Во вторник, 14 января в Москве в Комитете гражданских инициатив, руководимом Алексеем Кудриным, состоялось обсуждение доклада экспертов по Северному Кавказу Ирины Стародубровской и Константина Казенина "Северный Кавказ: quo vadis (куда идешь)?". Доклад посвящен современному политическому и экономическому состоянию республик Северо-Кавказского федерального округа, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В докладе рассматриваются те сферы жизни сегодняшнего Северного Кавказа, которые, на взгляд авторов, могут быть охарактеризованы как кризисные. Это земельные отношения, политика в отношении элит, антитеррористическая деятельность, конфессиональная политика. Основную причину сложности сегодняшнего положения на Северном Кавказе авторы видят в том, что северокавказский социум находится на переходном этапе, на этапе слома традиционного общества, когда старая система общественной организации во многом уже не действует, а новая еще не сформировалась. Рассматривая развитие Северного Кавказа начиная с 2010 года, авторы отмечают, что "модернизация сверху" в целом не оправдывает себя как способ решения проблем Северного Кавказа. Вместо дорогостоящих проектов, основанных на государственных инвестициях, в северокавказских республиках имеет смысл поддерживать имеющиеся очаги предпринимательства, ликвидировать имеющиеся барьеры для экономического развития, в том числе в земельной сфере, стимулировать гражданский диалог.

Выступая в ходе обсуждения доклада, профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич отметила, что та трансформация, которую претерпевает сейчас Северный Кавказ, не может пройти быстро - она займет минимум два поколения. "Общее свойство всех общественных трансформаций состоит в том, какие изменения ни начали бы воплощаться в жизнь, вначале всегда станет хуже", - отметила эксперт. По ее словам, на данный момент реальная экономика Северного Кавказа в основном состоит из четырех примерно равных по объему компонентов: экономики, основанной на использовании средств федерального бюджета; экономики, основанной на земельной ренте; теневой экономики; экономики, основанной на использовании ресурсов диаспор. В качестве приоритетных мер развития экономики Северного Кавказа Зубаревич назвала поддержку малого и среднего бизнеса, прежде всего создание для него приемлемой институциональной среды; спецификацию прав собственности на землю (для чего, по ее мнению, важны будут законодательные решения на уровне регионов); городское развитие.

Политолог Сергей Маркедонов отметил, что сейчас необходима выработка "нового языка" описания проблем Северного Кавказа, чему отчасти служит и представленный для обсуждения доклад. При этом Маркедонов критически отозвался о том, что анализ политики федерального центра в докладе начинается с момента образования в 2010 году Северо-Кавказского федерального округа. "Создание СКФО не должно рассматриваться как "осевое время" для Северного Кавказа. Образование округа во многом было реакцией на уже имеющийся кризис", - подчеркнул эксперт. По мнению Маркедонова, актуальнейшим для Северного Кавказа вопросом сегодня является выработка общероссийской идентичности. Одним из примеров того, как этому процессу чинят препятствия, он назвал фактический отказ от призыва молодых людей из восточной части Северного Кавказа в Российскую армию.

Научный сотрудник Института проблем рынка РАН, в прошлом советник президента Дагестана Михаил Чернышов отметил, что старые рецепты экономики, а также стабилизации общества на сегодняшнем Северном Кавказе не работают, для чего необходимо переосмысливать "всю экономическую парадигму в регионе". "Северокавказское общество - это не только общество на переломе. Это общество с высокой пассионарной энергией, с активным ростом экономики "снизу". Важно использовать эти ресурсы развития", - подчеркнул эксперт. "Рабочая сила в регионах Северного Кавказа явно недооценена, вследствие чего и продолжается трудовая миграция северокавказцев в регионы, где они могут зарабатывать значительно больше. Отсюда бесперспективность появляющихся сейчас в республиках СКФО проектов, которые делают ставку на дешевую рабочую силу", - добавил Чернышов.

Отвечая в ходе обсуждения на вопрос о предложенных в докладе мерах в области конфессиональной политики, соавтор доклада Ирина Стародубровская заявила: "Важно различать на Северном Кавказе две группы людей, обобщенно называемых сейчас радикалами. Одна группа - это те, кто исповедует религиозные взгляды, отличные от ислама, считающегося "традиционным", но при этом действует в рамках российских законов. Другая группа - те, кто является сторонником насильственного свержения конституционного строя. Никакие договоренности с гражданами второй категории невозможны. Но если бы эти две группы не приравнивались одна к другой, то для борьбы с реальным терроризмом высвободилось бы больше сил и средств".