Весть о назначении нового главы Белорусского экзархата Русской православной церкви привлекла внимание прозападной оппозиции в Белоруссии. Незамеченные в симпатиях к православной церкви издания с конца декабря сосредоточили огонь критики на митрополите Павле. По мнению комментаторов этих изданий, Павел "виновен" в том, что он, во-первых, русский, во-вторых - православный, в третьих - не лоялен к гомосексуалистам и "белорусизаторам". С митрополитом Павлом связывают также приостановление "автокефализации" белорусского экзархата. Об этом, а также о восприятии православной общественностью Белоруссии нового предстоятеля Белорусского Экзархата РПЦ рассказал 6 января корреспонденту ИА REGNUM председатель витебской общественной организации "Русский дом" Андрей Геращенко.

Все эти беспочвенные обвинения и попытки раздуть сенсацию на ровном месте раздаются со стороны крайне националистических кругов Белоруссии и не имеют никакого отношения ни к православию, ни к церковному самоуправлению, ни к христианству вообще. Цель всей этой компании - политизация церковной жизни, расшатывание внутриполитической ситуации и вообще - дестабилизация обстановки, чтобы в мутной воде выловить те или иные бонусы. Все эти "комментаторы" спят и видят, как бы превратить наши спокойные православные храмы в некие "штабы революции", формирующие вокруг себя майданы с разноцветными флагами у царских врат по примеру того, как вывесили жёлто-голубой флаг у царских врат в одном из храмов в Киеве, что я наблюдал лично.

Если же отрешиться от эмоций, то Белорусская православная церковь (Белорусский экзархат Московского патриархата) не является отдельной церковью, а существует лишь в качестве специального административно-территориального образования РПЦ. Не совсем верно говорить о том, что БПЦ была образована после объявления о независимости Белоруссии. Конечно, политические процессы распада СССР имеют к этому косвенное отношение, но решение об образовании экзархата было принято ещё 11 октября 1989 года в связи со стремительным возрождением православия в БССР и необходимостью упорядочения этого процесса. Ситуация в Белоруссии принципиально отличалась от украинской - там экзархат существовал с 1921 года по 1990 год, когда под давлением украинских националистов он был преобразован в самоуправляемую с правами широкой автономии УПЦ.

Митрополит Филарет ещё 3 года назад подал прошение освободить его от обязанностей Патриаршего Экзарха в связи с достижением 75-летнего возраста, однако в связи с его высочайшим авторитетом решение откладывалось. В итоге решение было принято - я думаю, что митрополит Филарет заслужил право в конце жизненного пути меньше заниматься суетными делами и дать возможность своей душе сосредоточиться на молитвах и размышлениях. К тому же он остаётся почётным экзархом, что наряду со званием Героя Беларуси лишний раз подчёркивает огромную и решающую роль митрополита Филарета в становлении и развитии БПЦ. Так поступил и папа Бенедикт XVI. Как видим, приход более молодого и энергичного Франциска I позитивно сказался на РКЦ. Никто ведь не упрекает Ватикан за то, что папа из Аргентины, а не из Италии? То же можно сказать и о нашей ситуации в Белоруссии.

Теперь о митрополите Павле. Он - сравнительно молодой православный иерарх, имеющий достаточно физических сил, получивший опыт служения в самых различных регионах мира - в Северной Америке, России, Средней Азии. Думается, что человек с таким огромным опытом и широкими международными связями сможет принести немало пользы Белорусскому Экзархату. К тому же он избран не вопреки мнению Синода БПЦ, а по представлению этого самого Синода.

Что касается того, что митрополит Павел не знает белорусского языка... Ну, если бы он участвовал в митингах белорусских националистов - это, вероятно, было бы некоторой проблемой. Если говорить всерьёз, то у нас два государственных языка, и русский является, безусловно, основным, и как раз им митрополит Павел владеет превосходно. Я, к слову, вообще против использования в богослужениях в БПЦ белорусского языка - православная традиция Белоруссии предусматривает использование для этой цели церковно-славянского языка. То же могу сказать и о проповедях и частных беседах - для этого больше подходит русский язык, которым владеет всё население Белоруссии. Церковные термины и жизнь и так плохо понятны многим верующим, а если всё это разъяснять ещё и на белорусском языке, то будет только больше проблем. Поэтому не стоит менять устоявшийся ход церковной православной жизни ради успокоения кучки националистов (тем более, что только на вопросе языка они не успокоятся). Поясню: при создании того языка, который сейчас преподносят как "белорусский", в начале XX века активно использовали полонизмы и католические термины, а в наше время всё это разбавили постмодернистским новоязом. Сейчас нас пытаются заставить называть Рождество каким-то "раством". Т.е. уже "Нараджэнне Божае" (калька с польского) и "Каляды" конструкторов "белАрускасти" не устраивают. Но их меньшинство, а нас как представителей православной культуры и Русской цивилизации, не устраивает бескультурное вмешательство политиканов в нашу жизнь. Странны и обвинения митрополита Павла в непринятии гомосексуализма - с учётом мнения ряда "комментаторов" он, вероятно, должен был бы вступить в ряды лиги поддержки сексменьшинств?

К тому же перед нами пример Украины - вначале там получили автономию, потому произошёл церковный раскол (и в том числе из-за насильственного внедрения украинского языка в богослужение). И что в итоге? Люди, которые идут в свои храмы, в которых спокойно молились многие годы, видят там орущих, дерущихся палками и камнями людей. Нам это нужно здесь, в Белоруссии? Думаю, что любой нормальный человек понимает, что случись у него смерть близкого или необходимость окрестить родившегося ребёнка, должна быть возможность это достойно и торжественно сделать, а не дубасить у стен храма другу друга в стремлении отбить церковь у "противника". С приходом Павла стало ясно, что такой вариант в Белоруссии не пройдёт. К тому же в Москве начало свою работу представительство Белорусского экзархата под руководством архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия - авторитетного церковного иерарха, давнего сторонника единства РПЦ. Вот и бесятся наши не в меру ретивые на всех фронтах деятели.

И последнее - я вовсе не сторонник многих действий нынешней белорусской власти, в частности - возмутительных налогов на автотранспорт, на так называемое "тунеядство" и т.д. Однако не надо путать Божий храм со штабом "майдана". Те же, кто грозится уйти из православия после приезда митрополита Павла, сделали бы тем самым доброе дело - они давно не православные по духу и сути, и уход нескольких сотен озабоченных "политборьбой" людей позволит сохранить спокойствие и мир в храмах БПЦ.