Казахстан занял равноудаленную позицию по отношению к соседям, заявил в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" профессор Международного университета информационных технологий Дулатбек Кыдырбекулы (Казахстан), комментируя проблемы и перспективы взаимодействия стран Центральной Азии, передает корреспондент ИА REGNUM.

По его мнению, "с Туркменистаном это происходит из-за изолированности этой страны от мира под флагом нейтралитета. С Узбекистаном же прохладные отношения, скорее всего, вызваны опасениями возможной внутренней социальной нестабильности в этой стране, исходом узбекских граждан в Россию и Казахстан на сезонные работы, а также утратой Ташкентом экономического первенства в регионе и его переходом к Астане. В свою очередь, с Кыргызстаном отношения также "ограничены" по причинам периодических политических дрязг в этой стране, частой смены руководства и ухудшения социального положения внутри Кыргызстана. Для Казахстана открыты только Иссык-Кульское побережье для туристического отдыха и реэкспортный поток относительно дешевых товаров китайского производства. На этом фоне, Таджикистан не имеет границ с Казахстаном. Тем не менее, главным фактором удаления Казахстана от стран ЦА, на мой взгляд, стало членство в Таможенном союзе, куда теперь рьяно рвутся Кыргызстан и Таджикистан". "Как мне представляется, наибольшие сложности у Казахстана существуют с Узбекистаном. Например, Казахстан успешно налаживает транспортные связи с тем же Туркменистаном. Узбекистан мог бы проявить добрую волю и присоединиться к набирающему обороты процессу сотрудничеству этих двух стран. Казахстан явно готов к углублению экономического сотрудничества. Все зависит от самого Узбекистана", - подчеркнул профессор.

"Считаю, что именно вопрос о наличии некоего "центра"в регионе и вызывает не только разногласия, но и фактический раскол в ЦА. Если Кыргызстан и Таджикистан являются наиболее слабыми в экономическом плане, то Туркменистан намерен постепенно увеличить свой экономический вес. При этом, никто пальму первенства уступать не намерен. Поэтому, главное условие для развития и интеграции региона - это равноправное сотрудничество. Например, в случае создания некой единой для стран Центральной Азии организации это условие должно быть отражено в четком механизме поэтапного председательства в этой организации, где очередность каждой страны не превышала бы полгода - год. Только подобный путь не допустит какого-либо доминирования одной страны над другой, в том числе сбалансирует экономическое превосходство одной страны над другой", - рассуждает эксперт.

"Что нужно сделать для активизации взаимодействия в ЦА? Для начала следует наладить экономическое сотрудничество, не ограничиваясь при этом лишь одной торговлей. Следует четко обозначить общие экономические проблемы и совместно их решить. Важно создать реальное поле для инвестиционной политики. При этом, на мой взгляд, очень важны новые инфраструктурные связи в рамках проектов по возрождению Великого шелкового пути". "Однако, почему, говоря о той же интеграции в Центральной Азии, уже на протяжении более 20 лет эта тема остается лишь на бумаге и нет при этом реальных продвижений? Ответ, как представляется, достаточно прост: совершенно разные уровни экономического развития и, разумеется, слабое сотрудничество в данной области. И об этом слабом звене взаимоотношений мы и забываем. Более того, нужно параллельно углублять культурные отношения между странами ЦА, что также немаловажно: ведь на наличие общих черт и общее историческое прошлое в последние годы в регионе совершенно перестали обращать внимание!", - уверен казахстанский специалист.

При этом, эксперт из Казахстана отмечает, что "на внешние силы, будь то США, ЕС, Россия или Китай, нужно смотреть с предельной осторожностью. Времена, когда эти внешние игроки предлагали "легкие деньги" прошли. Ради своих экономических выгод и геополитических интересов с позиции "Dividee tImperare" ("Разделяй и властвуй") они склонны технично "натравливать" страны ЦА друг на друга. Тем не менее, уверен, что нам надо максимально использовать их помощь именно в деле регионального сотрудничества". "Так, например, Китай предлагает свою программу развития Великого шелкового пути, что действительно сблизило бы страны региона, причем на взаимовыгодных инвестиционных условиях. В свою очередь, западные страны и Россия, на мой взгляд, пока больше склонны заниматься политическими спекуляциями под лозунгом борьбы с терроризмом, что, кстати, косвенно свидетельствует и об относительном ослаблении их экономического могущества, признании ими постепенного роста влияния Китая. Понятно, что та же Россия сегодня борется за свои исторические права на ЦА. Однако, что она реально может предложить, имея схожую модель и структуру экономики, пусть и немного большую по своему масштабу?", - подчеркивает эксперт.

"Поэтому, единственный разумный путь взаимодействия с внешними силами - это посредством дипломатии найти общий язык и определить общие интересы по развитию региона, а не игнорировать, как это делается сегодня, имеющиеся в ЦА проблемы. Ведь проблемы, рано или поздно, могут привести к конфликтам, причем кровавым как национального, так и регионального масштабов. В этой связи, только решив существующие в ЦА ключевые проблемы, страны региона создадут условия для своей стабилизации и экономического подъема. Безусловно, это позитивно отразится и на соседях. А это, в первую очередь, Афганистан. Если нужен стабильный Афганистан, то необходимо подключить эту страну к программам восстановления Великого шелкового пути, реализация которых невозможна без объединения экономических, политических и иных усилий стран ЦА", - заключил он.