характер. Скорее, это послабление санкционного режима, но не его серьёзное обращение вспять. Послабления коснулись, в первую очередь, вопроса поставок иранских углеводородов на внешние рынки, и то в довольно усечённом виде. Торговое и финансовое досье введённых ранее ограничений против Исламской республики фактически оставлены в неприкосновенности. Под санкциями продолжает находиться банковская сфера Ирана, что самым негативным образом отражается на торгово-экономических связях страны с зарубежными партнёрами.

Можно с уверенностью предположить, что сразу после первых шагов по отмене торговых, финансовых, инвестиционных ограничений на Иран последует "ренессанс" его внешнеэкономических отношений. Не допустить его некоторым ближневосточным оппонентам Тегерана явно не под силу. Но максимально затруднить восстановление старых и построение новых связей иранских хозяйствующих субъектов с внешним кругом - является решаемой задачей для отдельных региональных игроков. К их числу, несомненно, относится Саудовская Аравия, которая в преддверии и сразу после Женевских соглашений от 24 ноября пошла на ряд неординарных дипломатических шагов. Кредо последних можно выразить как отвлечение потенциально крупных внешнеэкономических партнёров Ирана от сотрудничества с ним в дальнейшем. В поле внимания саудовской стороны под призмой "отвлекающей дипломатии" оказалась Москва.

С середины 2013 года у саудовцев появились веские основания обратить внимание на вопрос оздоровления отношений с северной державой. Главной причиной этому стало надвижение провала политики изоляции Ирана со всеми вытекающими из этого последствиями для односторонних и международных санкций в отношении Исламской республики. Эр-Рияд сделал Москве ряд заманчивых предложений с целью максимально затруднить сближение России и Ирана. Они охватили как сферу ближневосточной политики, так и экономические вопросы. По итогам конфиденциального визита секретаря совета безопасности Саудовской Аравии, главы общей разведки Королевства Бандар Бен Султана в Москву 31 июля прошлого года были выдвинуты версии о сущности саудовских предложений. России якобы предлагалось сотрудничество на мировом рынке энергоносителей. Вплоть до совместного контроля над ценой и предложением нефти. Саудовцы также выявили свою готовность предоставить россиянам гарантии в вопросе сохранения за Москвой пункта материально-технического обеспечения в сирийском порту Тартус. Конечно, при условии, что российская сторона с пониманием отнесётся к усилиям антииасадовской коалиции сместить нынешнего президента Сирии. Указанные опции с саудовской стороны в адрес Москвы до сих пор носят характер неподтверждённых экспертных гипотез. Хотя, зная уровень замешательства в Королевстве в связи со столь резким изменением политического климата в отношениях Запада с Ираном, исключать элемент объективности в данных версиях было бы неправильно.

Бен Султан считается ключевой персоной в нынешней властной иерархии Королевства, ответственной за непубличную дипломатию в контактах с важными для Эр-Рияда политическими столицами мира. Ему удалось заслужить доверие одновременно и у администраций Белого дома, и у Кремля. Вспоминается визит президента России Владимира Путина в Саудовскую Аравию в феврале 2007 года. Считается, что он был организован при самом активном участии Бен Султана. Именно с этого первого за всю историю двусторонних отношений посещения Королевства главой России ведётся отсчёт относительного сближения между Москвой и Эр-Риядом. Преодолеть весь круг разногласий по внешнеполитическим темам россиянам и саудовцам не удалось до сих пор. Но такие болезненные вопросы, как исключение враждебной деятельности саудовских эмиссаров в южных субъектах РФ тогда в целом удалось разрешить (1).

Сирийский конфликт вновь развёл Россию и Саудовскую Аравию по разным углам ближневосточного ринга. Анонсированные по итогам визита Путина в феврале 2007 года и последующих двусторонних контактов некоторые перспективные экономические проекты заморожены. Для примера, в начале 2008 года ОАО "РЖД" выиграло в Саудовской Аравии тендер на строительство железнодорожной ветки от города Аз-Забира в международный аэропорт имени короля Халида в Эр-Рияде. Однако уже в мае того же года саудовская сторона аннулировала итоги тендера. Президент компании Владимир Якунин прокомментировал данное решение следующим образом: "Это не проблема технологий или РЖД. Это проблема международных отношений".

Даже на пике российско-иранского дистанцирования осенью 2010 года (указ главы России "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН №1929 от 9 июня 2010 года") объём торгово-экономических связей Москвы и Тегерана превышал товарооборот России со всеми членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В 2010 году взаимная торговля России и Ирана составила $3,65 млрд., а со странами ССАГПЗ более чем вдвое меньше - всего $1,5 млрд. В тот год российско-саудовский товарооборот выразился в скромные $366,4 млн.

Москва и Эр-Рияд возвращались к взаимным дипломатическим уколам всякий раз, когда их подходы по урегулированию сирийского кризиса расходились с особой остротой. К примеру, летом 2012 года Эр-Рияд резко отреагировал на заявление уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова о притеснениях шиитского меньшинства в Восточной провинции Саудовской Аравии. В заявлении уполномоченного МИД России содержался призыв к саудовским властям нормализовать обстановку в восточной части страны, где прошли массовые демонстрации местных шиитов, возмущённых арестом духовного лидера шейха Нимра аль-Нимра и дискриминацией со стороны суннитского большинства Королевства. Уполномоченный Смоленской площади также выразил обеспокоенность стабильностью и согласием гражданского общества в Саудовской Аравии. В ответ внешнеполитическое ведомство последней заявило о своём крайнем удивлении в связи с заявлениями представителя российского МИД и определило данные комментарии в качестве "вопиющего вмешательства во внутренние дела страны".

Дополнительную нервозность монаршей семье доставляет вынужденное увеличение внутригосударственных расходов. Поступления от нефти, которые формируют львиную долю доходной части бюджета, могут заметно убавиться с выведением нефтегазовой отрасли Ирана из-под санкционного пресса. До последнего времени высокие цены на нефть и некоторые затруднения с поставкой "чёрного золота" с Ближнего Востока на внешние рынки (в виду санкций против Ирана) позволяли Саудовской Аравии накопить значительный объём свободных средств. Их внушительная часть шла на внутренние социальные программы. В 2014 году объём запланированных властями расходов на социальную сферу составляет $228 млрд. Поддержание столь высокого уровня внутренней генерации средств может дать "трещину" в доходной части бюджета, если Иран вернётся на прежние позиции нефтяного экспорта. До 2012 года Иран занимал второе место в ОПЕК по поставкам нефти после Саудовской Аравии (до 3 млн. баррелей в день).

Российско-саудовские отношения не избавлены от резких выпадов в адрес контрпартнёра. Между тем, необходимо заметить, что стороны никогда не переходили рубеж, за которым следует открытая конфронтация. Напротив, за жёсткими взаимными декларациями, которыми в особенности "грешит" руководство саудовского внешнеполитического ведомства (2), следовали попытки выровнять отношения. Что интересно, практически каждый раз с обязательным обращением к услугам Бен Султана. Под конец 2013 года он вновь нанёс "приватный" визит в российскую столицу. Как можно было понять из факта недавно завершившейся (на тот момент) Женевской встречи "шестёрки" с Ираном, подоплекой последней миссии саудовского посланника был все тот же иранский вопрос.

По итогам визита Бен Султана в Москву 3 декабря саудовская пресса отметила две темы его переговоров в Кремле. Это Египет и Иран. Примечательность первой темы состоит в том, что саудовцы стараются оказать Москве посреднические услуги в контактах с нынешним военным руководством в Каире. После июльской "контрреволюции" в Египте 2013 года Королевство заняло позитивную по отношению к армейской верхушке 80-миллионой арабской страны позицию. Поддержка была оказана не только на дипломатических площадках, но и в присущей саудовскому стилю ведения внешнеполитических дел спонсорской манере. Каир получил от Эр-Рияда финансовую подпитку и обещания новых кредитов. Часть из них может охватить и такую интересную сферу зарождающегося российско-египетского сближения, как военно-техническое сотрудничество Москвы и Каира. После визита глав внешнеполитического и оборонного ведомств России в Египет 14 ноября 2013 года у Саудовской Аравии появились новые возможности для посредничества политическими и финансовыми услугами. Возможно, что предметом доверительных бесед Бен Султана в Кремле по египетской теме в минувшем месяце стало продвижение пакета военных контрактов Москвы и Каира.

На иранском направлении российско-саудовских консультаций прогресс сложно достижим. Особенно, когда Эр-Рияд пытается вкрапить в них вопрос урегулирования в Сирии. Здесь позиции двух стран расходятся с наибольшей рельефностью. Москва продолжает отстаивать необходимость участия Тегерана в конференции "Женева - 2" в швейцарском Монтрё 22 января. Эр-Рияд категорически против. Впрочем, саудовцы не оставляют попыток склонить россиян к неизбежности скорейшего отхода Башара Асада от власти в Сирии. При этом, прекрасно понимая, что к любому российско-саудовскому контакту в верхах в Тегеране относятся с нескрываемой настороженностью. Иранская пресса решила представить последний визит Бен Султана в Москву в своеобразном свете. Благо для этого Москва сама недавно подала поводы. С осени прошлого года указывается на вероятность заключения между Россией и Саудовской Аравией крупнейшего пакета оружейных контрактов. Муссируемый объём предполагаемой сделки весьма внушителен даже по меркам Саудовской Аравии - $12 млрд. Теперь иранцы обсуждают в своих СМИ возможность российско-саудовских соглашений в отношении Сирии под призмой данного оружейного контракта. "Масла в огонь" иранских подозрений готовы подлить арабские информационные ресурсы. В частности, базирующаяся в Лондоне газета "Al-Quds Al-Arabi" в одной из своих публикаций за декабрь 2013 года вывела в заголовок "Сирия - следующая секретная сделка между Россией и Саудовской Аравией".

Очевидно, для Саудовской Аравии египетская и сирийская темы в отношениях с Россией носят во многом тактический характер. Стратегический интерес Королевства - затруднить сближение России и Ирана (как, впрочем, и США с Ираном) в подготовительный к отмене санкций против Исламской республики период. Здесь интересы Саудовской Аравии полностью перекликаются с позицией Израиля, который также демонстрирует активность на российском направлении. Старт процесса отменя санкций с Ирана может совпасть с началом работы конференции "Женева - 2", что настраивает саудовцев на ещё более интенсивный ритм ведения непубличной дипломатии, проведения конфиденциальных встреч с ведущими державами из числа постоянных членов Совета Безопасности ООН.

(1) Первым существенным сигналом к отходу саудовцев от ранее оказываемой ими поддержки сепаратизма на южных рубежах России стал официальный визит в Москву наследного принца (ныне короля) Саудовской Аравии Абдаллы Бен Абдель Азиза Аль Сауда в сентябре 2003 года.

(2) 25 июня 2013 года из саудовской Джидды в адрес Москвы прозвучали неприкрытые обвинения. Глава внешнеполитического ведомства Саудовской Аравии принц Фейсал потребовал от российской стороны остановить "лихорадочное вооружение сирийского режима", приписав ей "нескончаемый поток денег и оружия" в Сирию, содействующего "геноциду сирийского народа".

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM